Оборот розничной торговли России и в Красноярском крае в том числе в 2023 году превзошел досанкционный уровень, пишет аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.
По данным службы, в крае в июле 2023-го с учетом инфляции потребление выросло на 6,8% по отношению к июлю 2021 года и на 15,7% к июлю 2022-го. В абсолютных числах служба данные не приводит.
Как отмечают аналитики, розничные продажи в России начали падать в апреле 2022 года на фоне санкций и перехода населения в режим экономии. Сокращение продолжалось весь год до марта 2023-го. Тогда обороты начали расти, но рост был за счет низкой базы предшествующего года.
По мнению аналитиков, возвращению потребления на уровень 2021 года поспособствовали рост доходов населения и постепенный отказ от сберегательной модели поведения, характерной для 2022 года.
При этом, если верить данным Красноярскстата, то в санкционном 2022 году оборот розничной торговли и общепита в крае даже превышал показатели 2021 года. Так, к июлю 2021-го оборот составлял 347 миллионов рублей. За весь 2021 год — 636 миллионов. К июлю 2022-го он превысил 389 миллионов. А за весь 2022 год почти достиг 694 миллионов рублей. К июлю-2023 оборот в крае составил 423 миллиона рублей.
В пиар-службе сетей «Красный Яр» и «Батон», комментируя исследование, сказали NGS24.RU, что в целом удивлены его результатами. Но подтвердили, что и в супермаркетах, и в дискаунтерах потребление «немного, но стабильно» превышает показатель докризисного 2021 года.
— Происходит это благодаря тому, что сети росли быстрее, чем рынок, и активно работали над ассортиментом в постоянно меняющихся экономических реалиях. Кризисность потребления в переходе покупателя к более дешевым аналогам сохраняется. Образно говоря, количество потребляемых продуктов остается тем же, но это более экономный вариант товаров, — прокомментировали в сети.
Источник на рынке ритейла в Красноярске отметил, что в России за полтора года появилась новая категория покупателей с высоким уровнем дохода — жены ушедших на СВО мужчин. Но конкретно в Красноярске, с его слов, это пока не сильно ощущается.
Со ссылкой на Центробанк NGS24.RU уже писал, что в апреле-мае этого в торговых центрах немного выросла посещаемость. В ТРЦ «Планета», например, рассказывали, что в апреле трафик у них вырос на 10,7% по сравнению с тем же периодом 2022-го, в мае — на 7,9%. Прирост объяснили открытиями новых арендаторов, таких как MAAG, DUB, VILET, ECRU (взамен брендов испанского Inditex) и «Золотое яблоко», возобновлением работы уже представленных: «Рив Гош», Kanzler и других.
Руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев уточнял, что в Красноярске трафик вырос преимущественно в крупноформатных торговых центрах.
Также в июне мы писали, что красноярцы стали чаще ходить в кафе и рестораны, правда, стали там экономнее.