22 марта в Красноярске начался «Большой фестиваль мультфильмов». В рамках фестиваля, организованного фондом Михаила Прохорова, любители анимации могут посмотреть мультфильмы со всего мира. Мы поговорили с руководителем фестиваля Дмитрием Шлепневым об особенностях мультипликации.
— Чем отличаются мультфильмы для детей и для взрослых?
— Есть масса особенностей, в первую очередь отличаются темой, сценарием. Сама анимация — это не только детский вид искусства. Иногда её считают такой младшей сестрой кинематографа, но на самом деле кинематограф из анимации вырос. Это он потом опередил и занял умы зрителей, развивался активнее, чем анимационное искусство. Не могу сказать про весь мир, уверен, что есть страны, где нет такого снисходительного отношения, как у нас. Ну вот у нас традиционно сложилось впечатление, что анимация, или уничижительное «мультики», — это только для детей. На самом деле просто вид визуального искусства. Есть кино для детей и для взрослых, так и есть мультфильмы для детей и для взрослых.
— А документальная анимация подходит детской аудитории?
— Нет. Там сложные темы, чаще всего социальные и психологические проблемы. И там, конечно, мы чаще всего ставим возраст 16+. Документальная анимация, по сути, основана на реальных событиях. Это такой сложный вид искусства, ориентированный на взрослых. В такой анимации кроме сюжета есть еще необычный визуальный ряд. То есть хорошее поле экспериментов для тех, что кочет увидеть что-то новое, а не привычную прилизанную картинку.
— Как правильно определить, для какого возраста подходит какой-то мультфильм?
— Есть закон, у каждого фильма и мультфильма должен быть свой возрастной ценз с недавних пор. Их пять штук, это 0+, 6+, 12+, 16+, 18+. Иногда мы вынуждены его немножко повышать. Например, если понимаем, что для шести лет сюжет мультфильма будет сложным.
По сути, все ориентируются на свои представления о том, насколько допустим определенный фильм для просмотра детьми, либо на закон. Сейчас вообще большинство фильмов ставит плашку 6+, чтобы избежать каких-то проблем, хотя сам мультфильм явно был какое-то время назад без возрастных ограничений.
— К примеру, мультфильм «Маша и Медведь» какого заслуживает ограничения — родители же возмущены тем, что Маша издевается над медведем.
— Я не специалист в этом законе; по моему личному мнению, поставил бы 6+, хотя там и для 0+ ничего особенного нет. Я, скорее, отношусь к тем людям, которые не видят в том, что если ребенок что-то увидел или кого-то обидели в мультфильме, то это должно повлиять на психику.
Сейчас у нас детей пытаются огородить от многого, у меня самого есть дети, и я как-то стараюсь подходить логично к их воспитанию, чтобы не было перегибов. Считаю, что все-таки законодательство становится все более жестким по отношению к детям. С одной стороны, это вроде бы преследует благие цели, но с другой стороны — это иногда во вред идет.
— В чем главный секрет мультфильмов?
— В визуальном ряде, в первую очередь. Когда человек ничего не знает о мультфильме, то смотрит на постер, кадры фильма и ориентируется на картинку. Это скорее не секрет, а первые представления о том, хочет ли человек сходить на фильм. Мы сталкивались даже с тем, что кинотеатры не очень хотят брать в прокат, где есть что-то не в 3D. Если все в формате 3D, то кинотеатры понимают, что зритель все равно это «съест». Если картинка рисованная, акварельная, притом что фильм может быть чудесный и в сценарии, и в визуальном ряде, то все равно первоначальный контакт зрителя с постером отсечет какую-то часть аудитории.
После картинки ложится уже сценарий и остальное, но для этого надо прийти и фильм посмотреть.
— Почему сейчас нет таких же мультиков, как в СССР?
— Не соглашусь. Мне кажется, это дело привычки. Это как в учебнике литературы видеть репродукцию картины, потом приходишь в музей — и тебе нравится именно она, привык к этой картине, другое сложно воспринимать. Есть отличные мультфильмы, которые, я уверен, в разы интереснее большинства советских мультфильмов. Тут нужно понимать то, что нравится многим зрителям из советского времени небольшой процент того, что выходило на экраны, что было вообще создано. Все остальные мы или не видели вообще, или видели, но нам они категорически не нравятся.
На самом деле за последние несколько лет в том же «Союзмультфильме» снято огромное количество мультфильмов для детей, которые совершенно отличные по сценарию и красивые, в какой-то степени даже познавательные.
— Как правильно выбрать мультфильм для ребенка? Есть ли какие-то ограничения по времени на просмотр?
— Говоря о времени просмотра, думаю, все зависит от родителей. У кого-то гиперактивный ребенок, который перевозбуждается от кино. Кто-то готов смотреть часами и ничего не произойдет. Все это индивидуально.
Самое главное — это смотреть мультфильмы вместе с ребенком. Не просто поставить фильм и уйти, заняв ребенка, чтобы не мешал. Все-таки нужно некое совместное смотрение, когда вы что-то делаете вместе. Тогда и сможете выбирать, понимая, что вот это не очень хорошо, а это стоит посмотреть вместе, а потом обсудить фильм. Это полезно и детям, и взрослым.
— Можете посоветовать мультфильм для всех возрастов и на все времена?
— Не могу сказать, что именно стоит смотреть, поскольку есть огромное количество контента. Не могу его даже разделить на какие-то позиции. Тут все на вкус и цвет. Кто-то считает, что «Маша и Медведь» — агрессивный фильм, который не стоит смотреть, потому что дети начинают друг друга бить. Кто-то считает, что «Лунтик» — это ужасное кино, потому что там они разговаривают на не совсем корректном языке. Выбирать — это задача самого родителя и его ребенка. Все это индивидуально.