Крупный красноярский предприниматель расхотел открывать ресторан McDonald's и разорвал деловые отношения с американской компанией. Об этом глава строительной компании «Сибиряк» и депутат горсовета Владимир Егоров поведал на совещании по поддержке сельского хозяйства. «Зачем они такие мне нужны?» — возмущается предприниматель, узнав о планах компании возить булки из Германии, а мясо и картошку — из Швеции и Голландии. Горожане встретили новость неоднозначно. Часть читателей НГС.НОВОСТИ сочли такой шаг «достойным ответом на санкции», другие предложили из патриотизма снизить цену на «квадраты».
Участников попросили ответить на следующие вопросы:
1. Способна ли Россия производить сопоставимые по качеству с иностранными товары.
2. Необходимо ли отказываться от сотрудничества с иностранными компаниями и что это принесет?
3. Являются ли идеи отказа от иностранного проявлением популизма или истинного патриотизма?
Владимир Егоров, гендиректор УСК «Сибиряк»: «Я выходил на представителей "Макдоналдса" еще в прошлом году. Не скрываю: защищал свои интересы, хотел развивать агрохолдинг (он будет образован осенью на основе нескольких хозяйств в Назаровском районе. — В.Ч.) в долгосрочной перспективе. У меня 1,5 тыс. человек в селе работают, чтобы обеспечивать продовольственную безопасность. Я надеялся пристроить часть своей продукции, для того и обращался туда (в McDonald's. — В.Ч.). А когда мы производим свое, а для "Макдоналдса" будем закупать из-за границы — нас, наверное, не поймут.
В принципе, обрывать сотрудничество с западными компаниями можно в любой сфере. Но для этого надо перестраивать производство. Допустим, в "военке" будем перестраиваться. Но вот в автомобилях, комбайновой технике нам далеко еще за ними тянуться. Самолеты военные можем хорошие выпускать, а гражданские, такие, как "Боинг", — нет.
В моем основном строительном бизнесе на импорт приходится 10–15 %. В основном это материал для блеска и лоска — краски, сухие смеси и сантехника. Цемент, бетон, арматура производятся в России. Кредитуется "Сибиряк" тоже здесь — и, как показывает нынешняя ситуация [с санкциями], не зря.
Вообще, в отношениях с Россией Запад с санкциями ошибся. У них на первом месте это бизнес, за деньги они не пожалеют ни мать родную, ни отца. Мы на этих трудностях объединяемся, у нас на первом месте патриотизм, а потом уже думы о деньгах. Таких большинство, хотя есть и такие — раньше били себя в грудь, были коммунистами, сейчас — единороссами, но это небольшой процент».
Максим Багаев, руководитель компании «Техномакс»: «Когда мы говорим про импортозамещение в питании, то это можно сделать в России. Если человек не съест в "Макдоналдсе", то он съест в KFC еду из русских булочек.
Но возьмем производство какого-то высокотехнологического товара — у нас оно будет направлено на удовлетворение нужд одного нашего небольшого рынка. При желании в России производить можно все что угодно, причем хорошего качества, если вложить деньги.
Достичь нужных объемов при сравнимом с иностранным качестве вряд ли удастся, поэтому устройства будут достаточно дорогие. Хотя пример, как за 5–7 лет можно достичь успеха в производстве, есть: в Китае такие компании, как Xiaomi, в прошлом году реализовали 70 млн смартфонов на внутреннем рынке — это сопоставимо с продажами Apple и Samsung. Но там размер рынка сумасшедший и в 10–15 раз больше российского. Свои устройства на нашем рынке будут стоить в 1,5–2 раза дороже аналогов.
Закрыв рынок для компаний извне, мы получим устройства со средними характеристиками, но дорогие по цене. Например, на частичную локализацию на российском авторынке ушло целых 10–15 лет даже со всеми льготами для производителей.
А нынешний патриотизм — это неизбежное зло. И сейчас отличить его от популизма очень трудно».
Викентий Чекушин
Фото thinkstockphotos.com