Красноярская школа № 148 находится в глубине Ленинского района Красноярска, на улице Борисевича. Как говорит директор учебного заведения, они — восточные ворота города. Из-за отдаленности от центра Красноярска эта школа стала центром притяжения и детей, и их родителей со всего района. В 2012 году к корпусам старшей и младшей школ присоединили детский сад. Теперь можно сказать, что сюда ходят дети от полутора до 18 лет. Сейчас во всех трех корпусах учится 1630 детей, все в первую смену. Команда NGS24.RU побывала на уроках у юных спасателей, эколят, хористов и инженеров.
Флаг здесь выносили и раньше
Учебная неделя в школе № 148 начинается с торжественного поднятия флага. Так в школе заведено уже давно и никак не связано с нововведениями 2022 года. Раз в неделю перед входом выстраиваются классы: и обычные, и МЧС, и хоровые, и экологические, и stem-классы, углубленно изучающие информационные технологии, робототехнику и искусственный интеллект. На линейке всегда объявляют ребят, которые за прошедшую неделю успели поучаствовать в соревнованиях или конкурсах и получить какое-либо поощрение.
Такое многообразие классов — авторская разработка администрации школы.
— Школа должна быть интересная, она должна быть классная, чтобы каждый ребенок нашел здесь себе место, — уверена директор Юлия Бушланова.
По данным руководства школы, 70% выпускников идут в вузы, а другие 30% — за профессиональным образованием.
Юлия Сергеевна руководит учебным заведением 16-й год. Она педагог в четвертом поколении. После поднятия флага директор приглашает нас в школу, чтобы мы увидели ее жизнь изнутри.
— На самом деле мы встроились в новый распорядок безбарьерно. Гимн и поднятие флага были уже в нашей системе воспитательной работы в таком же формате — раз в неделю с линейкой, на которой поощряют ребят, отличившихся в жизни школы за неделю, — объясняет директор.
«Разговор о важном»
На первый взгляд, школа как школа, но у здешнего экокласса на первом этаже есть собственные питомцы — аквариум с рыбками. Директор говорит, что дети сами моют аквариум, кормят рыбок и следят за ними. По ее словам, для детей это не просто расслабляющий элемент интерьера, а в первую очередь тренировка ответственности за живое.
Идем на урок «Разговор о важном», который с нового учебного года стал обязательным для всех школьников России.
Общий план этого урока приблизительно одинаковый для всех учеников, но подача информации для каждой возрастной группы своя. 19 сентября дети изучали биографию ученого Константина Циолковского и отвечали на вопросы после просмотра небольшого информационного ролика. Мы не увидели на уроке никаких рассуждений о политике. Директор школы объяснила, что ее и нет.
— «Разговор о важном» направлен на развитие ценностного отношения школьников к своей родине. При этом у детей остаются и классные часы. Все темы, которые обсуждаются здесь, очень важны, — считает Юлия Сергеевна.
Эти уроки действительно не касаются вопросов политики напрямую, однако в перечне присутствует такая тема Крыма — всё же современные вопросы геополитики не обходят школьников стороной. Большинство же тем просты и понятны детям: мой первый учитель, о бабушках и дедушках, про пап, о семье, День космоса.
После класса МЧС мы пошли к эколятам. Их можно отличить от всех остальных классов по зеленым галстучкам, которые по форме напоминают пионерские.
— Экокласс вызвал восторг у родителей. В самой программе предусмотрено «расшколивание» — это когда мы объединяем общее образование и дополнительное. Ученики ездят в «Роев ручей» и там проводят уроки. У них даже гимн свой есть, — рассказывает директор.
Кем стану, когда вырасту
Школа № 148 хорошо оснащена техникой, в классах есть интерактивные доски, есть классы, оборудованные ноутбуками для профориентационных занятий, в коридорах уютно. На втором этаже корпуса начальной школы на стенах висят карта мира и карта России, сверху на каждой из них установлены обычные аналоговые часы, которые показывают время в ключевых городах. Можно наглядно сравнить разницу часовых поясов.
Классы, где дети занимаются профориентацией, выглядят как хорошо оборудованный офис в серых тонах с контрастными цветами. Здесь парты стоят так, что дети оказываются за двумя круглыми столами лицом друг к другу.
— Дети проходят тестирование, составляют индивидуальные образовательные маршруты и с их помощью выбирают для себя профессию. Платформа, на которой работают дети, — национальный проект. Такое есть не во всех школах, мы выиграли грант на реализацию составленного нами проекта. После таких уроков дети меньше ломают голову над тем, кем они станут, когда вырастут, — утверждает директор школы.
В кабинете есть настольные игры, которые помогают ученикам понять, что дают разные профессии. Что-то вроде профориентационной «Монополии».
О школе, учениках и своей профессии Юлия Сергеевна рассказывает с любовью. Говорит, что по-другому и не может.
— Я — уже четвертое поколение педагогов в нашей семье. Я видела все плюсы и минусы профессии. Но когда окончила 11-й класс, мама мне сказала: «Юля, наше предназначение — передавать положительный жизненный опыт, любить и учить детей». Себя я вижу в этом, — признается директор школы.
Дети в хоре учатся слышать друг друга
В актовом зале уже собрались ученики хорового класса. Это целый поток, такие классы в школе № 148 набирают с 2016 года, и родители, по словам педагогов, просто в восторге от того, каких результатов добиваются дети.
— Когда они в коллективе начинают петь, они подтягиваются, подстраиваются под музыку, друг под друга, у них у всех всё получается. Может быть, не сразу, но со временем становится всё прекрасно. Хор — это сложно, здесь нужно целых 40 минут отработать, стоять и трудиться. Я думаю, что как раз трудолюбием эти дети отличаются и силой воли. Это и работа в команде, и работа с дыханием, и правильное произношение звуков, — рассказывает музыкальный руководитель Ирина Анатольевна.
По словам директора школы, дети в этом классе, особенно те, у кого есть сложности с речью, быстро поправляют свои проблемы. После 4-го класса дети идут в музыкальную школу № 6. Педагоги отмечают, что у хорового класса есть дисциплина, умение работать в команде, умение слышать друг друга.
С гамм и распевки мы тут же переключаемся на stem-класс — научно-технический.
— Здесь у детей в приоритетах и геометрия, и математика, и физика. Они на протяжении трех лет изучают логику, информационные и медийные технологии, инженерию. У них есть специальное оборудование, оснащение, логические задачи они решают, — поясняет Юлия Сергеевна.
В школе № 148, как и во всех остальных красноярских школах, есть маломобильные ученики. В этом учебном году их всего двое. И хоть они находятся на домашнем обучении, в школу иногда приходят. Сама школа оборудована плавными порогами в здании и пандусами во дворе, однако не всё так просто.
— Ребята приходят и на линейки, и на некоторые занятия, и на торжественные мероприятия. Однако здание не современное: здесь нет лифтов и подъемников, какие предусмотрены в современных школах. Это не позволяет в полной мере маломобильным детям проводить весь день на уроках в учебных классах, — говорит Юлия Сергеевна.
Поскольку школа находится в отдаленном от центра города районе, она становится настоящим досуговым центром для жителей Ленинского района.
— Мы такое ядро досуговой деятельности не только для школьников и их родителей, но и для жителей микрорайона, — говорит директор. — Мы подключаемся к общественным мероприятиям и всегда в них участвуем.
Что вы думаете о нынешних школах?