5 октября Российский уголовный розыск отмечает своё столетие. В этот день красноярские сыщики поминают выдающихся ветеранов службы. НГС решили рассказать об одном из них — человеке, который носит статус легенды уголовного розыска и грозы «Покровки» — Михаиле Григорьевиче Короле.
Фронтовик, он родился в 1925 году в селе Трусиново, Винницкой области. На войну Михаил попал в семнадцать. Немцы заняли его родное село, убили и сожгли его старшего брата. Мишу, и еще одного брата, мать увела в лес, к партизанам Ковпака. После освобождения Украины несовершеннолетний Король вступил в Красную армию.
Во время уличных боев при освобождении Будапешта Король был тяжело ранен в грудь. Однополчане сочли солдата погибшим, однако в братскую могилу «погибший» не попал — монашки, помогавшие собирать тела, заметили у него признаки жизни.
Его увезли в женский монастырь, хоть и не имели права делать этого — мужчинам вход туда был закрыт. Его выхаживали и лечили с помощью народной медицины, к ранению добавилась тяжелая контузия. Тем не менее спустя месяц солдат оправился достаточно, чтобы покинуть монастырь. Его переправили в полевой госпиталь в Бухаресте.
Сослуживцы уже отправили матери Короля «похоронку», когда Михаил, окрепнув, нашел свою войсковую часть и вернулся в строй. Король успел поучаствовать в освобождении Венгрии, Румынии, Болгарии, Австрии. В 1956 году, демобилизовавшись, старший лейтенант Король попал в Красноярск.
Демобилизованный офицер гулял в ресторане «Енисей». По пути домой, на Брянской, на него напали и забрали офицерские хромовые сапоги, имевшие по тем временам огромную ценность. Король тогда принес заявление в милицию: «Почему не ищите? Я — офицер. Я воевал за то, чтобы жить свободно».
— Раз ты такой умный, иди к нам работать, сам и найдешь. У нас людей не хватает, — ответил ему сотрудник милиции.
На следующий же день Король написал заявление с просьбой принять его на службу участковым оперуполномоченным. Годом позже его перевели в уголовный розыск.
То, что в Центральном районе Красноярска появился новый талантливый сыщик, жители узнали после первого же его дела. В милицию в тот год поступали многочисленные заявления о кражах из квартир. Судя по «почерку», больше десятка домов обворовал один и тот же человек. Вор не гнушался выносить даже дешевые вещи, например, чайник.
— Старый чайник, носик у него загнут вниз, ронял я его один раз. И кому эта жестянка понадобилась, не пойму, — сообщил тогда хозяин одной из пострадавших квартир.
Преступник орудовал только в одном районе города, поэтому Король провёл не один день в беседах с местными жителями. Зря его усилия не пропали. Однажды в отдел позвонили жильцы одного из домов: они заметили незнакомого мужчину, который долго сидел у подъезда, и на следующий день появился снова. Король приехал и задержал вора в одной из квартир, которую он в тот момент пытался обокрасть.
При осмотре дома, где жил задержанный, инспектор нашел подполье с краденным. Среди прочих вещей лежал чайник с загнутым носиком. Тогда сотрудник задержал вора, который обнёс в общей сложности 14 квартир.
Король учился и работал под началом человека, до сих пор почитаемого среди сотрудников уголовного розыска — Ивана Чана. Чан заработал репутацию «сыщика от Бога», имея за плечами всего четыре класса школы. Заполняя заявление о приеме на службу, Чан писал примерно так: «Прозьба: прашу пренять меня...». Вместе с тем, будущий начальник уголовного розыска обладал феноменальной памятью: говорили, что Чан мог перечислить дни рождения преступников, которыми когда-либо занимался.
В советские годы особой частью Центрального района города была Покровка — большой и запутанный частный сектор. Местные после преступления могли скрыться только в им известных закоулках и лазейках, после чего найти ниточки становилось почти невозможно. Покровка стала вотчиной нового сыщика. Жители Покровки знали Короля в лицо, не раз помогали ему с раскрытием преступлений, к оперуполномоченному относились одновременно с почтением и опаской.
Жена Михаила Короля вспоминала, что муж был буквально одержим работой. В течение двадцати лет службы, каждый день, а зачастую и по ночам, он следил за порядком в Покровке. Уголовники Центрального района хорошо знали, кто такой Король: «Этот если взялся, не успокоится, пока не посадит».
Много подробностей о легендарном сыщике рассказала Валентина Олейникова — во времена Короля она работала в «детской комнате милиции», занималась преступлениями, совершенными или связанными с подростками. Ей часто доводилось работать с Королём над раскрытием преступлений.
— Еще когда в институте училась, жила в Покровке. Помню, два бича стоят, держат друг-друга за грудки, выясняют что-то. И один говорит, «я пойду и Королю всё расскажу». Я подумала, что это местный криминальный авторитет такой, Король. А потом пришла работать в ОВД, мне представили Короля, и я сразу вспомнила этот случай, — рассказывает Валентина.
Однажды в Покровке после субботника пропали двое школьников из четвертого класса. Тогда на уши подняли всех, в поисках участвовали солдаты. В конце-концов Король нашел убийцу — бездомного обитателя местной свалки, который посчитал, что дети взяли какие-то его вещи.
— Я его звала «дядя Миша», потому что пришла молоденькая, ему уже за сорок. Ему в любое время суток двери открывали, пароль был такой — я Король. Дядя Миша мог любого разговорить, раскрываемость тогда была 97 процентов, — вспоминает Валентина.
По её словам, Король был человеком душевным: прекрасно общался с сослуживцами и гражданами, хохмил и располагал к себе. После выхода на пенсию Михаил радушно принимал гостей. За раскрытие сразу нескольких убийств Король получил редкую в мирное время награду — Орден Красной Звезды.
— Совершается преступление, он говорит: «Я у Покровку». День нет, два нет, приходит, говорит, так, того мне тащи, того тащи. Приводит, садит в кабинет, говорит, всё, на три года. Раз Король сказал, значит всё, надо готовиться. Я не видел человека, который в показаниях бы ему отказал или врал, — рассказал Алексей Волосач, один из «учеников» Короля.
Вспоминает об учителе и другой сыщик, Александр Башлыков, «Седой», как его называли в преступных кругах. По его словам, фронтовик не боялся опасности и пуль.
— Преступники это понимали, что человек, прошедший войну, застрелит и не задумается. Когда Королю не открывали дверь, он вышибал дверь с косяками, а потом здоровался. В Покровке иначе не понимали, — пояснил Башлыков.
Король продолжал работу даже после выхода на пенсию в 1975 году, добровольно помогая следователям и сыщикам. Одну из историй о непосредственной работе с Королём рассказал блогер с псевдонимом Koba_sam. Автор рассказа «Страшный лейтенант Король» попал в ППС Центрального района Красноярска, и познакомился с Королём во время раскрытия одного из дел.
Около 11 вечера сотрудники милиции дежурили на одной из улиц Покровки, когда неподалеку произошло убийство — молодого человека ударили ножом. Пострадавший скончался в больнице — проникающее ранение в печень. На месте работал следователь, однако улик было мало.
— Открывается дверь, с мороза заходит невысокий дядечка в коротком тулупе и валенках. Здоровается за руку с экспертом, кивает следователю, по-хозяйски наливает себе кружку чая и усаживается в уголок у печки. На вид ему далеко за шестьдесят, я его не знаю, наверное, какой-нибудь местный дружинник. Хотя, третий час ночи, температура падает, гулять в такую погоду и в темноте желающих мало, — делится воспоминаниями автор блога.
Следователь рассказал сотруднику ППС, что «дружинник» — никто иной, как Михаил Король, «гроза Покровки», который сейчас уже находится на пенсии. Король пояснил, что дело, которое правоохранители посчитали сложным, на самом деле можно раскрыть в два счета — для этого достаточно сходить по адресу прописки погибшего.
— На Четвертой Полярной Король проходит мимо нужного дома. Я пытаюсь остановить его, но Король отмахивается, заворачивает за угол и коротко стучит в ставень покосившейся хибарки под другим номером. Скрипит дверь, запуская Короля в дом. Минут через десять возвращается. «Сейчас съездим в один адрес», — продолжает автор.
По указанному Королем адресу дверь ветерану розыска и патрульному открыл хозяин дома. Михаила он узнал сразу, по голосу. «Взгляд у него (хозяина) недобрый, но держится спокойно и подчеркнуто уважительно». Король сообщил, что хочет увидеть племянника владельца дома. Получив ответ, что мужчина в жизнь своего родственника не лезет, и ничего о нем не знает, Король направился к выходу.
Голос Короля меняется, появляются нотки металла.
— Поглядел, все так же врешь, как раньше. Значит, не взялся за ум. А я тебе одну попытку давал тогда. А ты ее профукал, и больше не проси. Дальше будет не по закону, а по совести — ты не схотел сам. И пойдешь за соучастие, если другое не докажем тебе.
После этого хозяин сразу пошел на попятную. Племянник находился там же, в доме. Со словами «сам Король за тобой пришел, доигрался» мужчина вывел его к сыщику.
Молодой человек сбежать не пытался, хотя и мог, ведь срок за убийство ему грозит большой. Вместо этого парень во всем сознался Королю.
— Понятно. Что не соврал, это хорошо. Кто с тобой был, не спрашиваю, сам знаю уже. Сядешь теперь, но за дело посидеть не грех. Грех, что человека убил. За это с тебя спросят на небесах, там другой спрос. Собирайся, с нами пойдешь, — подытожил тогда сыщик.
Несмотря на суровый стиль работы, Король общался с преступниками по-человечески. Сыщик понимал, что среди уголовников есть те, кто встал на кривую дорожку не по своей воле. Король часто помогал с трудоустройством бывшим уголовникам.
Однажды к нему обратился один из «подопечных», Дементьев, которого Король отправил в места лишения свободы. Мужчина напомнил сыщику, что тот обещал помочь с трудоустройством после освобождения. Дементьев хотел устроиться на комбинат, однако там ему отказали.
Король лично отправился на комбинат, пообщаться с отделом кадров. У мужчины оказался странный паспорт — в графе Ф.И.О., помимо Дементьева, оказался вписан Андреев — вымышленная фамилия, которой тот пытался прикрыться, и под которой был судим. Несмотря на это, Король убедил комбинат взять Дементьева-Андреева на работу. И пообещал заходить присматривать за работой своего подопечного.
Дементьев, не без помощи сыщика, избавился от дурного прошлого. Позвал Короля на свадьбу, через год у молодоженов родился сын. В то же время мужчина снова пришел к лейтенанту с очередной просьбой — помочь вернуть настоящую фамилию. Михаил потратил много времени, но отыскал в архивах нужные документы и помог.
Михаил Григорьевич Король был уволен в запас в 1975 году по болезни — давала о себе знать контузия с военных лет. Он ушел со службы в звании майора. Вместе с армейскими временами его срок выслуги составил 31 год. У Михаила есть сын, он стал врачом, но с отцом особо близких отношений у него не сложилось.
Подполковник милиции Михаил Король скончался 16 ноября 2010 года, месяц не дожив до дня рождения. На его похоронах присутствовали как бывшие коллеги, так и судимые красноярцы, которых он когда-то ловил. По сей день Михаил Григорьевич является легендой уголовного розыска в Красноярске. Посещение его могилы на кладбище Бадалык стало ежегодной традицией среди сыщиков.
Фото: Фильм «Легавые» Андрея Гришакова (1, 6); Ян Яскевич (2, 3, 4, 5, 7); МВД Красноярска (8).
Нравится нас читать — подписывайся на наш канал Яндекс.Дзена
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber, SMS)