В начале декабря на NGS24.RU выходил разбор о том, хватает ли в Красноярске заведений средней руки — не парадных кафе и ресторанов, где можно вкусно поесть и приятно провести время за приемлемую цену. Само собой напросилось продолжение того материала: а достаточно ли заведений, где можно посидеть или хотя бы просто посидеть в спальных районах города, и стоит ли рестораторам обратить внимание на них, а не только на центр и Взлетку?
В одних и тех же местах
— Ресторанов среднего ценового сегмента [в Красноярске] вполне себе хватает, — пишет в комментарии к прошлой статье о заведениях безымянный читатель. — Проблема больше в том, что они все сконцентрированы в одних и тех же местах. Где-нибудь в Зеленой Роще или Первомайском, например, вообще банально некуда сходить поесть, кроме каких-нибудь столовых или супермаркетов. Даже кофеен практически нет.
Урбанист Петр Иванов говорит NGS24.RU, что Красноярск входит в топ российских городов по числу заведений общественного питания на душу населения. Большая часть, по его словам, приходится на центр и Взлетку — в том числе за счет наличия там подходящей нежилой недвижимости.
NGS24.RU сделал несколько запросов в 2ГИС по словам «Поесть», «Рестораны» и «Кафе». Вот как распределились результаты по районам города.
Центральный: «Поесть» — 513, «Рестораны» — 74, «Кафе» — 195;
Железнодорожный: 234 — 23 — 63 соответственно;
Советский: 909 — 115 — 305 соответственно;
Октябрьский: 639 — 67 — 201 соответственно;
Ленинский: 648 — 33 — 245 соответственно;
Кировский: 221 — 10 — 83 соответственно;
Свердловский: 217 — 15 — 69 соответственно.
Шаурмы предостаточно
Жители спальных районов, с которыми пообщался NGS24.RU на улицах, признали, что хотели бы побольше разнообразных заведений там, где они живут.
Предпринимательница Юлия, живущая на Матросова, говорит за свой район — от Предмостной площади до торгового центра «Красноярье»:
— Приехали к нам как-то родственники из Краснодара, надо было встретиться тут, и мы не знали, где посидеть. «Шашлыкоff» [на Предмостной] тогда еще буквально только открывался. И мы поехали в торговый центр, так как здесь ничего не нашли.
На вопрос, каких заведений не хватает в районе, Юлия отвечает: «Только не шаурмы, ее как раз предостаточно». А вот мест, куда можно «зайти кофейку попить, пироженку съесть, посидеть красиво и просто отдохнуть — этого нет».
По мнению Юлии, рестораторы не стремятся в спальники, так как там «совершенно другая категория людей живет»:
— Денежка у них не соответствует ресторанам. Если тут ресторан открывать, никто не пойдет. А те, кто могут себе позволить — они что: сели в машину или на такси и поехали в красивый центр, красиво посидеть, правильно?
Обстановка на Матросова, по словам Юлии, в целом не очень-то располагает к сидению в заведениях, «ведь посмотреть не на что».
— Человек хочет отдохнуть, в окошко поглядеть, чтобы какой-то вид был. У него аппетит поднимается, настроение. А тут он повернется и что увидит? Пятиэтажки вокруг, — размышляет Юлия.
Жителям новых микрорайонов с заведениями повезло побольше, делится наблюдениями ее тезка — преподавательница по международному этикету из Тихих зорь. Тут на первых этажах высоток виднеются кофейня, столовая и даже ресторан (правда, «цены там конские», уверяет еще одна жительница микрорайона Полина).
По мнению преподавательницы Юлии, в целом заведений в Тихих зорях хватает.
— Район новый, наполняется. Летом гуляешь, и кофеен предостаточно, у нас открылась прекрасная пекарня. И я думаю, что формат кофеен, мини-точек здесь удобен, — описывает она. — Но хотелось бы некоего разнообразия, чтобы это были не только кафе быстрого питания и кофейни. Хотелось бы какое-нибудь интересное заведение с хорошей кухней, с полным обслуживанием, а не линией раздачи, и где можно было бы культурно провести время. С хорошей детской игровой, потому что у нас же здесь детей больше, чем взрослых. Да и к тому же, если какой-то праздник хочется отметить, смысл выезжать куда-то, если здесь будет свое прекрасное заведение? Хочешь — виды на горы, хочешь — виды на Енисей.
Юлия говорит, что находится в декрете, но работает и иногда встречается с людьми по работе в Тихих зорях:
— Встреча за чашкой кофе — это прекрасно, но порой хочется всё-таки место, где будет возможность более плотно поесть, потому что всё равно форматы делового обеда никто не отменял.
Рано или поздно кончится
Маркетолог Silvespoon Group Владимир Людына подтверждает, что в центре Красноярска очень высокая плотность общепита, и, как полагает он, рано или поздно коммерческая недвижимость там закончится.
— У нас в центре ограниченное число помещений, — поясняет Людына. — Арендаторы периодически меняются, происходит ротация — какие-то заведения умирают, на их места приходят другие. На самом деле ресторанов, которые открываются в совершенно новых местах в центре, немного. Из последнего могу припомнить «Садко», «Буян», «Дзеими». Новые места находить тяжело, это долгие согласования.
Поэтому Владимир Людына видит в спальных районах огромный потенциал. Проблема в том, что не везде в спальниках можно реализовать ресторан, так как там не хватает коммерческих зданий с подходящими техническими условиями.
— В помещении должно быть полноценное электричество, чтобы дом не тревожили перебои и отключения, — говорит Владимир. — Нужна вытяжка, чтобы не допустить запахов. А это очень сложно технически реализовать. Это дорогостоящее оборудование, которое нужно протягивать до крыши и чтобы оно никому из жильцов не мешало.
При открытии ресторана в жилом доме одна из главных сложностей, по его словам, — согласование проекта с жильцами.
— Ужиться иногда достаточно тяжело. Каждому может что-то не нравиться, и нужно находить компромиссы. Начиная с парковки: местные могут быть против, что приезжают чужие люди и занимают их места. Возле нашей чайханы «Гранат» на Вильского мы парковку отдельную сделали, чтобы гости ресторана не занимали места жильцов, — описывает Людына.
По его мнению, не каждый бизнесмен готов на это пойти — благоустраивать территорию в жилых кварталах, договариваться с жильцами, с управляющей компанией.
Есть еще одна сложность, с которой сталкиваются рестораторы в спальных районах, добавляет Владимир, — это конкуренция с ритейлом. Как минимум в борьбе за кофеманов. Одна из причин, по которой в спальниках не так уж много кофеен, — это кофемашины и выпечка, которые сейчас есть во многих супермаркетах. «Ярче», «Пятерочка», «Красный Яр» и остальные, по словам Людыны, активно развивают этот сегмент.
— Ритейл это делает, чтобы человек чаще заходил к ним. Житель спального района забегает с утра в магазин, быстро покупает кофе и едет на работу. Супермаркеты в спальниках в отличие от ресторанов и кафе есть обязательно. Они пекут выпечку ежедневно, продают кофе. Причем делают это по стоимости, которую общепит не может себе позволить, — поясняет сложность маркетолог.
Конкуренция ниже, но и трафик тоже
Особенность спальников, по словам Владимира Людыны, в том, что люди там активны в другое время, нежели в центре и деловых районах. Поэтому днем в спальных районах будет низкая посещаемость.
— В центре вся активность днем, поэтому там и бизнес-ланчи, обеды, там гуляющий трафик, различные мероприятия, какие-то активности, — перечисляет он. — Из спальных районов люди в это время уезжают на работу, в тот же самый центр, в индустриальную часть города, и возвращаются только вечером.
Поэтому в спальных районах ориентация идет на вечернюю посадку и на выходные дни. Это тоже создает сложность, поясняет Людына. В центре трафик ежедневный, и если в заведении всё хорошо с кухней, то посетителей можно найти всегда, а в спальных районах трафика бывает недостаточно, уверен маркетолог:
— В центре выше конкуренция и выше трафик, а в спальных районах гораздо ниже конкуренция, но и трафик тоже.
Какое именно заведение делать в спальнике, зависит от района. Например, полагает маркетолог, чем выше там плотность населения и больше людей там проживает, тем больше должен быть ресторан.
— Но зачастую мы просто ориентируемся на помещение, которое есть. Грубо говоря, если у тебя 150 или 180 квадратов, ты выше этого не прыгнешь, — уточняет Владимир.
Стоимость блюд и концепция заведения зависят от района. Урбанист Петр Иванов говорит, что жилье в спальных районах обычно покупают горожане со средним и низким доходом.
— Для них поход в ресторан — это не ежедневная практика, а скорее событие, что снижает шансы успешного функционирования ресторана в спальнике, — объясняет Иванов.
Так как бюджет у людей ограничен, то и концепцию заведения нужно подобрать под это, продолжает Владимир Людына. По описанным выше причинам лучше рассматривать концепции, которые ориентированы на массовый сегмент и кухню ежедневного визита.
— Например, те же «Перцы» — это такая сборная солянка. Человек может сегодня поесть пасту, завтра — лазанью, а послезавтра — пиццу. Итальянская кухня в принципе подходит для русских людей на ежедневной основе, — размышляет Людына.
По тем же причинам лучше выбрать концепцию заведения на вечер, а не на обеды. Например, с центрально-азиатской или восточной кухней, которая «именно про то, как вечером посидеть, с большими порциями, с бокальчиком вина, хорошо поужинать».
— Если неверно подобрать концепцию под район и не смэтчиться с аудиторией, то заведение не приживется, — говорит Владимир Людына.
Спальник спальнику рознь
— Спальный район недаром назван спальным, — размышляет совладелец ресторанной группы Bellini Анатолий Ващенко. — Экономика ресторана не может строиться только на вечернем посещении и на посещении выходного дня.
В пример точки, которая стрельнула не слишком удачно, он приводит «Перцы» в районе Пашенного.
— Район состоит из, не побоюсь этого слова, человейников. Мы когда заходили туда, думали, что отбоя не будет от гостей, — признается Ващенко. — Но офисов там практически нет, все жители трудятся где-то в других районах. Они возвращаются вечером, и, полагаю, им не до походов в ресторан, даже среднего ценового сегмента. Да, в выходные у нас там высокий спрос, но в середине недели мы проседаем.
Ресторатор не исключает, что их заведения не соответствуют уровню покупательной способности района. Например, там же у рестогруппы находится одна из кондиторий «РомБаба». Анатолий говорит, что «этот проект успешно существует во всех районах, кроме Пашенного». Притом, что количество гостей там сопоставимо с их числом в любой другой «РомБабе» в Красноярске, но средний чек в Пашенном «в три-четыре раза меньше».
— Спальный район спальному району рознь, — полагает Ващенко. — Вот мы открыли «РомБабу» в Удачном. И там совсем другая картина по чекам, притом, что там гостей гораздо меньше.
По мнению Анатолия, правильной экономики в заведении можно добиться в тех местах, где есть баланс офисных и жилых помещений. Ресторатор вспоминает, что когда открывали заведение Mama’s в Южном берегу, то «офисная составляющая в микрорайоне совершенно отсутствовала». Более того, застройщик с помощью рестораторов и хотел наладить в микрорайоне инфраструктуру, чтобы лучше продавать там офисы и коммерческие помещения.
— После открытия у нас всё было хорошо вечером, но еще долго мы испытывали потребность именно в дневном посещении. Прошло время и, возможно, в том числе и благодаря нам офисная составляющая в микрорайоне значительно наполнилась, и дневных гостей стало больше, — рассказывает Анатолий Ващенко.
Если негде гулять, то нет и ресторанов
Партнер Ващенко по Bellini Алексей Горенский в интервью NGS24.RU говорил, что заведения нужно учитывать в мастер-планах на этапе проектирования жилых районов, как детские сады, магазины, аптеки и прочую инфраструктуру. С ним согласен и Владимир Людына:
— Если застройщики будут сразу так делать, это привлечет бизнес. Будет больше комфортных ресторанов именно в тех районах, где живут люди. Хороший пример — Южный берег, где стараются развивать коммерческие помещения вместе с районом. Некоторые застройщики это поняли: «Арбан», «СМ.Сити», в ЖК которых с инфраструктурой получше.
Урбанист Петр Иванов объясняет, что при проектировании спальных районов используется простой в исполнении микрорайонный подход. На практике, по его словам, такой подход не создает активного уличного фронта (витрин магазинов, ресторанов) и не генерирует достаточный поток посетителей для успешного функционирования кафе или ресторана.
— При создании спальных районов, как правило, застройщики стараются максимально оптимизировать все процессы. В результате зачастую на этапе проектирования не закладываются коммерческие площади, потому что они более трудные для реализации, нежели жилые помещения, — говорит Иванов.
В старых микрорайонах с этим еще сложнее, добавляет Владимир Людына. Улица Вильского, например, где находится чайхана рестогруппы, — это уже давно сформированный район, «и там практически нет ни фуд-кварталов, ни променадов, где люди могут гулять».
— Это тоже отчасти причина, почему бизнес не заходит в спальники. Конечно, людям нужны места, где можно погулять возле дома. Когда создаются общественные пространства, то подтягивается и фуд-недвижимость. Люди погуляли, проголодались — и пришли в ресторан. Если негде гулять, то нет и ресторанов, — говорит Владимир.
Больше новостей в нашем телеграм-канале NGS24.RU — «Новости Красноярска» и в нашей группе во «ВКонтакте» «НГС.НОВОСТИ Красноярск». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.