Сотрудник детского сада мужского пола в России — явление нечастое. Так исторически сложилось, что с дошколятами чаще всего работают женщины, а сильный пол можно встретить лишь на должности дворника, физрука или охранника. Мы разыскали педагога-психолога — единственного в Красноярске в своем роде — и родителям поможет, и психологический портрет по детскому рисунку составит. Что движет молодым человеком и откуда он берет ангельское терпение — узнали для вас.
Алексей Бендюков работает психологом в детском саду № 257 последние 2,5 года. Ему 28 лет, женат, воспитывает сына Романа.
Молодой человек провел нас в небольшой кабинет, обставленный игрушками, куда дети приходят к нему поиграть и поговорить. И, как выяснилось, не только дети.
— Алексей, как вы оказались в детском саду?
— Я с детства мечтал стать семейным психологом, чтобы поддерживать теплый психологический климат в семьях. Поступил на психологический факультет педагогического университета, получил специальность «коррекционная психология». Работал в центре диагностики, потом в школе, и теперь — в детском саду.
Пришел в детский сад несколько лет назад. Приняли тепло, так как все знают, что психолог в таком учреждении необходим. Хорошо, что у людей уже нет представления, что если ты попадаешь к психологу, то ты псих. Даже дети сами могут спокойно обратиться ко мне, это делают и родители, и педагоги.
На работе главное — выстроить четкие границы и нормы. Дети всегда прощупывают тебя — что можно, а что нельзя. И как ты себя поставишь перед ними в самом начале, так у вас отношения и будут складываться.
— Как родители изначально отреагировали на то, что психолог — мужчина?
— Они и сейчас очень удивляются (смеется). Но в основном всегда реагируют положительно. Говорят: «Вот, будет сильная рука! Для воспитания полезно». Бывает, родители говорили ребенку: «Пойдем к тёте, она сейчас тебе диагностику проведет». Приходят, а там дядя. Всегда было доброжелательное отношение не только родителей, но и детей.
— Как правило, в детских садах с детьми работают женщины — воспитатели, нянечки, психологи. Вы тут исключение — добавляете мужского в воспитание. На детях это сказывается?
— Хорошо, если дети дома общаются с мужчинами — папами. Но ведь есть случаи, когда ребенок растет в неполной семье, и тогда дети тянутся к общению с мужчинами, им его не хватает. Я, конечно, не стремлюсь ни в коем случае заменить кому-то отца, но дети видят, что общение со мной — комфортное.
Мужчин тоже нужно слушаться, и брать пример не только с мам и тёть. Не скажу, что я с ними строже, чем воспитатели-девушки. У нас есть и женщины, которые довольно требовательны. Это не зависит от пола. В целом хорошо, когда у детей перед глазами примеры как женского поведения, так и мужского.
«Парней в психологии всегда меньше. Я думаю, что это связано с оплатой труда, потому что каждый ищет там, где больше заработать»
— Как вам удается решать детские проблемы?
— Самое важное — с детьми нужно заниматься. Об этом многие родители забывают. Элементарные занятия, даже здесь в кабинете за столом — что-то нарисовать, что-то собрать. Это организует ребенка, учит малыша принимать знания. В детском саду с вопросами обращаются больше родители, чем дети. Самая главная тема — это тема воспитания. Дети плачут, дерутся, кусаются, не слушаются — и с этим я работаю.
Все проблемы — они из детства. Здесь мы работаем на начальном этапе этих проблем. Когда я работал в школе, то сталкивался с тем, что непроработанные проблемы выросли до больших размеров. В этом плане дошколята легко поддаются терапии — у них гибкая, как пластилин, психика.
— На своем ребенке применяете методы, которыми пользуетесь на работе?
— Моему сыну 2,5 года. С супругой сразу решили, что он не будет ходить в детский сад, где я работаю, хотя это было бы очень удобно. Я не сторонник того, чтобы дети учились там же, где работают их родители. Бывают случаи, когда дома во мне просыпается психолог, но жена сразу одергивает: «Ты не на работе, сейчас можно и побаловать».
— Какие советы можете дать родителям детей, которые ходят в детский сад?
— Детей необходимо всему учить. Мы как родители не должны забывать о банальных вещах — ребенку, прежде чем требовать от него выполнить действие, нужно показать, как это сделать. Дома, на улице, в садике — как складывать игрушки, отвечать на те или иные вопросы, как правильно одеваться и многое другое. Чтобы дети потом из дома смогли вынести эти умения и знания в общество.
Еще мой совет родителям — быть категоричными в своих решениях. Если вы что-то сказали ребенку — доведите это до конца. И не останавливайтесь на полпути. Даже если ребенок начинает плакать, кричать: «Я не хочу, не могу, не буду». Приведу простой пример — уборка игрушек. Часто бывает, родитель говорит малышу: «Убери свои игрушки». Тот не реагирует. Тогда нужно показать — вот, смотри, берем и собираем. Ребенок начинает плакать, и родители чаще всего сдаются — убирают всё сами. Здесь тогда воля родителей тренировалась, а не ребенка. А малыш в следующий раз этим воспользуется. Будьте тверды в своих словах и требованиях. Дети очень хитрые, они всегда «прощупывают» взрослых.
Еще одно пожелание — закрепляйте положительный результат эмоциями — говорите чаще: «Ты такой молодец, у тебя получилось!» При этом необязательно обещать мороженое или конфеты за успех — так вы можете сформировать неправильное пищевое поведение у ребенка, которое потом сложно и долго придется поправлять в кабинете психолога.
— С детьми иногда бывает очень трудно. Как справляетесь в такие моменты?
— Необходимо помогать детям — если бросать всё на полпути, то зачем всё это? Мной движет желание сделать добро и помочь детям. И терпение мне в этом помогает.
— Почему в Красноярске вы единственный мужчина среди педагогов-психологов в детском саду? Парни не учатся на вашей специальности?
— Парней в психологии всегда меньше. Я думаю, что это связано с оплатой труда, потому что каждый ищет там, где больше заработать. Ведь нам, мужчинам, нужно содержать семью. Некоторым приходится трудиться на двух работах, чтобы оставаться в профессии. Мне она очень нравится, поэтому я вижу себя только в этом.
Для примера, у нас на курсе учились 12 девочек и всего 4 мальчика. Двоих парней отчислили в процессе, а двое закончили. Я работаю в детском саду, а мой коллега сейчас директор школы. Я тоже стремлюсь к руководящей должности.
— Вам удается на зарплату педагога-психолога содержать семью на желаемом уровне достатка?
— Этот вопрос всегда сложный. Скажем так: доволен, но хотелось бы побольше.
— Что бы вы хотели изменить в системе дошкольного образования?
— Действительно, проблемы есть. Я столкнулся с текучкой кадров — но такие проблемы есть и в школах. Мне кажется, это связано с тем, что квалифицированные кадры уходят искать себя в другие места. Еще одна особенность — малая вовлеченность родителей. Почему-то родители считают, что все обязанности по воспитанию и образованию детей лежат на садике и школе.
У меня большие амбиции. Я бы вообще хотел стать директором школы. Помимо специальности «педагог-психолог», которую я получил в педагогическом университете, я еще отучился в магистратуре по направлению «управление образованием». Еще одно образование — по специальности «управление экономикой». Поэтому я хочу развиваться и расти. Психолог — интересная профессия, но я хочу большего.
Ранее мы пообщались с психологами и узнали, как безболезненно для всех подготовить малыша к детскому саду.