NGS24
Погода

Сейчас+1°C

Сейчас в Красноярске

Погода+1°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -1

1 м/c,

ю-в.

737мм 90%
Подробнее
2 Пробки
USD 92,26
EUR 99,71
Культура Первый в истории феминистский балет: забытый европейский шедевр представят в Красноярске

Первый в истории феминистский балет: забытый европейский шедевр представят в Красноярске

Как красноярский театр воссоздал забытый шедевр XIX века

Труппа на репетиции без костюмов, в центре Матвей Никишаев (Сальватор Роза)

Красноярский театр оперы и балета 10 ноября представит спектакль «Катарина, или Дочь разбойника». История с любовным треугольником между художником Сальватором, предводительницей банды Катариной и разбойником Дьяволино пропала со сцены больше века назад. В этом году ее возродили при помощи Большого и Римского театров — музыка восстановлена из их архивов, а сольную партию исполнит артист Большого театра Якопо Тисси. Как проходила сложная 9-месячная подготовка спектакля — в материале NGS24.RU.

«Катарина» — это балет, основанный на истории художника XVII века Сальватора Розы. Постановщик первой версии спектакля Жюль Перро нашел факт из жизни 18-летнего Сальватора. Однажды художник отправился путешествовать и попал в руки разбойников, с которыми прожил некоторое время, изучая их типы и нравы. Там он влюбился в предводительницу банды — Катарину, и всё завертелось. Проверить достоверность этой истории сложно, потому что это было несколько столетий назад, за это время факт из биографии успел обрасти слухами и стал некой легендой.

Впервые балет показали в Лондоне в 1846 году, сам Жюль Перро исполнял главную партию — Дьяволино. Постановка довольно быстро стала известной, и спектакли прошли во всех главных балетных столицах мира. В 1849-м его поставили в России.

В следующем столетии ее не ставили ни разу, и попыток вернуть шедевр на сцену не было вплоть до 2021 года. Возродить «Катарину» художник-постановщик красноярского театра Сергей Бобров решил в качестве эксперимента. Творческие поиски чего-то интересного, но не такого известного привели его к Перро. Балетмейстер считает, что этот балет незаслуженно забыт, но этому есть объяснение:

— Я пытался понять, почему он, поставив такое количество популярных балетов, среди которых «Жизель», «Корсар» и «Эсмеральда», последние 30 лет своей жизни провел в стороне от искусства. Возможно, именно это стало причиной того, что некоторые его хиты не сохранились — некому было их поднимать, реконструировать и продвигать.

Балерина Елена Свинко репетирует партию Катарины

Возрождение этого спектакля — трудоемкий процесс. С момента его премьеры прошло 175 лет, с момента смерти постановщика и композитора — больше 100 лет. Так что ни оригинальной музыки, ни записей о хореографии не сохранилось. Постановщики обратились к архивам Большого и Римского театров, основной музыкальный материал взят оттуда, также помог исследователь Юрий Бурлакаа (экс-руководитель балетной труппы Большого театра, главный балетмейстер Самарского театра оперы и балета). Он собирает старинные ноты и изучает хореографию, благодаря его частной коллекции получилось восполнить некоторые фрагменты.

Сергей Бобров рассказал, как проходило восстановление материалов по крупицам:

— Чем больше материалов оказывалось в нашем распоряжении, тем понятнее становилось, в каком направлении двигаться, и туманнее, как конкретно это делать. К каждой постановочной версии музыку Цезаря Пуни дописывали либо концертмейстеры театров, либо их дирижеры. В каких-то случаях новую редакцию утверждал Пуни, а после его смерти в разные версии стали вставлять свою музыку другие композиторы.

Мы искали оригинальную партитуру, но того, что было в архивах, например в клавире Большого театра, хватало от силы на полчаса действия. Поэтому мы обратились к московскому композитору Петру Поспелову с предложением какое-то время побыть «Цезарем Пуни», так что мы составили ему план-заказ. Очень помог Юрий Бурлака, он как добрый волшебник извлекал из своих личных архивов итальянские и испанские танцы, которые мы отдавали на оркестровку композитору.

«Катарина» оказалась сложным балетом, ведь чем дольше он держался в репертуаре и чем чаще подвергался возобновлениям, тем активнее современность вторгалась в исходный хореографический текст, видоизменяя его. Сначала в нем была трагическая концовка: Катарина погибала, потому что романтический балет по определению не мог быть не трагическим. Тем не менее со временем фатализм стал испаряться, уступать место земному. И вот вторая версия финала предлагает нам видеть Катарину удаляющейся в монастырь. А третий финал — и вовсе счастливый: разбойница Катарина получает помилование от властей и соединяется с влюбленным в нее художником Сальватором Розой, — подытоживает Сергей Бобров.

Уникальное решение, как выйти из ситуации с совершенно разными финалами, было найдено — на сцене покажут все три концовки. Сергей Бобров отмечает, что это необычно и познавательно. Таким образом можно показать вариативность балетной истории, ведь произведение жило своей жизнью, менялось.

Репетиция с ружьями — неотъемлемым реквизитом постановки

Готовили премьеру еще с марта, именно тогда появилась сама идея, позже начали ставить всё на ноги, отшивать костюмы по эскизам художника Большого театра Елены Зайцевой, затем репетиции, репетиции и еще раз репетиции. Театру понадобилось около 9 месяцев, чтобы зритель увидел забытую «Катарину, или Дочь разбойника».

Что в итоге получилось, можно будет увидеть совсем скоро. Показы спектакля пройдут 10, 11, 12, 19, и 20 ноября, на все даты еще осталось немного билетов стоимостью от 500 до 3500 рублей, успевайте приобрести. При входе нужно предъявить QR-код вакцинированного или переболевшего коронавирусом и документ, удостоверяющий личность.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства