В этом году своё 30-летие празднует лицей № 103 в Железногорске. Школа известна тем, что здесь учатся отдельно классы мальчиков и классы девочек. Мы прогулялись по учебному заведению и узнали, как вдали друг от друга воспитывают благородных «дворянок» и настоящих мужчин.
Лицей открылся в 1988 году — в новом микрорайоне возле городского озера. В первый год работы набрали 13 первых классов. Тогда детей решили разделить — сначала хотели по типу темперамента, потом решили — по полу.
— Мальчики и девочки талантливы, но к знаниям они идут разными путями, — сообщает директор лицея Елена Дубровская.
По новой системе начали работать уже на следующий год — набрали 9 классов, еще через год — 7. Потом школа оказалась переполнена и совет депутатов запретил брать больше 3 классов. Сейчас каждый год школа набирает три класса в параллели: класс «Д» — девочек, «М» — мальчиков и «А»-класс — смешанный. Родители сами решают, в какой из них пойдёт ребенок.
Поначалу в класс «М» шли неохотно, зато сегодня за местами в элитных «М» и «Д» выстраивается целая очередь. До 1 июля поступают дети по прописке, после — все желающие. К этому моменту мест, как правило, остается немного. Чтобы попасть в заветный список, некоторые даже меняют квартиры или прописывают детей у знакомых и родственников.
«Их уже в детсаду унизили»
Это урок английского во 2-м «М» классе. Учитель повторяет с детьми алфавит, поет песни и играет в игры. За тридцать лет работы с раздельными классами в школе разработали целый список рекомендаций, как надо воспитывать детей разных полов.
Мальчики, например, медленнее включаются в работу и объяснять новый материал можно только на 20-й минуте занятия. Будущим мужчинам нужно больше нестандартных логических заданий и меньше повторений пройденного материала. Они лучше понимают, когда есть наглядный материал, и отлично справляются с работой в одиночку.
— Для меня мальчики более неуправляемые, но это неплохо на самом деле. Просто их активность нужно постоянно куда-то направлять, держать их в деятельности, применять энергию, во что-то играть, — говорит преподаватель английского языка Олег Смирнов.
Есть у мальчиков и свои «минусы» — может страдать аккуратность и чистота письма. Считается, что им от природы несвойственно обращать внимание на такие мелочи, поэтому и оценки за грязь в тетради не снижают. Ругать будущих мужчин категорически запрещено.
— Я всегда учителям говорю: «Ни в коем случае ни вздумайте унижать мальчика, его и так уже унизили в детсаду, посадив на горшок рядом с девочкой! Он не понимает еще этого, но на генном уровне его уже унизили». С мальчиками нельзя так поступать, — говорит директор.
Называют «дворянками»
Совсем другая обстановка в классе у девочек. Это 1-й «Д» — крохотные малютки в васильковых платьях старательно решают свои первые примеры на уроке математики. Для девочек важен комфорт и тепло, поэтому в классе тщательно следят за температурой, а на стулья сшили специальные подушки, чтобы было не холодно сидеть в юбке без колготок.
Девочки, в отличие от мальчиков, учатся «ушами» — им нужно много раз повторять одно и то же, давать алгоритмы и готовые схемы решения. Девочки не выдерживают быстрый темп и им необходим более размеренный ритм урока. Они больше внимания уделяют эмоциям, аккуратности и чистоте письма. Зато соревновательный дух здесь выше.
— Конкуренция у девчонок в классе всегда больше. Мальчишки рекорды ставят сами с собой, они сравнивают себя — вчерашнего и сегодняшнего. Я преодолел что-то — я молодец. А девочки ориентируются на социум — у подруги больше, лучше, краше — и мне надо так же! — рассказывает школьный психолог Елена Владимировна.
Подтверждают слова психолога и сами ученицы. В 8-м и 9-м «Д» рассказывают, что в классе у них никогда не бывает спокойно. Часто ссорятся по пустякам — когда кто-то перевешивает вещи в раздевалке или не даёт мячик на физкультуре.
В самой школе девушек из раздельного класса негласно называют «дворянками». К 4-му классу все заканчивают «школу искусств» — умеют петь в хоре, разбираются в фольклоре и танцуют вальс. Так как в городе нет Мариинского училища, местные кадеты регулярно приглашают благородных дам из лицея к себе на танцы.
«Девочка — умница, мальчик — дурак»
Что происходит, когда мальчики и девочки учатся вместе? В школе уверены, что это ведет к неминуемому «перекосу».
— Когда ребенок приходит в первый класс, девочке и мальчику — 7 лет, но физиологически мальчику — 5, он не наигрался в детском саду, он вообще физиологически отстает от девочки, — говорит директор.
— Очень часто в 1-м классе можно наблюдать такую ситуацию. Девочка сидит с мальчиком. Девочка, как правило, — отличница с большими бантами, а мальчик — лодырь, которого надо подталкивать. И девочка начинает этим активно заниматься. Потом мы на них смотрим, вот они выросли — чем занимаются? Девушка постоянно подпихивает парня, — добавляет школьный психолог.
Показательный эксперимент провели в школе среди учеников 1-го класса. Детей попросили нарисовать человека. Результат подтвердил догадки педагогов.
— 1 «Д» — девочки, рисуют девочку — рюши, банты. Класс «М» рисует мальчиков. В смешанном классе часть мальчиков, поглядывая на авторитарную соседку, рисует девочку. Она нарисовала девочку, значит, сейчас у нее будет всё правильно, я тоже себе нарисую девочку. Для девочки это норма — нарисовать мальчика, а вот для мальчика нарисовать девочку — нет. Это значит, что девочка уже подавила его, и он сделал как она, — говорят педагоги.
Еще одна проблема смешанного класса, по мнению психолога, — отсутствие «понимания разницы полов». От девочек, например, часто можно услышать фразу: «Это не мальчики, это одноклассники». Случается это потому, что «там уже всё видели» и потеряли интерес.
— Я смотрю — девчонки сидят с «Д»-класса и мальчишки к ним приходят из «А»-класса. Они и так и эдак перед ними. Я говорю: «Мальчишки, у вас там своих девчонок полный класс». — «Да ну что это за девчонки?». Вот и все. Никакой загадки там уже нет, — говорит психолог.
«В 10-й класс идут только из раздельного»
Мальчики и девочки из лицея № 103 учатся раздельно вплоть до 9-го класса. В 10-м происходит перераспределение — учеников делят уже не по полу, а по направлению подготовки — техническое, гуманитарное, естественно-научное. По словам психолога, к этому моменту парни и девушки выравниваются в развитии и могут учиться вместе.
— Они уже сформированные к 10-му классу, со своими устоявшимися принципами. Мальчики уже догнали девочек и перегнали, поэтому комфортно себя чувствуют. Девочки уже тоже себя начинают видеть немного иначе. Когда они учатся вместе, то видят косяки друг друга на протяжении всех этих лет и приходят в 10-й класс с этим «багажом». Вспомните, когда взрослые люди ссорятся, они уже подспудно начинают вспоминать прошлое и тянуть его в настоящее. Это и происходит в 10-м классе. А тут дети начинают с чистого листа — абсолютно ценностный взгляд у девочек на мальчиков и у мальчиков на девочек, а не «эти дуры» и «дураки», — говорит психолог.
17-летний Даниил в этом году перешел из класса мальчиков в смешанный 10-й класс и уже успел заметить разницу.
— Первый месяц было непривычно, что в классе есть девочки. Не то чтобы отвлекает, но когда ты в мужском коллективе — это совсем другое. В классе «М» ты сконцентрирован полностью на учебе — учишься, развиваешься и получаешь нужные знания. А с девочками нужно вести себя более прилично и сдержанно, первое время приходилось постоянно следить за речью, — рассказывает десятиклассник.
Заметили в школе и другую забавную закономерность — в 10-й класс идут в основном парни из раздельного класса, а из смешанного чаще уходят учиться в техникумы. Так, например, образовался 10-й «М» с углубленным изучением физики — парни перешли на следующую ступень практически в неизменном составе, добавилось лишь 7 девушек. Они тоже сразу заметили разницу — парни лучше разбираются в физике и при них нельзя «поправляться».
«А как они будут потом?»
На сегодняшний день по пути раздельного обучения идут около 600 школ России. Однако есть у него и масса противников, например директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких. Хватает скептиков и среди родителей. Аргументация у всех одна: «А как они будут потом?».
— У всех один вопрос — а как они будут потом? Когда потом? Они уже сейчас взаимодействуют абсолютно нормально. Они общаются на переменах, кружках, праздниках, вместе ходят в походы. Только на уроках мы их разводим, — говорит психолог.
Особое отношение к детям из раздельного класса и у сотрудников полиции — к ним всегда особое пристальное внимание.
— У нас если попадают на комиссию по делам несовершеннолетних, обычное дело — паспорт вовремя не получил, гулял поздно, семечки щелкал в подъезде… Первый вопрос — а ты не из раздельного ли класса? — негодует директор.
В самой школе отмечают обратную закономерность — дети из раздельного класса показывают более высокие результаты в учебе. За 30 лет здесь выпустилось 333 медалиста. Многие уезжают дальше учиться в Москву и Санкт-Петербург. За выпускниками-парнями следят особенно тщательно.
— У нас есть таблица «Отдаленный результат» — отслеживаем классы мальчиков. Смотрим их через 5, 10, 15 лет, что с ними случилось? Образование — продолжает или нет, как в жизни устроился — комфортно или нет, обязательно — женился или нет. Это очень важно, — говорит директор.
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber, SMS)