Норильск и Эвенкийский район попали в десятку российских территорий с самым большим объемом вредных выбросов в 2020 году. Авторы исследования из издания «Проект» руководствовались данными Росприроднадзора, сравнивая объем загрязнения в 2015-м и в прошлом году. На первом месте с объемом в 1,9 миллиона тонн находится Норильск. С отрывом почти в шесть раз за ним следуют Новокузнецкий муниципальный район и Череповец — 340 тысяч и 280 тысяч тонн выбросов соответственно.
Издание «Проект» позиционирует себя как независимое медиа, объединившее журналистов-расследователей и репортеров.
Неожиданно на 8-м месте по выбросам в стране оказался Эвенкийский муниципальный район в Красноярском крае — там в основном работают нефтедобывающие компании. По данным «Проекта», там в прошлом году в атмосферу попало 232 тысячи тонн загрязняющих веществ. Член Российской ассоциации экологических расследований Павел Гудовский с данными по Норильску согласен, а вот по Эвенкии сомневается.
— У нас с 2019 года началась серьезная природоохранная реформа, меняются подходы, меняется ответственность за процедуры оценки состояния воздуха, выявления источников. Сейчас более точные расчеты. Загрязнение в Норильске и так было высокое, просто теперь его оценка более профессиональная и объективная. А вот что касается Эвенкии, где в принципе никакой промышленности и нет, кроме нефтянки. Это основное, что там есть. Но по технологическому процессу там у них нет таких выбросов. Откуда тогда такие данные? Например, летом 2019 года сильнейшие выбросы фиксировались в Ванаваре из-за лесных пожаров. Пожары — это же серьезная проблема, их сложно тушить, и выбросы от них очень вредны для организма, — рассказал Гудовский.
Еще на карте «Проекта» есть Ачинск, где объем выбросов за пять лет вырос 38 до 43 тысяч тонн, Назарово, где он, напротив, сократился с 49 до 31 тысячи тонн в год и Красноярск, где за пять лет выбросы упали с 128 до 109 тысяч тонн в год.
О том, как живет Норильск спустя год после разлива топлива, читайте в нашем репортаже. О жизни и работе на месторождении в Эвенкии нам рассказал красноярец Семён Журкевич.