На фоне падения спроса на еду в Красноярске зафиксирован резкий рост числа продуктовых магазинов — по данным компании «2ГИС», с января по май этого года на карте города их стало на полсотни больше. Открываются в основном мелкие торговые точки, а лидером стал Советский район — на него пришлось 29 % «продуктовых открытий». Коммерсанты открывают павильоны и магазины «у дома» за 400 тыс. руб., но эксперты предрекают им быструю смерть под натиском крупных сетей. Подробности — в материале далее.
В Красноярске растет число продуктовых магазинов — к таким выводам пришли аналитики компании «2ГИС», изучив количество городских организаций в различных сферах. По данным экспертов, наибольший прирост с января по май 2015 года пришелся на продовольственные магазины: если в начале года их было 1934, то в мае уже 1991 (на 57 больше). «Под продовольственными мы имеем в виду магазины, где торгуют через прилавок. В исследовании нет, например, супермаркетов», — уточнил пресс-секретарь компании Максим Бугаев.
Лидером стал Советский район, на него приходится 29 % всех открытых в городе павильонов и магазинов «у дома». За ним идет Свердловский (24 %), а замыкает тройку Кировский (21 %). Меньше всего магазинов открылось в Ленинском районе — всего 2 %.
Специалисты Красстата подсчитали, что с января по март 2015 года по сравнению с I кварталом 2014-го реализация продуктов рухнула на 7,1 %. Красноярцы стали на 3 % меньше тратить денег на мясо, в частности, на 2,1 % упали продажи мяса животных, на 1,9 % — птицы, на 1,8 % — мясопродуктов, на 1,6 % — мясных консервов. На 6–7 % снизились покупки фруктов и овощей.
Гендиректор маркетингового агентства BOSgroup Артем Пусеп считает, что люди не стали меньше есть — просто они переходят на более дешевые аналоги того, что могли себе позволить раньше. Рост числа магазинов он объяснил переориентацией предпринимателей: «Те, у кого просела розница в другой сфере, например в одежном ритейле, переключаются на продукты. Потому что кушать люди будут всегда».
«Магазинчики "у дома" — сегодня самый перспективный бизнес, — уверен гендиректор "Региональной девелоперской компании" Олег Шитиков. —
Людям всегда можно в тапочках сходить за свежим хлебом, вся Европа так работает — крупные сети вынесены за город». Однако г-н Пусеп с ним не согласился — решающее значение, по его мнению, имеет цена, а не близость магазина к дому: «Сети предлагают более выгодные цены — у них больше логистических возможностей для закупок. Сильнее они и в маркетинге — собственные торговые марки делают показательно дешевыми, проводят акции».
Чтобы оценить эти факторы, приглядеться к ценам и увидеть воочию, что представляют собой новые торговые точки, корреспондент НГС отправился в магазин «Любимый», открывшийся в середине мая на 1-м этаже 10-этажки по ул. Урванцева, 12. Район спальный, но довольно оживленный. В 20:30 на входе — кучка молодежи, внутри, в относительно просторном торговом зале, — несколько покупателей, в магазине чисто и аккуратно. Алкоголь на прилавках отсутствует — нет лицензии. Ассортимент обычный для продуктового магазина — хлеб, крупы, молочка, напитки.
Открыл магазин 46-летний красноярец Валерий Концедаев — мужчина признается, что за год на этом месте он уже третий, до него здесь тоже торговали продуктами. Для г-на Концедаева это первый бизнес, а магазин он назвал семейным предприятием — управляющим назначил сына.
На открытие потратил почти 400 тыс. руб. — были некоторые накопления, недостающую сумму взял в кредит. Основные затраты — аренда 150 кв. м за 50 тыс. в месяц и приобретение продуктов. Около 30 тыс. руб. в год пойдет на налоги. Продукты предприниматель закупает сам на оптовых базах города.
«Магазин не просуществовал и месяца, поэтому заработать пока не удалось. На окупаемость планируем выйти в течение полугода», — надеется предприниматель. Основной расчет он делает на жителей ближайших домов, которым лень идти почти квартал до ближайшего супермаркета — за последние 3 дня было около 200 покупателей. Однако конкуренция сильна — на квартал около 5 магазинов. Бороться с ними предприниматель надеется низкими ценами.
Прогулявшись до ближайшего «Красного Яра», автор заметил, что там цены действительно несколько повыше — бутылка молока «Простоквашино» (жирность 3,2 %) стоит 59 руб. против 56 в «Любимом», рис «Националь. Золотистый» (900 г) — 87 руб. против 75, чай «Принцесса Нури. Высокогорный» (25 пакетиков) — 44,7 руб. против 42.
Председатель Краевого союза малого предпринимательства Виталий Бондарев в успех таких магазинов не верит: «Продажи в продуктовом сегменте рухнули на 40 %. Коммерсанты со слезами на глазах показывают свою бухгалтерию». Мелких игроков, по его словам, все сильнее давят сетевики — заходят в рынок агрессивно, цены роняют.
Чтобы выжить, владельцам небольших точек приходится бороться более приземленными способами: быть честными, предлагать исключительно качественный продукт, общаться с каждым покупателем как с другом или соседом.
«Рынок перераспределяется в пользу торговых сетей — на них сегодня приходится две трети розничного продуктового рынка Красноярска, — добавляет директор компании «Сибирская финансовая система» Валентин Богомолов. — Люди стали экономить, а магазины "у дома" продают товар дороже, лишь начинающие демпингуют».
Предприниматель и депутат красноярского горсовета Константин Сенченко считает, что продукты — это сегмент рынка, который в кризис страдает меньше всего: «Единственный сектор, позволяющий предпринимателям хоть как-то существовать. От остальных товаров или услуг люди отказываются легко». Однако признается, что сам бы деньги в магазин «у дома» не вложил: «Этот рынок перенасыщен, конкуренция будет лишь нарастать».
Наряду с продуктовым рынком, по мнению Сенченко, непотопляемыми в кризис остаются лишь секторы, связанные с работой на экспорт. «Не каждому дано торговать лесом, нефтью или газом, но малый бизнес может найти себя в IT-сфере: работы на аутсорсинге, связанные с программированием, написанием кодов для западных заказчиков, — говорит предприниматель-депутат. — Во всем мире сегодня есть спрос на людей, которые имеют мозги».
Максим Косов
Фото depositphotos.com (1), автора (2, 3)