
Школа № 159 открылась 11 ноября 2022 года. Такая красивая дата — 11.11.22 — никакая не случайность. Открыть учебное заведение именно в этот день — мечта директора Татьяны Александровны Жихаревой. Ей навстречу пошли строители и муниципалитет. Теперь легко запомнить, когда празднует свой день рождения самая большая красноярская школа, в строительство которой вложили около 2 миллиардов рублей. Корреспондент NGS24.RU Кадрия Катцина прогулялась по школьным коридорам и изумлялась тому, какие кабинеты теперь бывают в современных учебных заведениях.
Самая большая школа в Красноярске
Школа на Мясокомбинате рассчитана на 1550 учеников. Сейчас здесь учится около 1300 ребятишек, но уже в новом учебном году в самой большой школе Красноярска ожидается перебор — 1650 учеников. И она уйдет на работу в две смены. Но, несмотря на это, всем, кто в ней учится и будет учиться, можно только позавидовать. В недавно отстроенной школе приятно находиться не только из-за свежего ремонта и архитектурных решений, которых нет в старых учебных заведениях, здесь каждый класс имеет современное оснащение. Сравнивать с другими школами даже нечестно.

Первый вопрос, который волновал корреспондента NGS24.RU: комфортно ли детям учиться в такой большой школе?
— Во-первых, у нас по блокам всё разделено. Есть блок начальной школы, блок основной школы и старшей. Дискомфорт был в том, что дети пришли из маленьких школ, и для них эти просторы были необыкновенные. В течение первой недели у нас терялись дети. А потом, они же быстро ориентируются, им стало очень комфортно. Коридоры они используют не для того, чтобы побегать, они репетируют танцы, у нас чисто, они могут даже лечь на пол, лежат, играют в телефонах, там пуфики есть. Ну, еще не дооборудовано у нас, еще проект идет по инфраструктуре, будем окультуривать это пространство для отдыха, — рассказывает директор Татьяна Жихарева.

Телефонами на уроках ребятам пользоваться нельзя. Для детей возле раздевалки в холле установили для смартфонов специальные кабинки, в которых устройства можно заряжать, пока они там лежат. Но, по словам директора, популярностью они не пользуются.

Если присмотреться к схеме школьных блоков, все становится понятно. Каждому блоку, их четыре, выделен свой цвет, таблички на дверях кабинетов соответствуют им.
Вместо привычного актового зала здесь — зрительный зал на 493 посадочных места. Из технического оснащения есть, наверное, всё: огромные колонки, гигантский проектор, широкая сцена с пандусами для маломобильных людей. Пока еще не распечатаны коробки с электронными экранами.


— Я — счастливый директор! Мне как руководителю не надо было ничего делать, тут всё было. Как в «Крокус-Сити», — смеется Татьяна Александровна.
Напротив зрительного зала располагаются отдельная гримерная и бутафорная. Часто ли такие кабинеты можно встретить в общеобразовательной школе?
Типография, планетарий и фотостудия
Дальше мы отправились осмотреть библиотеку. Рассчитывали увидеть стеллажи и книги, ну, может еще столы, где дети делают уроки или стенгазеты. По сути так и есть — в библиотеке много выставочных стеллажей, на которых оставляют любимые книги ученики и их родители, есть отдельная зона, где стоят столы с компьютерами. Но вот увидеть там свою школьную типографию и планетарий мы даже и не думали.




Мобильный планетарий представляет собой раму, в которой автоматически выдвигаются белые щиты, а проектор запускает картинку. Если устроиться на стуле прямо внутри, то можно любоваться созвездиями. В планах школы купить кресла-груши для детей, чтобы им было еще комфортнее.


Типография — отдельный повод для гордости.


— Это кабинет, в котором работают учителя, они могут отсюда наблюдать за детьми. Такая маленькая своя типография. Тут у нас есть резаки, ламинаторы, принтеры, степлеры, — показывает нам кабинет директор школы.
Мы в шутку предложили администрации школы зарегистрировать свое СМИ. Но какие уж тут шутки, когда в школе есть своя фото-видеостудия и радиоузел? Эта аудитория напичкана всей необходимой техникой, чтобы создать школьный медиахолдинг: есть компьютер для монтажа, специальный фон, звукозаписывающая аппаратура, радиооборудование, камеры.

— Если ребенок хочет, он может себя попробовать в журналистике. У нас всё для этого есть, — констатирует Татьяна Александровна.
Для учителей в школе есть свой зал для видеоконференций. Коллектив учебного заведения сотрудничает с Санкт-Петербургским педагогическим университетом, у учителей есть возможность прокачивать свои профессиональные навыки, узнавать новое. В этой аудитории есть три монитора и специальные столы, в которых установлены USB-порталы, чтобы подключить телефоны и транслировать свои презентации прямо с них, розетки для зарядки.

В этой школе, как и во многих других, есть продленка. Для младших школьников предусмотрены спальни и комнаты отдыха, где за ними присматривают воспитатели.


Школьные коридоры пока что оснащены только скамеечками для маломобильных детей. Татьяна Александровна говорит, что они очень важны, и демонстрирует, как ими пользоваться.

— Вот так ребенок к ней подъезжает, перехватывается руками и садится, а рядом его одноклассник, они могут посидеть и поболтать, это очень важно. Мы все равны, — поясняет директор.

Пока что коридоры пустые. Но коллектив школы собирается их наполнить тематически — создать зоны для полезного детского досуга с играми по разным школьным предметам.
О чем могут жалеть дети в этой школе, так это о том, что нельзя прогулять пять минут урока под прикрытием «намочить тряпочку для доски». Мелом тут не пишут. Интерактивные доски покрыли специальными пленками для маркеров. Вот тебе и современная школа!

Как обустроены предметные классы
Предметные классы наполнены оборудованием. Нам показали кабинет физики, в котором есть вообще всё для того, чтобы стать настоящим ученым.


— Вот это цифровая лаборатория по физике. Здесь есть bluetooth, то есть я могу подсоединиться к телефону и получать сведения об окружающей среде: измерить шумы, температуру, высоту, расстояние, токи воздуха, вольтметр здесь есть. Сюда можно подключить разные датчики. Цифровую лабораторию по физике могут использовать и другие учителя-предметники, например, я, как учитель географии. То же и с биологией и химией. Для начальной школы есть отдельные такие лаборатории, — показывает приборы Татьяна Александровна.


Из основного кабинета есть выход в помещение для индивидуальной работы учеников. Учитель в это время видит, что делает ребенок, через стекло. А из этого помещения есть выход в еще один класс, в котором во время урока могут дополнительно заниматься дети. Например, трудиться над лабораторными с помощью специального «умного дома», который оснащен солнечными батареями, чтобы можно было проследить, как расходуется энергия и на что. В нем есть специальный резервуар, в котором от энергии нагревается вода. Ветровая установка наглядно показывает выработку электроэнергии.

Не меньше нас удивили кабинеты по технологии. Для детей здесь есть швейный класс, класс для готовки, мастерские с различными инструментами. Мальчики и девочки занимаются во всех классах, все шьют, готовят, мастерят, невзирая на пол. Директор школы считает, что это правильно, поскольку приготовить еду должен уметь каждый. А также починить одежду, уметь обращаться с разными инструментами, будь то пилы, молотки или лобзики.





В швейном классе есть машинки, стол для раскройки, манекены, примерочные. В классе для готовки всё буквально как на обычной кухне. Но парты тоже никто не отменял.




Спортивный блок
Переходим к спортивному блоку. В школе № 159 целых шесть спортивных залов: для «началки», для общей школы, для старшеклассников (в нем можно проводить серьезные городские соревнования), для лечебной физкультуры, хореографический зал и тренажерка. Администрация школы планирует позволить и родителям заниматься в тренажерном зале на платной основе.
Для малышей зал ожидаемо маленький. Директор отмечает, что здесь и баскетбольные кольца низко висят — специально, чтобы было легче попасть в кольцо.



В спортивном блоке есть раздевалки с душевыми кабинами и раздевалка для маломобильных детей. Там тоже есть адаптированный душ. Сейчас в школе учатся всего два ребенка, которые пользуются инвалидными креслами. Они находятся на домашнем обучении, но в этом учебном заведении нет никаких барьеров, им доступны все классы.



На территории школы располагается огромная хоккейная коробка, она же волейбольная, баскетбольная и футбольная площадка. Рядом стоит теплая раздевалка, где можно надеть коньки или лыжные ботинки.




В школе есть механизированный тир. Автоматы и винтовки хранятся в шкафах-сейфах, прикрученных к полу. Бежать за мишенью тут не нужно, жмешь на кнопку — и мишень сама подъезжает к тебе по тросу.

Медицинский кабинет уже получил все необходимые разрешительные лицензии и начал работать. В скором времени здесь появится еще и стоматологическое кресло. Детям будут бесплатно лечить зубы.

Важное наблюдение — в школе очень светло.
— Мы специально не стали завешивать окна в коридорах, из окна очень хороший вид, простор и небо. Отсюда видно даже большой крест на Дрокинской горе, — говорит директор.

А чего в школе больше нет?

Глядя на все современные решения, мы поинтересовались у директора, что нового появилось в жизни школьников, а что безвозвратно ушло.

— Татьяна Александровна, сейчас многие школьники перестали вести дневник. Вы считаете, что это хорошо?
— Дневник создавали для того, чтобы ученик вел свои записи. Это его изначальное предназначение. Дальше стали проверять, как заполняются дневники, и они перестали быть личными записями. При наличии ЭлЖура (электронного журнала. — Прим. ред.) многие отказались от ведения дневников, и я это поддерживаю. Если ребенок не хочет, не надо. Это должна быть собственная потребность. И вот с учителями начальных классов мы пришли к тому, что вторым, третьим и четвертым классам дневники нужны, им нужно научиться организовать свой день. То есть вот с этой точки зрения у нас дневники есть. Некоторые дети, я вот веду в седьмых классах и в десятых, ведут дневники сами, их таких процентов 50–60. Но мы дневники не проверяем, — объясняет Татьяна Александровна.

— Что еще ушло из школ? Журналы?

— Да. У нас, знаете, какой случай был: когда вводили ЭлЖур, хакеры его вскрывали. Наши дети вскрыли все пароли и наставили себе оценки. А учительница переживала, когда запускалась система, что некоторые записи могли исчезнуть, и она параллельно вела обычный журнал — сама купила и для себя всё писала туда. Вот так мы вычислили, что дети вскрыли оболочку. Мы отработали с техническим персоналом и эти вопросы решили. Вы знаете, все циклично. Я бы не сказала, что мы от чего-то отказались, сейчас просто другой уровень, другой формат появился. Я — выпускница советской школы, у нас были хорошие добрые вещи, которые и сейчас есть, но они в другом формате. Например, коллективные творческие дела. Это осталось и сейчас и даже вошло в федеральный стандарт. Но стало называться «проект».
Что скажете о новой школе?