27 сентября понедельник
СЕЙЧАС +4°С

«Здесь лечат сколиоз и плоскостопие»: как в детсаду Красноярска уже 20 лет ставят детей на ноги

Врачи рассказали, лечится ли детский сколиоз и как поднять на ноги ребёнка с ДЦП

Поделиться

Детский сад № 139 «Катерок» открылся в январе 1989 года

Детский сад № 139 «Катерок» открылся в январе 1989 года

Поделиться

В январе свой 30-летний юбилей отпраздновал детсад № 139 на Ладо Кецховели. Первые 5 лет учреждение считалось ведомственным садом завода комбайнов, еще 5 — работало на базе школы-интерната им. Синякова. В 1999 году детсад получил статус «компенсирующего» — сюда стали принимать детей с проблемами опорно-двигательного аппарата. Мы прогулялись по саду с заведующей и узнали, какие болезни встречаются у детей чаще всего и как их можно лечить.

Сегодня в детсад «Катерок» ходит 177 детей, из них 171 — на полный день и шестеро — в группу кратковременного пребывания. Это дети со сколиозом, дисплазией суставов, недоразвитием конечностей, последнее время стали чаще отдавать малышей с ДЦП. Помимо основных проблем у большинства из них есть и сопутствующие диагнозы — нарушение слуха, зрения, речи, аутизм. Не все дети могут самостоятельно передвигаться. Если не хватает сопровождающих из числа сотрудников, с ребёнком ходит кто-то из родителей или родственников.

Детей на занятия за руку водят педагоги или родители

Детей на занятия за руку водят педагоги или родители

Поделиться

На первый взгляд в детсаду тише, чем обычно: нет гвалта и криков, бегающих по коридорам детей. Но, возможно, это лишь совпадение — в группах здесь почти в два раза меньше воспитанников, чем в обычном детсаду. Минимально допускается по 17 человек в группе, максимально — 21, с учетом тех, кто ходит в сад на неполный день.

— Когда принимали детский сад, нас было всего 9 человек. Я тогда набирала ясельную группу — у меня было 32 списочных. Сейчас, конечно, большое преимущество, что в группах мало детей, — говорит воспитатель Галина Мурашкина, работающая в детсаду со дня его основания.

В группах в детсаду обычно не больше 20 детей

В группах в детсаду обычно не больше 20 детей

Поделиться

Работа с детьми в «Катерке» проходит в двух направлениях. Коррекционно-реабилитационная — это всё, что связано с медициной: физиопроцедуры, массаж, ЛФК, медикаментозное лечение; и коррекционно-развивающая — уроки у логопедов, дефектологов, психологов. Каждый ребёнок занимается по своему индивидуальному расписанию в зависимости от диагноза.

Назначение детям делают врачи детсада — два раза в неделю каждого ребёнка смотрят невролог и ортопед. По словам медиков, самые распространенные диагнозы сегодня — сколиоз и плоскостопие.

— Нарушения осанки могут быть всю жизнь и никогда не перейдут в сколиоз. В таком раннем возрасте говорить, что будет резкое прогрессирование, мы можем только у небольшого количества детей. Это определяется в основном по результатам рентгенограммы и клинического осмотра. Иногда бывает, что по рентгенограмме вроде бы всё неплохо, но доктор видит клинические признаки прогрессирования, — говорит врач ЛФК Оксана Никулина.

Оксана Никулина работает в детсаду врачом ЛФК и подбирает лечебные упражнения для каждого ребёнка

Оксана Никулина работает в детсаду врачом ЛФК и подбирает лечебные упражнения для каждого ребёнка

Поделиться

Медики в детсаду различают два вида сколиоза — неврологический, возникающий у детей, имеющих неврологические проблемы, и истинный. Первый может пройти, если вылечить основное заболевание, при втором максимально возможное улучшение — до 10%. Но и это для многих значимый результат.

— Стабилизация, когда уже выявлен сколиоз и он дальше не развивается, — это уже положительный результат лечения. Потому что сколиоз, как правило, имеет тенденцию к прогрессированию в периоды активного роста, — говорит Оксана Никулина.

Детям в детсаду проводят физиопроцедуры

Детям в детсаду проводят физиопроцедуры

Поделиться

Один из методов лечения — физиопроцедуры: стимуляция, электрофорез, дарсонвализация, электросон. На физио здесь ходят до 80% детей. Еще есть массаж — точечный и классический, его проводят курсами по 10 дней 2 раза в год.

Детям массаж очень нравится, но иногда бывает щекотно

Детям массаж очень нравится, но иногда бывает щекотно

Поделиться

Неотъемлемая часть реабилитации детей-инвалидов — индивидуальные занятия с инструктором в тренажерном зале. Здесь есть лыжи, лодочка, степ, беговая дорожка, велосипед, штанга и карусель для коррекции вестибулярного аппарата. У каждого ребёнка свой любимый тренажер, но большинству нравятся «лыжи» и «козлик».

Любимые тренажёры у детей — «лыжи» и «козлик»

Любимые тренажёры у детей — «лыжи» и «козлик»

Поделиться

— Это универсальный тренажер, он задействует все группы мышц — спины, живота, рук, ног. Это благоприятно влияет на формирование мышечного корсета, — говорит инструктор по физической культуре Наталья Филиппова.

Занятия в тренажёрном зале проходят в три этапа: разминка, работа на тренажёрах и восстановление. В конце тренировки маленькая София хвастается своими успехами и показывает, как научилась ходить самостоятельно.

София показывает, как у нее получается ходить без помощи взрослых

София показывает, как у нее получается ходить без помощи взрослых

Поделиться

Для детей с менее серьезными патологиями, которые могут передвигаться самостоятельно, в саду организованы групповые занятия ЛФК. Здесь малыши прыгают лошадками, бегают «взахлест» и упражняются с обручами. На фоне прозвучавших ранее диагнозов даже кажется удивительным то, как ловко дети управляются с собственным телом.

— Обычно у нас идут 4 дня комплексных занятий и пятый день — подвижные игры. Дети уже немного устают к пятнице и очень ждут этого дня, — говорит инструктор по физической культуре Виктория Заева.

Дети, которые могут ходить самостоятельно, ежедневно занимаются лечебной физкультурой

Дети, которые могут ходить самостоятельно, ежедневно занимаются лечебной физкультурой

Поделиться

Малыши ловко упражняются с обручами по команде тренера

Малыши ловко упражняются с обручами по команде тренера

Поделиться

Каждый месяц тренер меняет программу, чтобы дети не заскучали и занимались с удовольствием. Главное требование к упражнениям — они должны быть симметричными для развития всех групп мышц.

Все упражнения должны быть симметричными, чтобы не допустить «перекоса» мышц

Все упражнения должны быть симметричными, чтобы не допустить «перекоса» мышц

Поделиться

После ЛФК дети обычно отправляются в бассейн для снятия напряжения с позвоночника.

— Бассейн считается лечебной процедурой для оздоровления и закаливания. Ребятишки приходят сюда уже «разогретые» после лечебной физкультуры. Проводим чисто символическую разминку и заходим в воду. Плавать конкретно не учим, но учим чувствовать воду, держаться на поверхности, — рассказывает инструктор Наталья Куликова.

Занятия в воде помогают быстро снять напряжение с позвоночника

Занятия в воде помогают быстро снять напряжение с позвоночника

Поделиться

Температура в детском бассейне достигает 33–34 градусов. В воде ребята собирают мячики, играют с обручами и нудлами, занимаются аквааэробикой.

Помимо физического развития, в детсаду уделяют большое внимание развитию умственному и психическому. На индивидуальные занятия к дефектологам ходят малыши, имеющие трудности с моторикой рук, анализом, сравнением, пространственной ориентировкой — например, если ребёнок путает правую и левую руку.

На занятиях у дефектолога дети «выкладывают» композиции и тем самым закрепляют лексический материал

На занятиях у дефектолога дети «выкладывают» композиции и тем самым закрепляют лексический материал

Поделиться

В кабинете у дефектолога много разных игрушек, чтобы найти подход к любому ребёнку

В кабинете у дефектолога много разных игрушек, чтобы найти подход к любому ребёнку

Поделиться

В небольших подгруппах проходят занятия у психолога. После непродолжительной развивающей игры педагог ведёт детей в сенсорную комнату. Там можно бегать на матах, искать ягоды в бассейне с шариками и любоваться рыбками, плавающими в гигантской лава-лампе. Последнее приводит малышей в настоящий восторг.

Гигантские лава-лампы в сенсорной комнате приводят детей в настоящий восторг, хотя видят они их регулярно

Гигантские лава-лампы в сенсорной комнате приводят детей в настоящий восторг, хотя видят они их регулярно

Поделиться

Ребята, имеющие трудности с речью, также ходят на индивидуальные занятия к логопеду. Педагог признаётся, что сюда не попадают те, кто просто не выговаривает согласную.

— Здесь нет детей с легкими речевыми диагнозами. У нас дети сложные. Это дизартрия, неврологические состояния, которые требуют комплексного воздействия. Мы занимаемся как постановкой звукопроизношения, чтобы речь была чистая, так и развиваем связность речи, учим составлять предложения, рассказы, пересказывать, — говорит учитель-логопед Юлия Химина.

Логопед проводит занятие по методике Воробьевой — читает рассказ, а ребёнок фиксирует его наклейками на липучке 

Логопед проводит занятие по методике Воробьевой — читает рассказ, а ребёнок фиксирует его наклейками на липучке 

Поделиться

Одна из методик, которую демонстрирует нам педагог, — составление рассказов по методике Воробьевой. Учитель читает малышу рассказ, а он фиксирует его при помощи картинок на липучке. В конце ребёнок должен будет пересказать историю, опираясь на составленную схему. 

Как и в обычном детсаду, в «Катерке» есть общеразвивающие кружки — оригами, изо, музыка. Сюда дети ходят небольшими подгруппами по 8–9 человек, чтобы учителя могли найти подход к каждому ребёнку.

Как и в обычном детсаду, дети из компенсирующего детсада занимаются рисованием и музыкой

Как и в обычном детсаду, дети из компенсирующего детсада занимаются рисованием и музыкой

Поделиться

Музыкальный руководитель Ольга Деринг пришла в «компенсирующий "Катерок"» из обычного детсада и рассказала, что не ожидала увидеть от детей столько энтузиазма.

— Я ожидала, что дети с ограниченными возможностями не будут настолько включаться в танцы, песни. Для меня это было большим удивлением — детишки очень музыкальные, они наравне со всеми так же радуются музыке, поют, все успевают и очень любят сюда приходить. Мне самой оказалось психологически труднее, чем им, — говорит педагог.

Музыкальный руководитель Ольга Деринг раньше работала в обычном детсаду и не ожидала, что дети здесь будут таким музыкальными

Музыкальный руководитель Ольга Деринг раньше работала в обычном детсаду и не ожидала, что дети здесь будут таким музыкальными

Поделиться

Отдать ребёнка в коррекционный детсад можно с 3 лет через процедуру комплектования. Чтобы встать в очередь, нужно пройти медико-психолого-педагогическую комиссию и привезти заключение в главное управление образования. 

Заведующая детсадом Татьяна Ерошина признается, что труднее всего попасть детям 3–4 лет, так как группа всего одна.

Руководитель также отмечает, что с каждым годом к ним в сад приходит все больше детей-инвалидов. Если в 2012-м их было 12, то сегодня уже 40. А вот коррекционные детсады и школы, наоборот, закрываются по всей стране. Детей с ОВЗ сейчас принято включать в общую образовательную среду — их отдают в обычные детсады и школы, где они оказываются на равных с теми, у кого нет нарушений. Но чаще это равенство носит лишь формальный характер — неловко танцующих детей-инвалидов редко можно встретить на сцене актового зала обычной школы, а здесь, в «Катерке», они всегда в первых рядах.

В детсаду № 139 не стесняются ставить в первый ряд деток с явными проблемами опорно-двигательного аппарата

В детсаду № 139 не стесняются ставить в первый ряд деток с явными проблемами опорно-двигательного аппарата

Поделиться

Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber
, SMS)

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Красноярске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Loading...
Loading...