Образование

«Не было у нас ни-че-го! А сейчас есть всё»: показываем крохотную красноярскую школу, которую снесли и построили заново

Школа № 36 в Николаевке рассчитана на 205 учеников, а учится там около 500

Школе № 36 уже 87 лет. Но здание у нее новое

Одну из старейших школ Красноярска — № 36 — построили в 1936 году. Ученикам просто запомнить год строительства своей школы. А в 2023-м ее построили еще раз. Новое здание совсем небольшое, двухэтажное. Оно, конечно, теряется на фоне многоэтажных домов, которые виднеются на Волочаевской и на Красной Армии, но когда-то школа возвышалась над всей Николаевкой, где были только маленькие домишки. Корреспондент NGS24.RU Кадрия Катцина в конце мая побывала в заново построенной школе и удивилась, насколько она компактная с виду и вместительная внутри. А еще поразило то, как бережно дети к ней относятся.

Снесли до основания

Николаевка — крупный частный сектор в Красноярске. Удивительно, как здесь ощущается контрастность Красноярска. Вот стоишь ты на гравийной дороге среди деревянных домиков, а тебя окружают многоэтажки, крупные дорожные развязки и красивый вид на Енисей. Тут же на Сопочной спряталась маленькая школа № 36. Она рассчитана всего на 205 детей, а учатся в ней около 500 — в две смены.

Татьяна Юрьевна Ковалева, директор школы № 36 с 2017 года. Говорит, что объект ей достался проблемный, но все проблемы решаемы

На входе нас встречает директор Татьяна Юрьевна Ковалева. Проходим и сразу попадаем в небольшой коридорчик с уголком для отдыха. Здесь стоит диван, флагштоки, а на стенах — стенды с флагами города, региона, страны. Со стены на нас глядит портрет президента.

Это холл, который находится ближе всего ко входу. Здесь дети отдыхают, ждут начала уроков

— Тут можно и отдохнуть, и геральдику поизучать, почитать государственную символику. Обратите внимание, дети на стенах не пишут. Берегут школу, — констатирует Татьяна Юрьевна.

Так выглядит гардероб. Дети здесь оставляют верхнюю одежду и уличную обувь

Слева от входа в коридор расположился небольшой гардероб. А в старой школе он даже не был предусмотрен. По словам директора, раньше верхнюю одежду и сменку оставляли прямо в классах.

В ожидании урока

В старом здании школы у детей не было особого комфорта, поэтому сразу несколько туалетов для детей и отдельные для персонала на двух этажах — сейчас отдельный повод для радости. А еще на втором этаже есть отдельная комната гигиены для девочек — с биде.

И дети, и учителя довольны новой школой. В прежней учиться было невозможно

Старое аварийное здание строители снесли до основания. Школу строили с нуля в пределах прежнего фундамента. В это время свои двери для ребятишек открыла школа № 73 на Мелькомбинатской. Директор школы работала над проектом здания вместе со специалистами. Некоторые вопросы решают до сих пор. Новое здание школы заработало 23 января 2023 года (еще одно совпадение чисел).

Наш фотограф успел заснять школу №36 еще до того, как ее снесли. Вот какой она была
И вот какой она стала после сноса и строительства
Обновленная школа на Сопочной открылась в начале 2023 года. Учиться дети начали почти сразу, а половину учебного года ходили в школу № 73

— В 2020 году нас закрыли. Было шесть огромных трещин на стенах. У нас стояли маяки, их контролировали специалисты. В марте, видимо, грунт пошел, на 4,5 сантиметра трещина увеличилась. Дали предписание срочно покинуть здание. Нас эвакуировали. То, что мы сейчас имеем, этого стоило. Мы перетерпели и настолько рады, что у нас есть возможность учить детей, проводить для них мероприятия. Когда дети улыбаются и смеются, все радуются, — говорит директор.

Кабинет «душой отдохнули»

На первом этаже двухэтажного здания учатся младшие школьники. На переменке все бесконечно здороваются с директором.

— Это начальная школа у нас. Конечно, кабинетики маленькие, но всем хватает места. В этом году мы планируем набрать всего четыре первых класса. Больше не возьму, — заверяет Татьяна Юрьевна.

На уроке у третьеклашек

Директор открывает дверь в класс, где идет урок. Дети встают со своих мест и хором здороваются. В такие моменты всегда неловко прерывать урок. Татьяна Юрьевна демонстрирует меня и фотографа школьникам:

— Вот, дети, это журналисты. Пришли посмотреть, как вы учитесь, и спросить, нравится ли вам школа.

Дети сразу же отзываются и почти хором голосят: «Да, очень нравится! Очень!»

Директор школы говорит, что самое важное — улыбки детей. Им приятно учиться в новой школе, они всё берегут

— Все кабинеты у нас оборудованы. Есть проекторы и интерактивные доски, у учителей для работы есть ноутбуки, в кабинетах установили рециркуляторы. Классы в среднем у нас по 25 человек, — рассказывает директор.

Дальше мы проходим в правое крыло первого этажа. Директор школы говорит, что когда-то давно его строили старшеклассники вместе с рабочими «Краслесмаша» и коридор был настолько узкий, что было очень неудобно ходить, всего 1,2 метра в ширину.

— Конечно, никаких санитарных норм и требований не соблюдалось. Дети строили! Ну что они могли настроить?! — восклицает Татьяна Юрьевна.

Постепенно голые, но крепкие стены новой школы украшают стендами и стенгазетами

Зато теперь новое здание может принять и маломобильных детей по всем современным стандартам. Правда, таких ребятишек в школе нет, но, если нужно, их готовы принять. Для них есть и специальный лифт.

Для маломобильных детей предусмотрено в новой школе всё. Только таких учеников пока нет

Дальше мы проходим в кабинет психолога. Мое внимание привлекает прозрачная труба, которая переливается разными цветами, а внутри вода и поднимающийся снизу вверх пузырек воздуха. Психолог Светлана Александровна поясняет, что это специальное приспособление для медитации.

Пользуются популярностью у детей занятия на балансире. Это действительно весело. Попробуй-ка не свались!

— Дети смотрят и отдыхают. А этот кабинет называют «душой отдохнули», — смеется работница школы.

Здесь же есть бассейн с шариками, песок, соль, развивающие игры и кресла-груши.

Развитие мелкой моторики — сплошная польза для детей
В кабинет к психологу хотят все ребятишки, иногда даже идут на хитрость, чтобы убедить педагога позаниматься

— Дети чего только не придумают. Ко мне подошел однажды наш ученик и говорит: «Светлана Александровна, кажется, я заболел, я стал разговаривать по-звериному. Мне нужно у вас позаниматься!» — вспоминает курьез школьный психолог.

Дальше мы идем в учительскую, которой в старом здании школы тоже не было.

Теперь и для учителей есть место в новом здании — своя учительская

— Теперь учителя могут прийти на перемене и выставить оценки в «Элжуре», домашнее задание расписать. Не было у нас ни-че-го. Тут же у нас завуч сидит, за всеми смотрит. Вот всё сделано для удобства педагогов, — расписывает Татьяна Юрьевна.

Татьяна Юрьевна ценит науку, и оценки для нее не важны

К оценкам у Татьяны Юрьевны свой подход, она считает, что самое важное, что может дать учитель — научить учиться.

— Я в начальных классах вообще не ставила оценки. Самая главная задача учителя в этот период — научить ребенка учиться. Мама у ребенка спрашивает: «А где оценки?» А он ей отвечает: «Мама, а зачем они нужны? Самое главное — я научился решать задачи». И вот первые оценки я им ставила только в третьем классе, чтобы приучить к ним. И, когда я выпускала этих детей в 11-м классе, у них было девять медалистов, у них не было сложного переходного возраста, они все учились. Среди них пять кандидатов наук. А для меня наука на первом месте, — поясняет директор школы.

На стенах спортзала была черная плесень

Мы подошли к кабинету, в котором находится музей школы. Сейчас здесь выставлены не все экспонаты, но многие из тех, что представлены, связаны с периодом Великой Отечественной войны. На стене висит портрет Ивана Лихачева — участника Сталинградской битвы. После войны он сотрудничал со школой. В музее школы проводят классные часы.

Портрет Ивана Лихачева, участника Сталинградской битвы
Старая табличка теперь тоже хранится в музее школы

Часть экспонатов связана с предприятием «Краслесмаш». Когда-то на территории школы выводили сорта пшеницы, а сама школа была победителем на ВДНХ. Директор говорит, что это направление не бросают, проводят исследования через интенсивные школы в Канском районе с профессорами. Детей учат писать научные работы и проекты, защищать их.

На фото — малая часть наград и экспонатов музея школы. Еще не успели все разместить

— Дети выходят из школы и знают требования к научным работам. Они проводят практики и умеют доказывать свои работы, — немного хвалится Татьяна Юрьевна.

В коридоре встретили школьников постарше. Директор сама интервьюирует детей:

Как вы учитесь, дети, расскажите?

— Замечательно!

Нравится школа?

— Мы обожаем школу, это наш второй дом!

Татьяна Юрьевна заводит нас в класс информатики. С виду обычный класс, только возле каждой парты — офисный стул. Директор говорит, что школа ни в чем теперь не нуждается. Школьники на урок получают ноутбуки, которые хранятся в специальных тележках. После урока технику возвращают на место, там они заряжаются. Дети теперь с первого класса изучают программирование. Для этого у них есть даже робот.

Ноутбуки раздают в начале урока, а потом убирают в тележку на зарядку

— Мне очень интересно. Потому что эти дети должны будут в третьем классе уже уметь делать то, что делают девятиклассники. Любопытно посмотреть на их результаты. А у пятых классов мы будем постепенно внедрять углубленное изучение математики и информатики, в полную силу налегать на эти предметы они будут только в седьмом классе, — говорит Татьяна Юрьевна.

В холле перед спортзалом останавливаемся.

— Вот здесь на этом месте был спортзал, он с 2018 года вообще не использовался. Учебную программу в школе реализовывали, не громко сказать, героически. При тех условиях, которые были в школе, учиться и учить было очень тяжело, — вспоминает директор.

На стенах, как нам рассказала Татьяна Юрьевна, выступала черная плесень, а трещины наводили страх.

Спортзал невелик, но и школа рассчитана всего на 205 детей

Проходим дальше, заходим в спортзал. Он совсем небольшой, но зато новый, чистый, без плесени. Можно не бояться, что стены рухнут на голову.

Спортивного инвентаря школьникам хватает. Директор говорит, что они ни в чем не нуждаются

— Теперь у нас есть и волейбол, и баскетбол, и к 1 сентября откроем спортивный клуб, но над направлением пока работаем. Наши учителя физкультуры грамотные, они умеют готовить детей к соревнованиям. Весь спортивный инвентарь тоже есть, ни в чем не нуждаемся. Главное — сохранить всё так, как есть сейчас, — говорит директор.

Весь спортинвентарь хранится в отдельной комнате

Школа — холст

Второй этаж выглядит достаточно аскетично, но это объясняется тем, что школа открылась только в середине учебного года, обживаются ученики и учителя в процессе. Зато в классах всё обустроено. В кабинете химии в каждой парте есть краны с водой, это очень удобно, когда дети проводят эксперименты. На полках в шкафах интересные наглядные пособия. Так я в первый раз в жизни увидела настоящую препарированную лягушку в банке — там наглядно видны ее внутренности. Рядом в банках другая препарированная живность. Есть человеческий череп.

В школе углубленно изучают естественные науки
Вот и (бывшая) живность в разрезе
Учебные пособия далеко не новые. Но дети очень бережно относятся в этой школе ко всему
В каждой парте кабинета химии есть кран с водой

В школе еще встречаются пустующие кабинеты. У Татьяны Юрьевны загораются глаза, когда она начинает рассказывать о планах. Она показывает пустое помещение:

— Здесь будет кабинет детских инициатив. Сейчас мы ждем специалиста, который будет курировать детей, уже две кандидатуры рассматриваем. Всё здесь обустроим, чтобы детям было удобно.

Актового зала в школе, рассчитанной только на 205 детей, нет. Все мероприятия проводят в большом холле на втором этаже, здесь же устраивают спектакли, здесь же у детей проходят праздники. Вдоль стен стоят стулья, которые превращаются в зрительный зал.

Ожидаемо, что в маленькой школе, рассчитанной на небольшое количество детей, будет маленькая столовая. Она больше похожа на кафетерий. Для экономии места стульчики убираются прямо в столы, так всё выглядит еще более компактно.

Перед входом в столовую нужно обязательно вымыть руки
Самая маленькая школьная столовая, которую мы видели
Работники столовой говорят, что дети едят с аппетитом, кормят их вкусно

Татьяна Юрьевна — директор школы № 36 с 2017 года. Ей достался проблемный объект, но она сама говорит, что все проблемы решаемы. Некоторые приходится решать уже и в новом здании. Когда школу уже построили, обратили внимание, что в цокольном этаже нет отопления, а там как раз находится столовая.

— Но и с этим мы справились. Сразу же, как только я обратила на это внимание, специалисты пришли и решили этот вопрос, установили оборудование, которое прогревает помещение, — рассказала директор.

В планах у директора — расширить столовую за счет холла перед ней.

В конце нашей экскурсии по маленькой школе мы решили самостоятельно прогуляться по территории. За школой есть две площадки: для футбола и для баскетбола. А для самых маленьких — игровая площадка.

У одной из самых маленьких школ города есть сразу несколько площадок для занятия спортом
Здесь играют в волейбол и баскетбол в хорошую погоду
И для самых маленьких всё предусмотрели
При строительстве новой школы для директора важно было сохранить этот обелиск в память о работниках школы и учениках, ушедших на войну

А вам какие школы больше нравятся?

Большие и современные
Маленькие и уютные
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE2
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства