В Красноярске работают два региональных оператора по вывозу мусора — левобережный и правобережный. Каждый из них относится к определенной группе компаний. Сейчас обе группы собираются построить вплотную к границам Красноярска крупные объекты по обращению с отходами. Журналистка NGS24.RU Мария Антюшева рассказывает про оба объекта и объясняет, почему истории выглядят спорно.
«Левобережники»
Один объект хотят построить примерно между Бадалыком и КрАЗом. Здесь расположен квадрат земли площадью в 40 гектаров, который принадлежит ООО «Инжиниринг». Эта московская фирма связана с нашим левобережным регоператором — «Красноярской рециклинговой компанией» или КРК. Обе компании входят в крупную московскую инвестиционную группу «РВМ Капитал».
Тут должен появиться мусоросортировочный комплекс мощностью в 300 тысяч тонн в год для отходов 4–5-го класса опасности (это наименее опасные отходы). Предполагается, что КРК будет свозить сюда коммунальный мусор со своей зоны деятельности — это левый берег Красноярска, Емельяновский, Сухобузимский и Большемуртинский районы.
Здесь отходы будут сортировать, потом отправлять на переработку то, что можно переработать, а то, что нельзя — вывозить на полигон (сейчас КРК вывозит мусор на полигон «Автоспецбаза» за деревней Старцево).
Полтора года «Инжиниринг» вел переговоры с Минэкологии Красноярского края о том, чтобы построить здесь мусоросортировочный комплекс по концессии, то есть в виде частно-государственного партнерства. К лету 2022 года стороны ударили по рукам. Как писал тогда «Коммерсантъ», инвестор хотел включить в соглашение еще и предприятие по переработке мусора, но об этом договориться не удалось.
В июне 2022 года Минэкологии края выставило на сайте torgi.gov.ru предложение заключить концессионное соглашение по созданию мусоросортировки. Аукцион выиграл «Инжиниринг», и в ноябре того же года концессию подписали. Но тут в дело вмешалось красноярское УФАС.
Оказалось, что чиновники Минэкологии прописали в аукционе условия, которые выполнить мог только «Инжиниринг». От победителя торгов требовалось обеспечить земельный участок для постройки комплекса, а под описание участка подходила только земля «Инжиниринга» и больше никакая. Таким образом, всех возможных конкурентов отсекли на старте.
Больше того, по федеральному закону о концессиях чиновники вообще не могут требовать от концессионера землю: предоставить участок для создания объекта должно государство.
Претензии к сомнительному аукциону высказали конкуренты «левобережников» по мусорному рынку. Жалобу в УФАС написало ООО «МСК Юго-Запад», которое связано с регоператором Канско-Абанской, Лесосибирской и Рыбинской технологических зон ООО «Рециклинговая компания» — обе фирмы входят в группу компаний «Кашалот».
Мы обратились в «Кашалот» за комментарием. Из ответа видно, что предприятие хотело бы вступить в концессию и построить мусоросортировку, если бы государство предоставило участок (как и полагалось по закону).
В результате УФАС потребовало расторгнуть соглашение. Минэкологии попыталось обжаловать требование в краевом арбитраже и проиграло. В Министерстве и в «Инжиниринге» сообщили NGS24.RU, что будут обжаловать решение в следующих инстанциях. Пока в картотеке арбитража новый иск не появился. Но компания не оставляет своих планов:
— В настоящий момент реализация проекта строительства мусоросортировочного комплекса продолжается, проводятся инженерные изыскания и проектирование комплекса, — пояснили нам в пресс-службе «Инжиниринга».
Копия концессионного соглашения есть в распоряжении редакции. Условия концессии таковы: инвестор строит объект полностью за свой счет, вкладывает почти 1,5 миллиарда рублей, эксплуатирует комплекс, пока не истечет 20 лет со дня подписания соглашения, а потом передает государству. При этом в документе указано, что за 20 лет «Инжиниринг» должен получить валовую выручку в размере 10 миллиардов 400 миллионов рублей. Если же компания по независящим от нее причинам столкнется с дополнительными расходами и/или сокращением выручки, то Красноярский край должен будет возместить их.
В «Инжиниринге» условия концессии прокомментировали так:
— Концессия предусматривает ряд гарантий для инвестора. Сам проект предусматривает привлечение кредитного финансирования у сторонних организаций. Поэтому, учитывая общую совокупную потребность в кредитовании, проект и был структурирован на принципах проектного финансирования, одной из форм которого является концессионное соглашение, — сообщили в пресс-службе компании.
ОБНОВЛЕНО 26 ИЮЛЯ. Третий арбитражный апелляционный суд признал концессию неправомерной.
«Правобережники»
Второй объект — полигон промышленных отходов — планируется немного дальше от жилмассивов, к северо-востоку от КрАЗа. Здесь участок площадью почти 55 гектаров находится в собственности ООО «Призма», а фирма принадлежит Евгению Шепелёву, владельцу правобережного регоператора «Росттех».
Компания собирается разместить тут полигон по утилизации, переработке, размещению и обезвреживанию отходов производства 3–5-го классов опасности.
На сайте «Призмы» есть документация по объекту. Полигон должен проработать не менее 20 лет. В год на него хотят свозить 63 тысячи тонн промышленных отходов. Они будут распределяться на четыре вида:
промышленные отходы 3-го класса опасности — 10 тысяч тонн в год;
промышленные отходы 4–5-го класса — 45 тысяч тонн в год;
нефтесодержащие отходы, подлежащие биологической ремедиации (то есть разложению с помощью микроорганизмов), — 5 тысяч тонн в год;
органические отходы, подлежащие биокомпостированию, — 3 тысячи тонн в год.
На фото ниже красной линией обозначен примерный контур будущего полигона размером в 55 гектаров. Однако, судя по документации, это только первый этап строительства. Пустые поля вокруг полигона (на фото на переднем плане) тоже принадлежат фирмам Шепелёва, поэтому на них тоже могут появиться полигоны.
По закону перед созданием такого объекта предприниматель должен пройти госэкспертизу, а перед этим — общественные обсуждения. Обсуждения недавно состоялись в заочной форме в виде опроса. В течение месяца с 2 мая по 1 июня жители могли присылать замечания и предложения по электронной или обычной почте в администрацию Емельяновского района.
В Красноярске обсуждения не проводились. Хотя участок для полигона примыкает вплотную к Красноярску, но всё же входит в границы Емельяновского района.
Судя по итоговому протоколу, поступило всего 66 писем. Из них 64 голоса за и 2 голоса против. Не удивительно, что их так мало, ведь о начале обсуждений население оповестили через сайты, на которые мало кто из обывателей заходит: это сайты Росприроднадзора, Минэкологии края и администрации района.
Правда, под конец обсуждений в СМИ всё же прошла небольшая информационная кампания, но выглядит так, будто она была запущена недоброжелателями Шепелёва. На нескольких площадках появились новости про полигон, в которых был почти одинаковый текст, одинаковые иллюстрации, одинаковые фактические неточности (раз, два, три, четыре, пять).
Например, в новостях написано, что в проекте полигона не указано, какие именно отходы туда будут свозить. Но в документации есть конкретный перечень из сотен видов отходов.
Еще в публикациях делают акцент, что полигон разместится в особо охраняемой природной территории — в заказнике «Красноярский». Однако этот заказник формально охватывает примерно треть Емельяновского и Березовского районов. В нем уже есть много населенных пунктов, свалок, кладбищ, заправок, промзон и так далее. Особо охраняемыми в нем являются в основном участки с лесом.
Но что действительно вызывает настороженность — это проблемы с законом у Шепелёва. Свой предыдущий полигон «Шинник» бизнесмен использовал до тех пор, пока площадка не переполнилась на 2 миллиона кубометров мусора. Ущерб природе оценили в 600 миллионов рублей. В декабре 2022 года Шепелёв стал подсудимым по двум статьям: «Злоупотребление полномочиями» и «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ». Дело рассматривает Ленинский районный суд.