Каждый год в марте-апреле в Красноярске обрезают деревья. И каждый год этот процесс вызывает недовольство горожан. Мы решили на конкретных примерах разобраться, какие деревья обрезают, как и почему. Для этого мы обратились в департамент городского хозяйства мэрии, который контролирует обрезку, а также к незаинтересованному стороннему эксперту — ведущему специалисту по вопросам озеленения Института леса имени В. Н. Сукачева Марии Кириенко.
Разбор полетов
1. Группа деревьев по адресу Красноярский рабочий, 172
В департаменте горхозяйства мэрии нам пояснили, что это омолаживающая обрезка, которая не должна повредить деревьям, так как скелетные ветви не тронуты.
— Тополя и вязы были переросшие, имели большой угол наклона в сторону дороги. После выпадения осадков или при сильном ветре у них очень часто обрывались крупные ветви. После проведенной обрезки они стали более безопасными, — пояснили в администрации.
Мария Кириенко согласилась, что обрезка была необходима, но назвала ее «меньшей из зол».
— Деревья растут вблизи от линий электропередачи, кроны нависают над контактными линиями. Такая обрезка более щадящая, чем топпинг (удаление всей кроны и боковых побегов. — Прим. ред.). Деревьям потребуется меньше времени на восстановление кроны. Вяз мелколистный и тополь бальзамический обладают хорошей побегообразовательной способностью. В то же время я считаю, что надо более тщательно изучать постановление правительства РФ № 160 об охранных зонах электросетевого хозяйства, чтобы не получилось так, что энергетики принимают избыточные меры в отношении деревьев, — сообщила сотрудница Института леса.
— А здесь цель обрезки не ясна. Клен ясенелистный растет вдали от оживленных автомагистралей, линий электропередачи. Стволы клена имеют нормальный угол наклона для деревьев этого вида и не угрожают падением. В последующем (через 5–7 лет) потребуются дополнительные мероприятия по формированию кроны, — говорит Мария Кириенко.
2. Деревья вдоль аллеи на Татышеве
Обрезку бальзамических тополей на Татышеве эксперт назвала необоснованной.
— Полагаю, что хотели обеспечить безопасность вдоль пешеходной дорожки. Однако достаточно было удалить лишь сухие, больные, надломленные ветви, а также ветви, отходящие под неправильным углом, и крупные ветви, растущие внутрь кроны, если таковые имелись. Именно они в первую очередь обламываются при штормовых ветрах. А тут срезали вообще все скелетные ветви крон, оставив высокие столбы. Экземпляры довольно молодые, но такая обрезка может сократить им жизнь. К тому же после обрезки на стволе образуются многочисленные побеги из спящих почек. Чтобы дерево не было похоже на метлу, придется удалять слабые побеги. Это дополнительные траты сил и средств, — посетовала Мария Кириенко.
А вот как ситуацию объяснила администрация Татышев-парка:
— Подрядчик проводил омолаживающую и санитарную обрезку деревьев согласно договору по благоустройству спортивной аллеи. Эти процедуры включают в себя спиливание верхушек и укорачивание веток для омоложения, а также уборку старых, больных и засохших веток для безопасности гостей парка. По некоторым деревьям есть вопросы по качеству обрезки. Сейчас специалисты Татышев-парка следят за состоянием растений — если в результате мы выявим, что обрезка негативно повлияла на здоровье деревьев, то будем принимать дальнейшие решения по их восстановлению и привлечению к ответственности исполнителей.
3. Деревья вдоль всей улицы Грунтовая
— Тополь неустойчив к ветровалу, деревья наклонены, растут вдоль дороги с интенсивным движением. При неблагоприятных погодных условиях обрыв крупных ветвей или падение дерева на проезжую часть могли привести к печальным последствиям. Необходимо было обеспечить безопасность дорожного движения, — прокомментировали в горхозяйстве.
Сотрудница Института леса отозвалась об этом участке иначе. По мнению Кириенко, тут допущены те же ошибки, что и в предыдущем пункте:
— Оцилиндровали стволы, кое-где оставили единичные ветви, но этого очень мало, чтобы дерево нормально себя чувствовало, — объяснила она.
4. Парк «Троя» на Свободном
Этот случай интересно сравнить с двумя предыдущими. По мнению Кириенко, тут провели, по сути, такую же обрезку тополей, как на Татышеве и на Грунтовой, — оцилиндровали стволы. Однако сделал это не муниципалитет, а предприниматели, которые держат парк «Троя». И — о чудо! Оказалось, что так обрезать деревья нельзя! Специалист управления благоустройства заявила, что это может привести к гибели растений.
В мэрии сообщили, что наложили штраф на арендаторов участка. Правда, те оспаривают штраф в суде.
Цена вопроса
В горхозяйстве нам сообщили, что в этом году уже проведена обрезка на сумму 73 миллиона рублей, еще 20% от этой суммы заложено на осень. Но к осени возможно дополнительное привлечение средств.
Сколько стоит обрезка одного дерева, мы посмотрели в аукционной документации, размещенной на сайте госзакупок. Как видим, омолаживающая стоит в среднем дороже, чем санитарная, а за тополя берут больше, чем за все остальные виды.
Особняком стоит проблема вывоза порубочных остатков. Читатели прислали нам фото с Семафорной, 271, где гора обрезанных веток лежит с 14 марта и мешает водителям: закрывает обзор при выезде с боковой дороги.
— Ветки должны убрать до следующей среды. Очень большой объем работы, дробилка работает каждый день, — пояснили в горхозяйстве.
Вандализм «рекламщиков»
Вдоль Красраба кто-то покромсал и без того низкие, уже подрезанные ранее деревья. Как сказали нам в горхозяйстве — это самовольная обрезка. Объединяет изуродованные растения то, что все они закрывали собой рекламные щиты у дороги. В департаменте полагают, что «рекламщики» и спилили ветки. Сотрудники районных администраций будут искать виновников, чтобы оштрафовать.
А Мария Кириенко прокомментировала судьбу деревьев после работы вандалов.
— Для таких возрастных деревьев данная обрезка может стать последней, ведь они и так очень ослабленные. Возраст и болезни видно по стволам: кора отслаивается, имеются сухобочины, признаки стволовой гнили. Восстановить утраченную крону деревьям в таком возрасте и с таким жизненным состоянием будет крайне сложно, — сожалеет эксперт.
— Утвержденные правила охраны зеленого фонда Красноярска разрешают обрезку всех видов тополей, кроме тополя белого, а на фото именно он, — возмущается Кириенко.
— Яблони Недзвецкого не обладают высокой побегообразовательной способностью, значит, не смогут восстановить крону. Без кроны не будет полноценного фотосинтеза. Вероятнее всего, они погибнут, — вынуждена признать эксперт.
— Тополь ранее пережил топпинг и сформировал относительно здоровую крону. Похоже, эта крона помешала владельцу рекламного щита или рекламодателю, — подытожила Мария Кириенко.
Как, на ваш взгляд, обрезают деревья в Красноярске?