
На прошлой неделе в Красноярске выбрали «Воспитателя года — 2018», ей стала Дарина Деркач. Мы встретились с педагогом и задали ей каверзные вопросы о воспитании детей, которые вызывают самые горячие споры у родителей.
Дарине Деркач — 32 года, она воспитатель детского сада № 91. Мечтала стать воспитателем с детства, по примеру мамы. По образованию девушка — психолог, пришла в детсад, чтобы работать по специальности, но осталась в должности воспитателя. Также Дарина — мама, воспитывает двоих детей, сыну 9 лет, дочке 3 года.
— Как вести себя родителю, если ребёнок устраивает истерики?
— Если раньше такого не случалось, нужно дождаться конца и выяснить причину. Потому что во время истерики мы ничего у ребёнка не добьемся.
А если ребёнок постоянно закатывает истерики, значит, у него такой стиль поведения — это нужно пресекать. Не бить ребенка, не унижать, но показать, что ты — родитель и ты — старше.
— Как ходить с ребёнком в магазин, чтобы он не брал все подряд?
— Отвечу не как педагог, а как мама. Когда у меня сыну исполнилось 3 года, я поняла, что мы вполне можем ходить по магазину своими ногами. Перед каждым магазином просто садилась на корточки и объясняла: «Сына, я всё купить тебе не смогу, если ты хочешь что-то, говори сейчас». Он говорит: «Я хочу шоколадку». «Тогда мы сейчас берём шоколадку, и ты больше ничего не просишь». И он больше ничего не просил.
— А если договорились купить одно, а просит другое и начинаются слезы?
— Для нас бы поход в магазин на этом закончился: «Ты не оправдал моё доверие, прости, но сегодня мы ничего покупать не будем». В следующий раз, значит, мы придём и договоримся заранее. Здесь важно показать свой авторитет, потому что если мы будем потакать детским истерикам, мы будем провоцировать новые и новые истерики каждый раз. Конечно, родителю удобнее купить ребенку то, что он хочет, лишь бы помолчал. Но пару-тройку раз мы покажем ребёнку, что не будем поддаваться на его провокации, и это поведение исчезнет.
— Как приучить ребенка есть то, что он не любит, — кашу, суп, капусту?
— Мне тут вспоминаются дедовские методы — если ты не будешь есть это, ты не будешь есть ничего. У меня сын 3 дня сидел голодным, как бы это ни звучало прискорбно. Он категорически заявлял: «Я не буду есть гречневую кашу», на третий день пришел есть гречку. Я не знаю, правильно это или нет. Но, потакая капризам ребенка, мы поощряем такое поведение. У нас есть дети в детсаду, которые очень плохо кушают. И мама приходит с утра: «Вот это, вот это мой ребёнок не ест, ему даже это не давайте». Родители идут на поводу у ребёнка и сами его провоцируют. А ребёнок это даже никогда не пробовал — ему просто по виду не понравилось.
— А если задабривать ребенка, съешь суп — получишь конфетку?
— Это работает, но работает временно. Потом ребёнок перестаёт есть совсем, если ему что-то не дашь за это. И это тоже неправильно, потому что поощрять нужно положительное поведение, а так мы поощряем то, что он и так должен делать. Но для кого-то это единственный способ накормить ребенка.
— Нужно ли «фильтровать» мультфильмы для детей — показывать только советские мультики и избегать современных?
— Я считаю, можно смотреть любые мультфильмы, но важно, чтобы при этом присутствовал взрослый. Одно время я считала, что ребенок должен смотреть только добрые советские мультики, но потом поняла, что в современном мире он всё равно все посмотрит.
Мой сын в 3 года у бабушки с дедушкой насмотрелся мультиков про мстителей, он пришел домой и сказал: «Мама, я стану Халком и всех убью». И это для меня был первый звоночек — ребёнок должен смотреть такие мультфильмы с пояснением взрослого. Я говорю: «Сына, разве Халк всех убивает? Задача супергероя — не убивать плохих, а защищать хороших любой ценой». После этого он начал смотреть на эти мультфильмы совершенно другими глазами. Или возьмем популярный мультфильм «Маша и Медведь». Я не считаю его плохим, несмотря на то что Маша ведет себя как избалованный гиперактивный ребенок. Просто рядом должен находиться взрослый, который пояснит, где плохо, а где хорошо. Потому что сам ребенок может сделать неправильные выводы или не сделать выводов вообще, тогда это будет впустую потраченное время.

— С какого возраста детям можно смотреть ужастики?
— На личном опыте могу сказать: фильм «Оно» 1992 года — нам его папа показал в детстве, мне и моей сестре. Теперь мы обе страдаем клоунофобией, я жутко боюсь клоунов и даже в цирке не могу спокойно находиться. Если к нам в садик приезжают клоуны, я всегда встаю в задний ряд.
Поэтому я бы не советовала показывать такие фильмы раньше 14–15 лет, а может, даже и в подростковом возрасте не стоит. Но они же всё равно посмотрят так или иначе.
— Можно ли давать детям гаджеты?
— Без гаджетов ребёнок не впишется в современное общество, и в то же время, если он будет постоянно в гаджетах, он не разовьется как личность. Поэтому здесь взрослый должен показать, как этим действовать, чтобы развиваться, а не деградировать.
Некоторые родители не видят меры: в машине из детсада едут — играют в телефон, приезжают домой — играют в телефон, перед сном еще чуть-чуть поиграли в телефон, а потом ребенок расторможенный, не может успокоиться. Нарушается восприятие игры — он уже не может играть самостоятельно, нужно, чтобы его что-то развлекало: другой ребенок, гаджет, родитель. Если он остается один, для него это будет хуже всего на свете. Да, действительно, гаджеты нужны, но если вдруг окажется, что у тебя не будет гаджета, ты можешь палочкой поковырять землю и тебе будет весело.
— Сколько времени можно выделить дошкольнику на гаджеты?
— Раньше 5 лет давать ребенку гаджеты нежелательно совсем, а после 5 — полчаса-час в день, не больше.
— Во сколько лет можно «отпускать» ребенка в интернет, и нужно ли за этим следить?
— Можно выходить в интернет с 5–6 лет. Интернет — это очень полезная вещь, но когда ребёнок дорвался до информации, ему нужно всё и сразу, и начинается… По этим рекламным ссылкам можно уйти далеко и надолго, и увидеть совсем не то, что ребёнку положено. Это страшно, какую информацию они приносят иногда в детский сад, особенно YouTube показывает им вещи полезные и не очень. Поэтому в интернет можно выходить в дошкольном возрасте только под руководством взрослого. Младшие школьники и школьники уже могут выходить в интернет самостоятельно, но все равно родительский контроль должен стоят на компьютере.
— Существует японская система воспитания, когда до 3 лет детям разрешают всё. Как вы её оцениваете?
— У японцев очень жесткая система: до 3 лет ребенок — царь, после 3 — слуга, 10–12 лет — друг. У них все чётко, 3 года исполнилось, всё — пошел делать работу по дому. Они очень резко переключаются. Когда эта японская система пришла в наш обиход в конце 90-х — начале 2000-х, мы услышали, что ребёнок царь, и всё. Переключиться мы не можем, мы уже привыкли любить и потакать во всём. Это наш русский менталитет, у нас очень широкая душа, мы не умеем останавливаться вовремя. Поэтому нет, к сожалению, у нас эта система не работает. Если мы решили, что ребёнок — царь, у нас он останется царем до 50 лет. Поэтому у нас сейчас действует «царская система» — ребенка надо воспитывать, пока он помещается поперёк лавки.
— Сейчас в обществе набирает популярность детоцентризм, когда мама считает, что её ребенок главный и ему все должны…
— Это беда современного общества, я сталкивалась по работе с такими детьми и с такими родителями. Есть хорошая фраза: свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Так же и здесь.
По поводу уступания места в автобусе — я считаю, что с ребенком до 3 лет уступать место нужно, потому что ребёнку очень тяжело стоять, он не может держаться. Но с 3 лет ребенок вполне самостоятельный, может держаться сам, тем более если это мальчик. А потом мы возмущаемся, почему у нас мужчины не уступают нам место? Потому что вы сами требовали, чтобы вашему 15-летнему мальчику уступили место в автобусе. Я сталкивалась с такими ситуациями, когда заходит здоровый мальчик выше мамы, и мама просит уступить деточке место. Да какая же это деточка? Это уже мужчина! Мой ребенок, например, стоит, и я не считаю это зазорным. Если освободится место, то скорее сядет мама, чем он. Это вопрос воспитания.
— Физические наказания допустимы?
— Это каверзный вопрос. Вообще нет, физические наказания недопустимы, потому что взрослый сильнее. Это то же самое, что бить животное, которое не может тебе ответить. Бить слабого — это трусость. Когда взрослый использует физические наказание, он показывает свою несостоятельность как родителя. Можно поставить в угол либо сказать: «Сядь на стульчик, отдохни, посиди, подумай». Особенно это полезно в момент истерики.
— Как не кричать на детей, когда они доводят тебя до белого каления?
— Надо не стесняться своих чувств, мы тоже люди, и ребенок не должен видеть механическую маму с постоянной улыбкой. Он должен понимать, что мама — это живой человек, и что у нее тоже могут быть проблемы. Об этом нужно говорить. И если мы наорали на ребенка, нужно успокоиться и объяснить: «Понимаешь, у меня сегодня такая ситуация, так и так». Нужно научиться доверять ребенку, а мы чаще всего думаем, что они маленькие и ничего не понимают.
— Как ребёнку позволено выражать негативные эмоции — топнуть ножкой, кинуть подушку, ударить родителя?
— Эту грань задают сами родители. Я часто вижу, что ребёнок в ярости может стукнуть бабушку или маму. Нужно сразу устанавливать границы, что живого человека и животных мы не бьем. Но при этом важно, чтобы у ребенка был выход отрицательных эмоций. Например, если у мальчика часто бывают агрессивные порывы, можно записать его на борьбу или на рукопашный бой. Девочек можно отдать на энергичные танцы — хип-хоп, румбу, гимнастику. Для совсем маленьких — завести дома «стену ярости», которую можно подойти и стукнуть. Еще можно рвать ткань с рычанием — это очень помогает. Страшно смешно смотрится со стороны, но помогает справиться с бурей внутри и взрослому, и ребенку.
— Может ли мальчик играть с куклами, а девочка с машинками?
— Это нормально, абсолютно нормально. Нигде не написано, с чем должен играть ребёнок. Опять же принято, что младенцев мальчиков одевают в голубой цвет, а девочек в розовый. Не дай боже перепутать цвета, и все будут считать, что это ребенок другого пола! От этих стереотипов нужно уходить, я считаю. Многие девочки, у которых есть старшие братья, играют в машинки просто потому, что у них дома нет кукол и куча игрушек от братьев. А мальчики… Мы все время ждем от мужчины, что он будет нам помогать с детьми. И в то же время мы их в детстве всё время давим — не играй с куклами, не играй с куклами… А как он нам должен помогать с детьми, если он даже не знает, с какой стороны к этому подойти? Мальчик играл в машинки, он и любит машинки, чего вы от него хотите? Если мальчик хочет играть в куклы — замечательно! Он будет прекрасным папой, это не значит, что он будет нетрадиционной ориентации, глупо так считать.
— Как приучить пап уделять больше времени детям?
— Если ребенок — это глина, его еще можно «подлепить», то взрослого человека перестроить крайне сложно. Если папа уже не проявляет участия в жизни ребенка, то он вряд ли начнёт самостоятельно менять свою жизнь. Поэтому, как только ребёнок родился, мы сразу приобщаем папу либо не приобщаем его совсем и всю жизнь его не дёргаем. Тут многое зависит от женщины. Если мама говорит: «Ой не трогай, я сама», потом это «я сама» выливается в такие последствия. Не нужно отказываться от помощи никогда.

— В этом году многие родители записали в 1-й класс 5-летних детей. Не рано?
— На мой взгляд, это рано, я не знаю, куда спешит современный мир. 7 лет — это оптимальный возраст. Если мы отдаем ребёнка раньше, он может быть психологически не готов к этому. Природой не заложено обучение до 7-летнего возраста, ребёнку сложно сконцентрироваться. Не надо забирать у детей детство.
— Надо ли приучать детей читать и как? Сейчас дети в основном смотрят видео.
— Обязательно ребёнок должен читать, потому что все основы грамотности даются через чтение. Каких-то детей надо заставлять, сегодня одну страничку, завтра одну, послезавтра... Каких-то заинтересовать — «Ты смотришь мультик, а я знаю книгу про это, там написано гораздо больше, там такие подробности!».
Вообще это большая беда современности — не то, что не читают дети, а то, что не читают родители и не прививают эту культуру. Ребёнок не начнёт читать сам по себе. Папа будет сидеть в телефоне, а я должен сидеть читать скучную книгу без картинок? Если дома постоянно перед глазами читающие родители, то и ребёнок так или иначе придет к книге.
— Когда ребенок приходит в 1-й класс, он должен уметь читать, писать, считать? Или его этому научат?
— Все зависит от школы. Когда я привела сына в 1-й класс, мне сказали, что ребёнок должен читать. Если он не читает — отдавайте его в кружки, секции, учите, потому что мы здесь его учить не будем, он должен быть уже читающим. Но в детском саду на выходе мы не готовим ребёнка к школе, не учим его читать, этого нет в программе. Системе образования не хватает преемственности. Получается, в эти 3 месяца между детсадом и школой он должен где-то научиться читать. Поэтому лучше всего заранее уточнить в школе этот момент и начать готовиться.
— Нужно ли брать кота/собаку, если ребёнок просит?
— Чувство ответственности у ребенка полностью формируется только к 18 годам. Если родители готовы ухаживать за этим животным и показывать ребенку, как это нужно делать, то можно брать. Потом какую-то часть ответственности можно переложить на самого ребёнка. Но брать животное для развлечения, когда ребёнок просто хочет поиграться, нельзя. Потом такие животные оказываются на улице — ребёнок наигрался, и игрушечку выкинули.
— Если у ребенка появляется воображаемый друг — это нормально?
— Это нормально. Это говорит о некоторых особенностях ребёнка, но это ни в коей мере не говорит о какой-то его «чокнутости». Возможно, у ребёнка есть проблемы в общении со сверстниками, он не может найти себе друга в реальности. Но чаще воображаемые друзья исчезают до 8–9 лет. Примите этого друга, поговорите с ним, главное, чтобы это не переходило грани разумного. Пока он никому не мешает, пусть он будет. Главное, чтобы ребёнку было хорошо.
Анастасия Станишевская