Образование интервью «Главное — выстроить границы»: самый молодой директор школы — об учителях в купальниках и маленьких зарплатах

«Главное — выстроить границы»: самый молодой директор школы — об учителях в купальниках и маленьких зарплатах

Роману Серёгину уже 27 лет, и он год руководит школой в Зеленой роще

Роман Сергеевич стал директором в 26 лет и уже год успешно руководит школой 

В красноярском управлении образования заметили интересную тенденцию — молодые красноярские мужчины массово идут работать директорами школ. Самый молодой из них — 27-летний Роман Серёгин, который уже почти год руководит педагогическим коллективом школы №108 в Зеленой роще. Мы встретились с ним у него на работе и поговорили о реформах в образовании, учителях в купальниках и маленьких зарплатах.

Школа №108 работает в две смены 

— Первое свое образование я получил в Красноярском государственном педагогическом университете по направлению «педагог-психолог», потом, позже, я там же поступил в магистратуру по направлению «управление образованием», параллельно с этим обучался в Красноярском государственном аграрном университете по направлению «государственное и муниципальное управление», и вот в прошлом году окончил Сибирский государственный университет науки и технологий по направлению «экономика управления народным хозяйством». И сейчас готовлю диссертацию к защите.

Карьера у меня началась еще на 4-м курсе, я стал работать воспитателем, потом, позже, устроился педагогом-психологом в школу. Там, отработав три года, мне предложили стать заместителем директора по воспитательной работе, а еще через два года меня выбрали из кадрового резерва на должность директора, и вот я руководитель школы, — рассказывает молодой директор.

— Какие эмоции испытали, когда узнали, что стали директором школы?

— Я бы не сказал, что это было для меня чем-то волнительным. На самом деле, назначение на должность заместителя директора было даже более волнительным, а должность директора схожа с той по функционалу. Поэтому я пришел сюда, уже понимая степень ответственности, знал, что времени на раскачку нет и нужно начинать работать и давать результат.

Можно сказать, что, попав сюда, я прошел курс молодого бойца, потому что происходила реорганизация еще одной школы и ученики оттуда переходили учиться сюда, потом был юбилей школы. Иногда директора, годами работая, не проходят через все это, а тут все пришлось на первый год работы. Но, мне кажется, все испытания были успешно пройдены.

Роман Серёгин считает, что на уроках телефонам не место, но на перемене дети могут делать, что хотят

— Вы с детства мечтали стать директором?

— Нет, но я начал об этом думать со 2–3 курса университета. Вообще, если вспоминать детство, а особенно старшие классы, не могу сказать, что я был отличником. Учился хорошо, занимался футболом, но отличником не был и тогда еще не мечтал руководить школой. Но уже сейчас, будучи в статусе директора, бывал в своей старой школе, многие мои учителя до сих пор там работают и отмечают, что им приятно видеть результаты того, что они вложили в меня.

— Как вас восприняли дети, их родители, коллектив? Все-таки это необычно, когда директором школы становится молодой мужчина.

Любая смена руководителя в любом учреждении, в образовательном или коммерческом — это стресс для коллектива. Коллеги вначале присматривались, но судили меня по поступкам и по действиям, по тому, что я говорю и делаю. Руководители в районе и в городском управлении удивились, потому что есть сформировавшийся стереотип о том, что молодые люди, парни и девушки от 20 до 30 лет, они еще не взрослые люди, они вроде как взрослые подростки, то есть находятся в некоем промежуточном состоянии.

Со стороны родителей никакого неприятия не было: мы сразу встретились и с наблюдательным советом школы познакомились. Я провел череду общешкольных собраний, где открыто был готов ответить на любые вопросы. В этом плане мне нечего бояться: меня никто не ставил на должность, я не являюсь ничьим протеже и я абсолютно честен и открыт был перед ними.

Было удивление со стороны детей, потому что, например, со старшеклассниками разница у нас может быть всего в 10 лет. Нет никакого панибратского отношения, я могу адекватно оценить поступок ребенка, дети относятся ко мне уважительно. Мне даже кажется, что мальчишки, особенно из начальной школы, смотрят, срисовывают действия, жесты, и ты всегда понимаешь, что ты под вниманием, а значит, нужно соответствовать, потому что так или иначе на меня направлены взгляды [детей], которые формируют свое представление об образе мужчины.

Молодой директор считает, что возраст — это не главное. Главное — умение строить личные границы 

— А со стороны школьниц, особенно старшеклассниц, не сталкивались с каким-то флиртом или заигрываниями?

— Слава богу, такого не было. Это, я считаю, вопрос границ. Здесь не играет роль возраст, потому что и в 40 лет можно не выставить границы и попасть под панибратское отношение со стороны учеников. Нужно понимать и показывать: вот учащиеся, вот учителя, и мы не можем смешиваться.

— Придя сюда, что вы изменили первым?

— На мой взгляд, здесь было серо с точки зрения цвета, я добавил немного красок, старался сделать так, чтобы пространство было для детей комфортным, приемлемым. Они из другого поколения, и мне хочется постараться для них, чтобы им хотелось здесь находиться, а не было желания отсюда как можно быстрее сбежать.

Я бы хотел сделать в школе специальные места отдыха для детей, где они могли бы играть в настольные игры или общаться. Выделить под это отдельный кабинет не получится, поэтому планируется все это организовать в коридорах. И хотелось бы сделать зону для селфи, почему нет?

Яркая стена с портретами Стива Джобса и Альберта Эйнштейна — задумка Романа Сергеевича. Он реализовал ее вместе с друзьями-художниками 

— А что бы вы изменили в системе образования в целом?

— Я не сторонник либерального подхода резко все менять. Мне нравятся слова нового министра образования Кравцова о том, что нужно смотреть на все спокойно и рассудительно, определить, на каком этапе мы сейчас находимся. Я не думаю, что все стоит резко менять. Нужно поэтапно выяснить, какие у нас слабые стороны и сильные. И в зависимости от этого принимать решение.

Понятно, что напрашивается какая-то реформа устаревшей модели классно-урочной системы, но в отсутствии альтернатив она работает. Иные варианты появляются только сейчас: я думаю, будущее — за сетевым обучением, но к этому нужно приходить постепенно.

— Как вы относитесь к школьной форме? Считаете это необходимостью?

— Я как психолог понимаю, что подросткам нужно самовыражаться. Тем более что идея школьной формы в том, чтобы всех уравнять. Но сейчас, в условиях рыночной экономики, это не имеет смысла: дети будут выделяться телефоном или обувью. У кого-то айфон за 80 тысяч, у кого-то телефон за 5 тысяч, у кого-то дорогие кроссовки. Форма-то может и будет одинаковой, но все дело в нюансах.

Форма в школах в наши дни — необязательный атрибут, считает молодой директор 

— По поводу телефонов: в некоторых школах, насколько я знаю, детям запрещают пользоваться телефонами полностью, даже на переменах. Что думаете по этому поводу?

— У нас такого нет и, я думаю, не будет, тем более, мы все понимаем, что поколение 2000-х, по сути, родилось с телефоном в руках и они применяют его повсеместно. Я вообще думаю, что телефону можно найти применение и на уроке, но все-таки считаю, что он так или иначе будет отвлекать ребенка от учебного процесса. Психологи считают, что мозгу нужно 15 минут, чтобы отдохнуть от просмотра новостной ленты и сосредоточиться на другой деятельности. Так что на переменах пусть пользуются, но на уроках лучше будет без телефонов.

Во время перемен школьники подбегают к Роману Сергеевичу поздороваться за руку 

— Две наиболее обсуждаемые проблемы в школах в нашей стране — это поборы и низкие зарплаты учителей. Что вы можете сказать об этом?

— Могу с уверенностью сказать, что поборов у нас в школе не было и нет, вы можете узнать об этом у учеников или их родителей. Да, сейчас частично работа охраны оплачивается родителями, но я решаю эту проблему, чтобы все-таки не взваливать это на родителей.

Что касается зарплат, если брать одну ставку — 18 часов, то зарплата, конечно, должна быть однозначно выше. Помимо работы в школе, у учителей еще проверка тетрадей и заполнение документов, а чтобы зарабатывать достойно, многие берут больше 1 ставки, но это сказывается на качестве работы и на физическом состоянии педагогов. Зарплата должна быть выше в пределах одной ставки. Это общегосударственная проблема. Сейчас доплата за классное руководство — 2,5 тысячи, это выглядит больше как материальная помощь, а не доплата, за которую можно спрашивать с учителя о том, что он как классный руководитель сделал.

Школа №108 — с углубленным изучением биологии и химии, но новый директор хотел бы расширить профиль школы 

— Еще одна проблема, которая, как мне кажется, возникла в последние годы — это то, что с появлением соцсетей родители стали больше следить за учителями. Иногда это доходит до маразма: вы, наверное, помните, как учительницу уволили за фото в купальнике. Что вы думаете об этом и о том, как учитель в идеале должен вести свои соцсети?

Это не вполне нормально накладывать ценз на педагогов. Он что, не может быть в купальнике, на пляже находиться? А если он придет на городской пляж, а там будут дети с его школы, ему нужно будет оттуда уйти? Учитель имеет такое же право, как и все, отдохнуть на пляже, сходить в бассейн и даже сфотографироваться там и выложить снимок в свои соцсети. Другое дело, что иногда молодые учителя не совсем разграничивают, чем можно делиться в своих соцсетях, а чем нет. Я думаю, не стоит выкладывать фото с гулянок или с застолий с алкоголем либо тогда делать свои страницы приватными и не добавлять туда детей и родителей. Должны быть какие-то границы.

На стенах висят портреты выдающихся личностей и описание их достижений. Идею такого оформления директор школы подсмотрел в книге Студии Артемия Лебедева

— А вы чем любите заниматься после работы?

Читаю книги или пишу книгу. Она частично про образование, частично — автобиография. Когда был моложе, мог и в клуб сходить, но сейчас это уже не вписывается в мою директорскую деятельность, поэтому я просто встречаюсь с друзьями или езжу в гости к родителям.

Роман Серёгин считает, что учителя должны вести себя в соцсетях прилично. Или не добавлять детей и их родителей к себе в друзья

— Вы чувствуете себя старше своих ровесников?

— Есть такая книга, ее написала психолог Мэг Джей, «Важные годы. Почему не стоит откладывать жизнь на потом». Она пишет о том, что промежуток жизни от 20 до 30 лет определяет будущую жизнь человека. Мне кажется, большинство моих ровесников, да и наше поколение миллениалов в целом, склонны к потребительскому отношению к жизни: в этом возрасте многие все еще ищут себя, путешествуют, но не особо думают о профессии и карьере. Хотя, как по мне, в 20 лет человек уже достаточно взрослый, чтобы принимать решения. Я просто думаю, что надо этот промежуток жизни использовать максимально эффективно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства