Иван Трофимович — 32 года, родился в Красноярске. После 10-го класса поступил в аэрокосмический техникум изучать ракетные корпуса. После 2 лет обучения вернулся в школу, закончил ее экстерном за 2 месяца и поступил в педагогический колледж, а затем в педагогический университет. Последние три года преподает историю и МХК в школе № 93 у 7, 10 и 11-х классов, общий педагогический стаж — 11 лет.
— Всегда ли хотели стать учителем?
— Не всегда. С детства я думал, кем стать, хотел стать рок-звездой или учителем в продолжение династии. Мои бабушка, прадедушка, прапрадедушка — все работали в школе. Наша семейная история уходит корнями в минские гимназии дореволюционных времен. Но мои родители работать в школу не пошли, я очень точно помню фразу, которую бабушка сказала маме: «Только через мой труп», — она считала, что это сложная профессия и лучше быть инженером. Вообще вокруг профессии учителя очень много стереотипов — что мало получает, что дети людей не уважают. Но это, наверное, говорят те, кто никогда сам не работал с детьми. Либо те, кому не стоило бы с ними работать.
— Помните свой первый урок?
— Да, это был 8-й класс, мы давали урок на параллель и рассказывали про русско-японскую войну. Это было очень волнительно, как будто выходишь на сцену или идешь на первое свидание. Помню, мы придумали задание: нужно было под музыку рассказать трогательную историю — как погибали русские крейсеры. Первый урок удался, там были в основном парни — пацанский класс, а на втором уроке был класс с девчонками, и я тогда понял, что в Мариинскую гимназию мне идти нельзя. Потому что парням на истории интересно, а девчонки были заняты своими вещами.
— Расскажите о вашем самом сложном ученике?
— Я тогда работал в деревенской школе. И один ученик абсолютно отказывался учиться, он приходил на уроки и ничего не делал, это был такой «пацанчик на шарнирах». Буквально из-под палки добились того, чтобы он записывал тему урока и делал краткие заметки. Однажды он сказал фразу, которую я помню уже 7 лет. Спрашиваю: «Слушай, когда учиться-то начнешь?». Он наушник из уха вынимает, ногу на ногу: «Хватит париться, живи как нравится». И все. И я подумал, как же прикольно бывает, что такие люди иногда встречаются и делятся с тобой квинтэссенцией мудрости. Я иногда мечтаю о таких людях, я бы ими уроки завершал.
— Почему вас так любят дети? Вы стали лидером нашего голосования.
— Мы все прекрасно понимали, что это конкурс не столько профессиональный, сколько коммуникативный. Поначалу я вообще не хотел никого просить, писать в личку, скромность же человека украшает, поэтому просто сделал репост — кинул ссылку на страничку, и понеслось. Учителя начали скидывать в свои классные группы, даже слоган родился: «Топим за Саныча». География была бешеная — все наши ученики, которые поехали учиться или работать в другие города, коллеги из других стран; мне писали из Анкары, Софии, Минска, весь учительский Могилев голосовал за меня, бывшие ученики из Березовки. Это было прекрасно, интересно и волнительно. Вроде бы конкурс сам по себе ничего не требует от тебя, но вызывает такое эмоциональное напряжение! Все потому, что люди начинают в тебя верить.
— Были ли периоды, когда хотелось уйти из школы?
— Да, сомнения периодически появлялись и появляются, как у любого интеллектуального человека. На самом деле это связано с нагрузкой. У меня был период 3–4 года назад, когда я думал, что уйду из школы, даже подобрал довольно денежную вакансию в «Ванкорнефти», которая была связана с командировками. Мне казалось, что я засиделся на одном месте. Пошел пробоваться на конкурс, но передумал — понял, что не хочу этим заниматься, и через полтора месяца снова вернулся в школу. Мне позвонил мой бывший классный руководитель, который теперь директор одной школ в Октябрьском районе, и говорит: «Ваня, знаю, что ты сейчас в творческом отпуске, дурака не валяй, иди».
— Чем занимаетесь в школе кроме преподавания?
— Проектами. Когда мы начали писать новую программу развития школы, мы с коллегами думали — чему учить детей, чтобы это пригодилось им в будущем? Решили взять за основу коммуникацию и экологию. Открыли экологический проект «Зеленая школа». Мы сдаем макулатуру, а вырученные деньги тратим на детские проекты. Уже купили диванчики для холла на втором этаже. Сейчас работаем над проектом «Зеленые этажи» — по всей школе будем устанавливать стеллажи с растениями. Дети подбирают экзотичные не аллергенные растения, чтобы там еще можно было проводить уроки биологии.
Наше поколение часто ругает детей за безынициативность — ничего не делают, ни о чем не думают, в гаджетах сидят, — а я думаю, что им просто не позволяют ничего делать. Нужно дать им условия развития.
— На что хватает зарплаты учителя?
— На жизнь хватает, потому что в школе можно работать по-разному. У нас есть «новая система оплаты труда», которая говорит, что, если ты просто ходишь на уроки и выполняешь свой функционал, ты получаешь минимальную гарантированную зарплату. Другое дело, если ты всегда находишься с учениками, у тебя есть достижения, ты ездишь на конкурсы сам и отправляешь учеников. Человека, которому работа нравится, это действительно не напрягает. Тогда можно претендовать и на среднюю зарплату. Я не скажу, что учителя получают огромнейшие деньги. Мы все люди, а людям денег всегда мало. Просто люди, которые мотивированы большим заработком, в школе не работают.
— Родители по ночам пишут в вотсапе?
— Да, я при этом подозреваю, что у них есть еще какой-то отдельный чатик без меня. На самом деле часто переписываемся, иногда вечером. Как бы ни говорили, что все вопросы нужно решать днем, но мы все работаем. Поэтому можем иногда списаться и в 9, и в 10 часов. У нас такая договоренность — когда вечером пишут СМС или в мессенджер, я специально не читаю, чтобы с утра не забыть. А так на следующий день открыл и сразу все делаешь.
— Кем бы вы были, если бы не работа в школе?
— Я бы играл блюзы где-нибудь в кафе — вечером, не обращая ни на кого внимания. Это было бы классно! А днем читал бы художественные книжки, на которые не хватает времени.
Вообще тяга к рок-музыке у меня осталась с детства, у меня в кабинете лежит электрическая гитара, мы иногда с учениками на переменах играем. Дома особо нет времени, а здесь хотим создать рок-группу, пытаемся под это дело выиграть финансирование, чтобы купить большую барабанную установку. Я сам иногда очень стесняюсь играть — выступаю только по большим праздникам. Потому что играть перед незнакомой публикой в кафе очень легко, а когда ученики смотрят — сложнее. Я, когда только пришел в школу, впервые сыграл только на 8 Марта, чем вызвал фурор, естественно, всем понравилось.
— Главный плюс и главный минус в работе учителя?
— За свой жизненный путь я проработал в разных сферах — в студенчестве был и специалистом в автослесарной мастерской, и монтажником-высотником. И хотя это приносило большее количество денег, чем первые годы работы в школе без опыта, но та работа не приносила столько радости. Для меня важно, что ты встаешь с утра и понимаешь, куда идешь, ради чего идешь, и делаешь это с удовольствием или хотя бы без отвращения. Потому что, когда я работал, например, в автосервисе, меня окружали прекрасные мужчины — настоящие профессионалы, но не понимал, как можно настолько любить железный автомобиль? Для меня это самый главный плюс, что я понимаю и радуюсь. А минусов нет, есть рабочие моменты, издержки.
— Какие у вас планы на будущее?
— Они связаны со школой, очень интересно было бы запустить большой проект по экологизации всего образования. Хочется доказать, что на это не нужно тратить много денег, показать, что экология, может, и не даст подзаработать, но хотя бы может уходить в ноль.
Недавно мы со старшеклассниками писали в Министерство природных ресурсов и экологии в Москву. Собрали подписи, чтобы в каждом супермаркете был небольшой пункт приема вторсырья — кефир вечером выпил, а утром принес и сдал бутылку. Это и производителю было бы выгодно. Отправили письмо, сидели ждали, может быть, обратят внимание в крае, шумиху поднимут. Этим летом нам пришел ответ — эти вопросы отдают на решение субъекта федерации, т. е. на Красноярский край. Потом еще несколько перечислений законов и в конце «министерство благодарит вас». Вот так заканчиваются инициативы.
Также хотелось бы сделать большую площадку по обучению молодых педагогов, которым требуется эмоциональная помощь. Ну и плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Надеюсь, что когда-то я буду обладать достаточной компетенцией, чтобы управлять школой. А пока мне нравится работать в команде.
Исторический блиц для учителя истории
— Самый интересный период в истории России?
— Я обожаю советский период 60–80 годов. Было бы прекрасно закончить свой профессиональный путь во времена, когда твоя страна опережает всех по темпам жилищного строительства, когда все верят в светлое будущее, а в Вашингтоне думают, что мы будем делать, когда Советский Союз всех обгонит? Это наш маленький золотой век, приятно ощущать себя частью чего-то большего. Вдвойне приятно, если это твоя Родина. Потому что все мы живем примерно в одном инфополе и понимаем, что иногда люди не очень лестно отзываются о Родине, хотя Родина и государство (политическая система) — это две разные вещи.
— С кем из правителей можно сравнить Путина? Почему?
— Я честно скажу, хоть это сейчас и не модно: я большой фанат первого срока Путина. Я прекрасно помню то чувство, которое мы все испытали, когда после дряхлого Ельцина пришел настоящий мужик, который еще и с разведки, еще и занимается дзюдо, говорит довольно резкие вещи, у него было очень много фанатов. То, что сейчас происходит, — я думаю, это из-за того, что кадры должны иногда меняться.
А сравнивать с другими будет некорректно, потому что сравнивать политиков можно только по одному критерию — эффективности. Но с исторической точки зрения, пока не закончится период, мы не можем сравнивать, был он эффективным или нет. Может, к концу срока его будут называть Владимир Великий?
— Что будет с Россией через 10 лет? Через 100 лет?
— Для меня самое главное, чтобы она была. А какой — это другой вопрос. Настолько быстро все меняется. Сейчас начинается новая промышленная революция. Те профессии, которые раньше были сугубо человеческие, — их начинают вытеснять алгоритмы, искусственный интеллект. Что делать с сотнями тысяч людей, которые работают на кассах в гипермаркетах, куда девать таксистов, учителей, когда они станут больше не нужны? Мне интересно, что будет, когда эта эволюция докатится до России. Там два варианта: либо это антиутопия, когда роботы займут все и человеку будет нечего делать, либо наоборот — роботы делают всю работу, а человеку остается писать стихи, творить и путешествовать. Такой коммунизм с человеческим лицом.
— Есть ли русский менталитет? Какие качества проявляются у русских из поколения в поколение?
— Я даже не знаю, ругать ли слово «ментальность» как таковое. Мне нравится думать, что мы, россияне, очень интеллектуальные, ответственные, гостеприимные люди; мне не нравится думать, что мы не улыбаемся, что мы все алкоголики, тунеядцы, — есть такие стереотипы. Самое интересное, что большинство этих негативных вещей придумано нами же самими. Есть ли русская ментальность? Я думаю, что это «клюква развесистая» — миф. А вообще, в принципе, мы сугубо европейские люди и европейские ценности нас не то чтобы устраивают, мы находимся в них — так же любим свободу, семью, близких людей.
— Почему современные дети такие взрослые?
— Есть такой закон — закон уплотнения. В Средних веках ты родился с одной лопатой, работал ей всю жизнь и с ней же умер. И внук твой будет с этой же лопатой — технологии никак не меняются. У нас все по-другому. Я помню, как я пошел в школу; я и представить себе не мог, что выйдет компакт-диск, который будет вмещать в себе больше, чем школьная библиотека. А когда появился DVD — это вообще было несопоставимым. Уже на моем веку изменилось столько технологий, поэтому это нормально — меняется жизнь, она ускоряется, увеличивается темп. Соответственно меняются способы принятия информации, обработки информации, в том числе и человеком. Поэтому «и жизнь торопится и чувствовать спешит» — это не про них, никто никуда не торопится, просто жизнь ускорилась и старшее поколение может не понимать этого. Говорят — уткнулись в свои телефоны, Интернет. А на самом деле это новый виток эволюции, усложнение организмов и приведение его в один большой прекрасный мозг, частью которого мы все являемся.