Красноярцы, о которых мы расскажем, переехали в Санкт-Петербург вместе со своим прибыльным делом, которое влазит в чемодан, но весит целых 20 килограммов. Ребята создают украшения с уникальными надписями. За шесть лет работы они чего только не повидали: столкнулись с шеймингом, зависали в теневых банах в соцсетях, пережили пандемию, искали новых поставщиков металла из-за СВО и... только наращивали обороты. Их кольца и браслеты носят музыканты и известные блогеры. С поуехавшими предпринимателями поговорила Кадрия Катцина и узнала, каково это — вырастить из хобби прибыльный бизнес.
Отбили долг за месяц
Красноярцы Юлия, Светлана и Дмитрий наверняка мечтали, но не надеялись, что станут хорошо зарабатывать на создании украшений из алюминия. У ребят своя мастерская «Have a metal», они делают кольца, браслеты и кулоны из этого легкого и, казалось бы, совсем не благородного металла. Почти шесть лет назад всё сошлось: образование Юлии (она инженер по обработке металлов), финансовые вливания Дмитрия и деловая хватка Светланы. Сейчас украшения красноярцев носят именитые звезды, музыканты и блогеры — Ёлка, Noize MC, поэтесса Вера Полозкова и другие.
— Света была в Питере и захотела себе купить подобное украшение, но там были только заготовленные фразы. Свои надписи на них не делали. А мы подумали, почему бы и не сделать то, что хочет человек, и решили попробовать. Мы бьем любую надпись за полчаса. А начиналось всё как хобби, — вспоминает Юлия.
На первоначальном этапе девчонки заняли у Димы 60 тысяч рублей, чтобы купить заготовки под украшения, штампы, молоток и наковальню, за месяц они в буквальном смысле отбили деньги и немного заработали сверху. Юля на тот момент работала в компании «Rosa», но ее сократили. Новую работу красноярка решила не искать.
— Это был тяжелый период, я думала, что нужно что-то искать, но вовремя переключилась на браслеты и кольца. Хоть доход от них был и небольшой, занятие это не бросила. В декабре 2016 года мы поучаствовали в первом в истории нашего бизнеса маркете на Каменке. Тогда нам не повезло, не приехал наш заказанный металл, у нас было 30 колец и 30 браслетов, но мы не падали духом и радовались, что продать удалось хотя и не всё, но большую часть. Зато мы поняли, что это неплохой способ продвигать свой товар, — делится Юля.
У ребят не просто ИП, они зарегистрировали собственный товарный знак, и каждая созданная ими вещь отмечена фирменным логотипом.
Окольцованные звезды
Три года назад трое красноярцев задумались об открытии новой мастерской, но уже в Северной столице.
— Света и Дима решили переехать в Питер и открыть мастерскую там. Я тоже поехала к ним, потому что нужно было запустить работу на новом месте. Было лето, в мои планы входило вернуться в Красноярск, но мы поняли, что я нужна здесь, и домой я приехала только для того, чтобы забрать осенние и зимние вещи. Я тоже переехала в Санкт-Петербург и не пожалела. У нас больше возможностей именно тут, потому что мы периодически участвуем в маркетах в разных городах, отсюда удобнее добираться, — объясняет Юля.
Тяжелое для бизнеса время пандемии ребята пережили достойно, хотя не обошлось и без сложностей — за аренду помещения, которым они не пользовались, пришлось платить.
— Всех посадили по домам, мы, естественно, не работали в мастерской, но продажи хорошо шли через соцсети. Дела пошли еще лучше, когда Оля Маркес (Alai Oli) выложила у себя в Instagram* сторис с нашим кольцом, заказы пошли. Мы взяли это на вооружение, и Света, когда шла на концерты уже после пандемии, брала с собой кольца для артистов. Так, например, мы сделали кольцо для Ёлки с надписью «Мне легко». Поскольку у артистов с рекламой договориться тяжело, для нас приятным сюрпризом стала ее сторис, она держала нашу фирменную коробочку, в которую мы упаковываем каждое наше изделие, и те, кто не поленился, заходили в наши соцсети и заказывали себе такие же украшения. А еще мы гордимся тем, что на нас подписан Noize MC. Света сходила к нему на концерт и тоже подарила наше украшение. Он принял подарок, нам было очень приятно, а потом он и вовсе подписался на наш аккаунт. Естественно, это повысило наши продажи. На маркете к нам подходили ребята и спрашивали: «Это на вас подписан Noize MC?» — покупали кольца, браслеты. Наше кольцо есть на пальце у поэтессы Веры Полозковой. Мы всегда радуемся, когда фото с нашими изделиями выкладывают в соцсети и отмечают нас, — рассказывает Юлия.
«На заводы приходили в платьичках»
Еще один непростой период начался в связи с санкциями после начала спецоперации на Украине. У ребят на границе завис металл на 4 тысячи долларов, а запасы иссякли.
— Мы сообразили, что нужно искать варианты в России, сходили на несколько заводов и методом проб и ошибок пришли к тому, что умничать с работниками заводов не надо. Вот когда приходишь и начинаешь умничать, тебя мужики на заводе начинают топить: «Пришла тут дура дурой, иди учи матчасть». Поэтому мы приходили в платьичках и говорили «Ну вот знаете, нам нужен такой алюминий, чтобы он блестел, но несильно. Знаете, есть помада глянцевая, есть матовая, а нам нужен такой сатин». Вот тогда работники проявляли сочувствие, искренне старались помочь, — смеется Юлия.
Но у красноярцев всё в порядке со знаниями в области обработки металлов, Юлия получила образование в СФУ, это позволяет им сориентироваться, чтобы найти подходящий металл в России, ведь из США поставок больше нет. Они разрабатывают свой метод обработки алюминия, доступного на российских заводах.
— Мы заказывали химический анализ того металла, который выкупали из Штатов, и пытались подобрать схожий по составу алюминий. Но это очень сложно, потому что нужно учитывать примеси, которые есть в сплаве. Разница даже в 1% в составе может привести к тому, что изделие будет ломаться при сгибе или не будет держать форму, — поясняет Юля.
Прежде чем ребята нашли металл нужного качества, им пришлось перебрать разные варианты, покупать целые листы ради маленького кусочка, чтобы понять, подойдет или нет.
— Мы, конечно, неслабо заморочились и нашли подходящий металл. Но столкнулись с тем, что его никто не будет обрабатывать. Нарезать — не проблема, а вот обработать края изделий, чтобы наши покупатели не поранили руки — над этим мы головы ломали. Галтовку мы стали делать сами, подбирали шампуни, там же три этапа, и для каждого нужно подобрать время, чтобы алюминий блестел и не ломался, — делится тонкостями дела красноярка.
Плохое отношение к хенд-мейду
Особенности работы с алюминием — это изнанка, которую не видит обычный покупатель, уверенный, что это простой и дешевый металл.
— Бывает, что к нам приходят люди и возмущаются: «Это что, за кольцо из алюминия 1000 рублей»? Люди же видят только изделие и не понимают, какой путь оно проходит от куска металла до готового кольца или браслета. Некоторые говорят: «Но это же не серебро даже». А я вот могу сказать, что алюминий даже ничем не хуже, кольцо можно положить в шкатулку, и оно не потемнеет за неделю. У людей всегда было плохое отношение к хенд-мейду, считают, что это должно быть что-то сильно дешевое, — признается Юлия.
Украшения красноярцев стали популярными. Больше всего покупателей — из России, но доводилось отправлять свои колечки в Японию, Великобританию, Мексику, США, страны Европы. Менее популярны кольца были на Украине, а после начала СВО покупателей оттуда не стало и вовсе. Разорвались торговые контакты с тремя крупными оптовиками, которые брали изделия под «white label» (когда на изделие не ставится логотип изготовителя, и оптовик может перепродавать его как свое. — Прим. ред.). Зато ребята работают с магазинами «Л'Этуаль», их изделия выставлены на OZON и Wildberries.
— Недавно нам предлагал сотрудничество интернет-магазин «Золотое яблоко». Мы отлично поработали с Иреной Понарошку, и наши украшения были в ее AVOCADO BOX. Реклама у блогера такого уровня стоит дорого, а участие в совместных проектах — это выгодно. Еще нам помогли маркеты. Мы увидели на них людей, которые в принципе живут только своим рукоделием и успешно его реализуют. Это нас воодушевило, — пояснила Юля.
Ребята активно ведут свои соцсети. И активно используют еще один способ привлечь интерес покупателей к своему продукту, который, кстати, переняли на курсе красноярского бизнес-тренера и известной тележурналистки Анны Прохоровой.
— Света побывала на ее тренинге и принесла в бизнес то, что помогло нам стать ближе к нашей аудитории. Мы разработали дизайн открыток и теперь всякий раз кладем их в заказы. Минимум затрат, а людям приятно, — делится секретами маленького бизнеса Юлия.
У ребят неплохо идут дела. Раскрывать все карты они не стали, но приятные путешествия посреди зимы могут себе позволить.
— Я не могу сказать, сколько мы зарабатываем. Эту статью прочитает моя мама и спросит, куда я спускаю столько денег, — смеется Юля.
Шейминг из-за девиза
Два года назад красноярцы попали в теневые баны в Instagram* из-за своего девиза, который придумали к четвертому дню рождения: «Бьем с любовью уже 4 года».
— Это было ужасно. В комментарии пришла женщина, стала возмущаться и говорить: «Как вы так можете?», якобы мы насмехаемся над жертвами семейного насилия. На самом деле это просто буквальное отражение того, что мы делаем — у нас есть наковальня, металл, молоток и штампы, мы бьем надписи. Но всегда найдется тот, кто вывернет всё по-своему. Нам в сообщения летели проклятья, пожелания, чтобы били нас, наших детей. Я и представить себе не могла, что человек, который, допустим, пережил какое-то насилие по отношению к себе, будет желать того же и другим. Видимо, есть какое-то комьюнити с такими агрессивно настроенными людьми, это сообщение переслали им, на нас стали жаловаться, и нас выкинуло ненадолго. Мы удалили пост и опубликовали извинения, но это вообще не сработало, нам продолжали писать, говорили, что мы сделали своими извинениями только хуже. В общем, нам пришлось несладко, — рассказала Юлия.
Впрочем, на продажах этот инцидент не отразился катастрофически. Ребята продолжили продавать изделия на своем сайте, который запустили еще во времена пандемии, Wildberries, OZON и по другим каналам. И, как показали последующие события, всё сделали правильно.
* Соцсеть заблокирована в России, так как принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена.