Все новости
Все новости

«Из 25 детей готовы двое»: советы красноярского педагога с 47-летним опытом, как подготовить ребенка к школе и не сделать из него двоечника

Спойлер: в 6 лет ребенку идти в первый класс — рано

ds

Фото сделано в прошлом году на линейке в День знаний. Первоклассница плакала, но на помощь подоспел отец — вытер слезы, поддержал словом и обнял

Поделиться

Родители будущих первоклассников сейчас испытывают смешанные чувства. Вроде и форма уже куплена, и тетрадей целый запас, а волнение не отступает. Вы проверяли, готов ли ваш ребенок к школе или ему туда идти рано? И как наладить ребенку график, ведь после лета и отпусков так сложно настроиться на ранние подъемы? А если с учителем возникнут конфликтные ситуации, ведь всякое случается? На эти вопросы нам подробно ответила Галина Рублева — педагог с 47-летним опытом работы. Она рассказала корреспонденту NGS24.RU Кадрие Катциной о том, как важно вовремя подставить ребенку плечо и всегда быть на его стороне, даже если против его слова — весомое слово учителя.

Как успеть подготовить детей к школе за две недели?


Галина Александровна работает методистом-психологом в центре дополнительного образования «Медиа-мастерская «Твори-гора» на Карла Маркса, 37. В ее кабинете аккуратно расставлены красочные детские пособия, а на столе сидит плюшевый дракоша с растопыренными ушами. Здесь она занимается с дошколятами и учениками начальных классов, ребята приходят сюда на продленку. Здесь же Галина Александровна в мае тестировала детей на психологическую готовность пойти в школу. Из 25 детей, прошедших тест, готовыми к школе оказались только двое, все остальные дети еще не дозрели.

Галина Александрова — педагог с 47-летним опытом. Теперь она помогает родителям подготовить детей к школе

Галина Александрова — педагог с 47-летним опытом. Теперь она помогает родителям подготовить детей к школе

Поделиться

— Ребятишки, которые проходят этот тест в 6,5 года, могут говорить, что они уже хотят в школу, и думают, что готовы, но они не набирают необходимое количество баллов, они еще не созрели. У детей в 7 лет показатели по тестированию уже лучше, но там тоже готовы еще не все. Если отдать ребенка в школу рано, он будет ежедневно испытывать стресс, пытаясь дотянуться до одноклассников. Может падать самооценка, появятся установки, что у него ничего не получается и вот он весь такой бестолковый. У вас есть право отдать ребенка в школу попозже, не торопите его, дайте наиграться, и он будет хватать звезды в первом классе. Даже если он уже умеет писать, читать и считать, это не дает гарантии, что в школе ребенку в 6 лет будет психологически комфортно, — объясняет Галина Александровна.

Сейчас у родителей есть две недели, чтобы настроить ребенка на учебу и, по мнению опытного педагога, этим временем нужно воспользоваться разумно.

— За две недели можно успеть создать обязательный распорядок дня, если он был до этого нарушен отпусками родителей или отдыхом у бабушек. Обязательно ложиться спать не позже 21:30, чтобы выспаться. Можно вместе купить ребенку будильник и научить его им пользоваться, чтобы он сам мог просыпаться, делать зарядку, потом идти в ванную, чтобы умыться и почистить зубы. Одежду тоже следует приучить будущего школьника готовить с вечера, чтобы, если вдруг вся семья проспит, не метаться и не искать, что надеть в школу. Ни в коем случае не нужно сейчас, за две недели, пытаться научить ребенка писать и читать, и уж тем более нельзя запугивать его сейчас двойками, — советует Галина Рублева.

Собирать в школу портфель ребенку не нужно. Пусть делает это сам. Так он будет знать, где и что у него лежит, он не будет нервничать и плакать, шаря по всему портфелю, когда учитель попросит достать карандаши.

— Вообще ребенку необходимо давать больше самостоятельности. Уже в три года малыш переживает кризис: он считает себя большим и говорит: «Я сам!» В семь лет ребенок тоже переживает очередной кризис, он говорит: «Я большой! Я могу!», и важно не задушить эту самостоятельность, потому что она перерастет со временем в ответственность. Пусть делает какие-то дела по дому, он совершенно точно может сам себе сделать бутерброд, отрезав острым ножом хлеб и колбасу или сыр. Он даже может пожарить блины на горячей сковороде. Это всякий раз создает ситуации успеха, и ваш ребенок всё больше верит в себя и в свои силы, — считает педагог.

Галина Рублева читает лекции для родителей и обсуждает с ними все страхи перед школой

Галина Рублева читает лекции для родителей и обсуждает с ними все страхи перед школой

Поделиться

Очень важно для детей — умение подойти и познакомиться со сверстниками, спросить, который час, у взрослого и просто суметь попросить помощи в случае необходимости.

— Для ребенка важно быть самостоятельным и нужно дать ему эту социализацию, чтобы он не боялся взрослых в школе, не робел. Так ребенок незаметно перешагнет этот барьер и не будет ждать, пока мама за него не решит все проблемы. Если у семилетки что-то не получается, он начинает нервничать, плакать, винить всех вокруг, это значит, что его никто плавно не вводил в эту самостоятельность. Есть над чем поработать родителям, — резюмирует Галина Александровна.

Еще одно важное правило, которое поможет вашему первоклашке не растерять самооценку на пути к знаниям — не обсуждайте его с другими, особенно если он присутствует при разговоре.

— Как это может быть: приходит ребенок домой, взялся за домашнюю работу, а в дневник не записал. Мама начинает звонить родителям одноклассников: «Что там задали? Мой вот бестолковый, ничего не записал, не понял». Это очень обижает ребенка, — подчеркивает педагог.

Дети любят игровые занятия, и Галина Александровна приходит к дошколятам и первоклашкам с дракончиком

Дети любят игровые занятия, и Галина Александровна приходит к дошколятам и первоклашкам с дракончиком

Поделиться

Не обсуждайте детей


Галина Александровна окончила Красноярское педагогическое училище, 18 лет проработала воспитателем в детских садах. Потом получила высшее образование по направлению «Педагог-психолог» в Московском гуманитарном университете. С 1991 года Галина Александровна стала заведующей детским садом № 9 на Взлетке и проработала там самые непростые, но очень интересные годы вплоть до 2010 года. Еще год проработала кризисным менеджером в частной школе в Москве, а в 2016 году вышла работать в садик и снова стала рядовым воспитателем. Выпускники детского сада до сих пор общаются с ней, а однажды на день рождения сада водили вокруг него огромный хоровод. Об одной из встреч со своим подопечным педагог рассказывает очень трогательную историю.

— К нам получил направление мальчик Ваня (фамилию мы не стали озвучивать намеренно. — Прим. ред.). Его привел папа и сказал: «У ребенка не сложились отношения в предыдущем саду, он там всех достал, дерется. Мы тут купили квартиру и теперь будем ходить к вам. Я вас предупреждаю сразу». Сказал это при мальчике. Я говорю: «Ну хорошо, только у нас развивающий детский сад, нужно выбрать дополнительное занятие». Папа его тогда сказал, что он ничем не будет заниматься, ему неинтересно и платить он за это не собирается. Мы к мальчику присматривались, он действительно такой был непоседливый, драчливый. Всё равно решили поводить его по кружкам и посмотреть, к чему у него лежит душа. Воспитательница от него взвыла, жаловалась на него. Другие воспитатели просили не переводить его в их группы. Я выбрала самого опытного воспитателя и передала Ваню в ее группу, попросила: «Возьми его, отнесись к нему по-матерински». Преподавателям я наказала смотреть, на каком занятии у него глазки загорятся. Учитель по музыке сказал, что когда музыка играет, он так начинает двигаться сразу, на месте не может усидеть, и мы решили, что он будет танцами заниматься, — вспоминает Галина Александровна.

Но тут тоже было не всё так просто, у ребенка уже сформировалось мнение о себе, что ему ничего не нужно, и «так сказал папа».

— Мы придумали настоящую легенду. Дело было в ноябре, и уже полным ходом шла подготовка к Новому году, воспитатели работали со сценарием. Я позвала к себе Ваню и говорю: «Ты решил, чем бы ты хотел заниматься? Если еще нет, попробуй танцы. Нам очень нужно, чтобы ты подготовил номер, только мы об этом ребятам рассказывать не будем, это будет сюрприз. А если будешь драться, я отдам роль другому мальчику». И он так себя сдерживал, он так ответственно отнесся к этому. Другие ребятишки его задирают, а он держится, чтобы не стукнуть и плачет, кричит: «Не лезь ко мне, а то стукну!» Пока все шли на сончас, он занимался с педагогом, потому что спать всегда отказывался, а к Новому году они подготовили потрясающий номер. Он был цыганский барон, самый главный в танце, — продолжает Галина Рублева.

Галина Александровна пригласила к себе папу Вани и рассказала, что он все-таки ходит на занятия. Поставила ему условие — прийти на выступление сына вместе с супругой.

— Родители были в конфликте между собой и ссорились. Это сказывалось на Ване. Я тогда рассказала про танцы, сказала, что мы сами шьем костюм, а с них нужны только сапожки и чтобы они вместе с мамой пришли на выступление. После моей фразы: «Я хочу вам показать, какой у вас замечательный ребенок», папа ушел. Наступил день концерта, собрались бабушки, дедушки, папы, мамы, а родителей Вани не было. Я видела, как он сидит, волнуется, голову наклонил, качается вперед-назад. Уже и Снегурка вышла и Дед Мороз, подходит время танцевального номера, и тут в зал забегают родители Вани, кое-как нашли себе места. Ваня их увидел и так засиял, он так станцевал, выложился на полную! — рассказывает педагог.

Спустя годы в садик к Галине Александровне пришел молодой человек. Узнать его было сложно, прошло около 14 лет.

— Я узнала его только по глазам. Он пришел сказать спасибо за то, что мы нашли и вытащили его потенциал. Он рассказал, что родители развелись, а сам он окончил в Новосибирске колледж и занимается танцами профессионально. Вспоминаю эту историю и убеждаюсь в том, что нельзя на детей навешивать ярлыки и обсуждать их. Не бывает бестолковых детей, — рассказывает педагог.

Крепкое родительское плечо


Сама Галина Александровна тоже встречалась в своей жизни с несправедливостью учителей и знает, как это может быть, на собственном опыте. В школе у ребенка могут возникать конфликты с учителем или одноклассниками, от этого никто не застрахован. Особенно в первый год, когда первоклассник только адаптируется к новым для него условиям. Важно, чтобы у него было рядом надежное плечо взрослого.

Дети должны знать, что они не один на один со своими проблемами, а учитель не всегда прав

Дети должны знать, что они не один на один со своими проблемами, а учитель не всегда прав

Поделиться

— Когда я училась в первом классе, мы тогда жили в Казахстане, у меня тоже была неприятная ситуация с одноклассником. Моя девичья фамилия Герман. Один мальчишка стал меня обзывать: «гитлерша», «фашистка». Я рассказала обо всем учительнице, а она мне говорит: «Иди, не ябедничай — перетопчешься». А он еще такой мелкий был, за первой партой сидел. Учительница перед его мамой стелется, потому что она работала в прокуратуре там. Я его предупредила, если ты меня еще будешь обзывать, я тебе по зубам дам. Хотя я не дралась никогда и не умела этого делать. Он продолжает. В следующий раз он меня обозвал, когда учительница в класс зашла. Он мне — «фашистка», «гитлерша». Она же слышит прекрасно, но делает вид, что ничего не произошло, и начинает вести урок. Идет урок, но я ничего не помню, что там говорили, я так глубоко в этой обиде находилась. Когда урок закончился, я подошла и спросила его: «Что ты сказал?», он мне — «Это ты германша, гитлерша». Я взяла и вылила чернила ему на голову. У него это всё по лицу бежит и на форму стекает. Он начинает визжать, учительница забегает в класс, видит эту картину и кричит: «Ты что делаешь?!» Меня отправили домой за родителями. Отец у меня всегда выдержанный такой был, спокойный. Я пришла домой, рассказала, что это уже всё давно происходит и как он обзывается. Папа пришел в школу, а там сидят этот мальчик, мама его и учительница. Обе верещат. Мама кричит: «Извинитесь перед ребенком!» Отец тогда совершенно спокойно сказал: «Извиняться мы перед вами не будем. А форму я вашему мальчику куплю», и мы ушли, — рассказывает Галина Александровна.

Такой поступок отца оставил глубокий след в мышлении будущего педагога. С тех пор, как говорит собеседница, она понимала, что рядом с ней надежное плечо и защита.

— Я была так благодарна отцу! Такими должны быть родители для своих детей. Что бы ваш ребенок не натворил, вы всегда должны быть на его стороне, а обсуждать нужно не ребенка, а его поступки. Если пускать школьные конфликты на самотек, дети сильно страдают. Это же их души, — настаивает педагог.

Уполномоченный по правам ребенка в России Мария Белова-Львова в своем отчете, ссылаясь на данные Следственного комитета РФ, сообщает, что количество самоубийств несовершеннолетних выросло на 37,4%, это до 753 человек в 2021 году. Галина Александровна называет эти цифры чудовищными.

— Школа давит, информационный поток огромный, родители стремятся больше работать, чтобы обеспечить ребенка, а ему это не нужно в таких объемах. Ему нужны забота, ласка, тепло. Нужно, чтобы кто-то спросил: «Сынок, расскажи, что там у тебя? Да наплюй на всех! Мы вместе со всем справимся!»

Красноярцы могут встретиться лично с Галиной Рублевой и получить ее бесплатную консультацию 18 августа в 18:00 на встрече родительского клуба «Скоро в школу». Эта встреча — самое первое мероприятие запланированного в Красноярске «СемьяФеста», который пройдет 10 и 11 сентября на Карла Маркса, 37 в «Медиа-мастерской «Твори-гора».

  • ЛАЙК23
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ1
  • ГНЕВ1
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter