Экономика Цена на бензин: «Избежать повышения невозможно»

Цена на бензин: «Избежать повышения невозможно»

Эксперты поделились прогнозами, чем обернется для автовладельцев авария на Ачинском НПЗ: когда и на сколько подорожает топливо

В минувший понедельник, 30 июня, спустя 2 недели после взрыва на Ачинском НПЗ, на заводе назначен новый гендиректор. Должность получил первый заместитель гендиректора Саратовского НПЗ Алексей Демахин. Состоялись похороны 8 погибших, 7 человек с ожогами в больнице, а руководство думает, как восстанавливать завод, производящий 6–7 млн тонн топлива. Несмотря на то что правительство края просит не спекулировать ценами и чужой бедой, заправщики уже говорят о дефиците бензина и скачке оптовых цен. Когда и на сколько изменятся ценники на АЗС, корреспондент НГС.НОВОСТИ выясняла у владельцев заправок, аналитиков и депутатов Заксобрания края.

1. Какая розничная цена на бензин будет установлена в июле в Красноярске?

2. Следует ли ожидать, что повышение цен произойдет именно из-за ЧП на Ачинском НПЗ? Почему?

3. Есть ли возможность избежать повышения цен в этой ситуации?

Ольга Арамян, официальный представитель министерства промышленности и торговли Красноярского края: «Основным оптовым поставщиком нефтепродуктов в регион является компания «Роснефть», это 65–70 % рынка. Доля «Газпромнефти» на оптовом рынке составляет 15–18 %. На сегодняшний день оптовые цены и объемы поставок «Роснефти» на территорию края не изменились, достигнутые в этом отношении договоренности продолжают действовать. Авария на Ачинском НПЗ на повышение цены не повлияет. Решение других оптовых поставщиков по повышению цены могут быть приняты исходя из ситуации на бирже, внутренней экономики компании».

Роман Гольдман, генеральный директор агрохолдинга «Сангилен+»: «У нас пришли вагоны по новым ценам, и с завтрашнего дня (2 июля. — Ю.Г.) АЗС будут торговать в ноль. Какое-то время мы так выдержать можем, но реальная цена должна быть на 10 % выше. Власти не обладают, к сожалению, магическими компетенциями, чтобы сказать ценам: «Стойте, не растите», как нельзя остановить беременность. Есть экономика страны, биржевые цены.

Почему мы не можем поднять цены? Потому что соседняя с нами «Газпромнефть» пока не подняла. Если это сделаю я, люди от меня просто будут разворачиваться. По моим ощущениям — пусть мне и не нравится, что я говорю, — в июле изменение цен на АЗС маловероятно. Сегодня присутствует некое «стеснение» компаний «Роснефть» и «Газпромнефть» поднимать цены. Плюс «Роснефть» пытается восстановить дефицит топлива, компенсировать его железнодорожными поставками с того же Ангарска.

Мелкие заправщики, в отличие от нас, например, не могут себе позволить купить топливо на бирже и не имеют своих нефтебаз и бензовозов. Экономика у них отрицательная. Но и они не будут повышать, а предпочтут купить другой продукт и по другой цене. В самом Красноярске, где владельцы АЗС дорожат своим именем и будут работать себе в минус, автовладельцы могут не опасаться заправляться.

Вся ситуация связана только со случившимся на Ачинском НПЗ. Мы все ожидали снижения цены, тем более с запуском завода, — продукта достаточно. Поэтому запасов никто не делал. Изменение цены спровоцировали психоз, который был у всех, и временный дефицит».

Алексей Шуров, руководитель объединения «Независимые отечественные нефтетрейдеры» в Красноярском крае: «Оптовые цены на биржах ползут каждый день. За май цена на бирже поднялась тысяч на 5 руб. за тонну. На сегодняшний день цена литра АИ-92 у нас (в Минусинске. — Ю.Г.) — 31 руб. Оптовая цена близится к этой. Не знаю, сколько будут терпеть владельцы АЗС, они работают в убыток. Может быть, месяц все еще выдержат, ожидая: а вдруг наладятся поставки, цена упадет. Многое зависит от того, какой посыл дают производящие нефтяные компании. Они ведь говорят — до Нового года ни одного литра Ачинский завод не выпустит. И до этого времени могут быть перебои.

Да, владельцы завода пытаются перекрыть дефицит, они сами покупают по высокой цене и сами изменяют оптовые цены. Предложения стало меньше, а спрос остался. Многие заправки на юге Красноярского края, в Хакасии уже встают, потому что нигде не могут купить топливо. Бензовозы стоят по несколько суток на каком-нибудь заводе, чтобы заправиться.

Избежать повышения невозможно. Если себестоимость покупаемой продукции выше стоимости цены в рознице. А вот то, какая цена — нам диктуют государственная монополия и нефтяные компании».

Александр Шкурин, заместитель начальника отдела анализа и маркетинга московского информцентра «КОРТЕС» по российскому рынку бензина: «Делать прогноз цен на нефть и долгосрочный на топливо — самое неблагодарное дело. Сколько в Красноярске стоит литр АИ-92 — 30,5 руб.? В Москве — 32 руб. У вас есть большой потенциал для роста (Смеется.).

Любой рынок реагирует на любые события такого плана, тем более было много неясностей: сколько завод будет стоять, сколько запасов есть. Оптовые цены на бирже начали расти с первого дня после аварии. Доля Ачинского завода — 3,5 % на внутреннем рынке России. Здесь вопрос географии: если встает завод в регионе, где не так много НПЗ, то это существенно ударит по рынку региона. Также мы видим, что «Роснефть» покупает объемы на бирже с поставкой в этот регион. Цена расти будет, потому что выпали эти объемы, но дефицита не ожидается. Сейчас ежедневный объем топлива на бирже превосходит тот, что производил Ачинский НПЗ. Кроме того, недавно было распоряжение УФАС нефтяным компаниям ограничить свой экспорт (он равен 10 % от производства), чтобы восполнить объемы Ачинского НПЗ.

Избежать повышения невозможно. Если происходит какое-то событие, возникает рост спроса, а значит, и цены. Плюс в цену начинают закладывать транспортные расходы. Это то же самое, что купить батон около дома или с доставкой самолетом из Москвы. Дома он обошелся бы в 20 руб., а из Москвы — 5 тыс. руб. Нужно учитывать, что у бензина доставка железной дорогой, аренда вагонов, хранение, перевалка — все включается в цену.

Владислав Зырянов, зампредседателя комитета по делам села и агропромышленной политике Заксобрания Красноярского края: «На фоне происходящего мне вспоминаются события теракта в «Домодедово», когда таксисты поднимали цены в несколько раз на поездку до аэропорта, чтобы нажиться на чужом горе. Если рассуждать без эмоций: если Ачинский НПЗ не будет в ближайшее время запущен, в перспективе нехватка мощностей может сказаться на рынке. Но я уверен, что в момент трагедии запасы на нефтескладах как были, так и остались. Понятно, дефицит нужно будет компенсировать топливом с Ангарска, Омска. И «Роснефть» решит эту проблему, возмещая мощности НПЗ. Он перерабатывал 6–7 млн тонн нефти, рынок края нуждается в 2 млн тонн.

Нельзя допустить, чтобы кто-то начал увеличивать цены, прикрываясь бедой. Этих предпринимателей нужно наказывать. Я не единожды слышу, что растут оптовые цены, а это компетенция не трейдеров, а крупных производящих компаний — «Газпром», «Роснефть», «Лукойл». Здесь уже, если такое происходит, необходимо руководству края самим выходить к руководству компаний и разбираться, чем это вызвано.

Что касается вообще стоимости нефтепродуктов в России, то я искренне считаю, что для экономики России она несправедлива. В 2013 году аграрная отрасль без субсидий показала убытки 1,8 %. Ранее нефтяные компании предоставляли дизтопливо для посевных в 2 раза дешевле рынка, в 2013-м их отменили, и сразу отрасль стала убыточной. Как ни крути, на этом завязана вся экономика».

Юлия Глушко

Фото thinkstockphotos.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства