В Красноярске заметили рекламу бургера с мухомором за 1299 рублей. Это часть кампании к открытию новой точки сети бургерных в городе (мы намеренно не указываем название). При этом в рекламных материалах могло быть допущено сразу несколько нарушений.
В рекламе называют блюдо «бургер-антистрессом с мухомором». Купить его можно за 1299 рублей и только в одной точке, которая открывается в центре Красноярска на этих выходных.
— Впервые в России. 100% уникальный рецепт, — гласит объявление.
Кроме того, там сказано, что бургер якобы улучшает сон, развивает креативность, дает энергию на весь день, а также «помогает в профилактике COVID».
В сети бургерных NGS24.RU на вопрос о том, действительно ли в приготовлении использовался мухомор, ответили, что это коммерческая тайна. Раскроется она, по словам собеседника корреспондента, в день открытия новой точки.
— Бургер будет, не волнуйтесь, — сказали по номеру телефона с сайта сети.
По мнению юриста Сети городских порталов Shkulev Media Holding Александра Щипанова, рекламное сообщение может нарушать сразу несколько положений закона о рекламе.
Во-первых, если рекламируется не лекарство, медицинское изделие или медицинская услуга, то указывать на лечебный эффект запрещается, говорит он:
— Здесь же говорится, что бургер помогает в профилактике COVID-19. Несмотря на то что упоминается не лечение, а профилактика, экспертная комиссия ФАС при оценке материала может посчитать, что у потребителя создается впечатление наличия у бургера лечебных свойств, особенно вкупе с упоминанием заболевания.
Во-вторых, по мнению юриста, реклама в целом должна быть достоверной и не вводить потребителей в заблуждение.
— То есть, заявляя о таких последствиях употребления бургера, как улучшение сна и развитие креативности, рекламодатель должен быть готов предоставить документы и иные доказательства, подтверждающие возникновение именно такого эффекта, — разъясняет Щипанов. — Если же человек съест бургер и не почувствует обещанного прилива сил, он будет вправе пожаловаться в ФАС, и вряд ли рекламодатель найдет убедительную документальную основу в споре о законности таких утверждений в рекламе.
Также сомнение вызывает и фраза «100% уникальный рецепт», считает юрист. Если на рынке существует хоть один подобный продукт, это также будет нарушением требований достоверности рекламы.
А вот в использовании образа мухомора нарушений нет, продолжает Александр Щипанов, так как гриб не относится к растениям, содержащим наркотические средства или психотропные вещества.
— Подчеркну, что окончательную оценку законности данной рекламы вправе дать лишь правоохранительные органы и суд, — резюмировал юрист.
В УФАС NGS24.RU сказали, что к ним обратились по поводу этой рекламы и началась проверка.
В Роспотребнадзоре на вопрос о том, можно ли добавлять мухомор в блюда, ответили, что изучают этот вопрос. NGS24.RU опубликует ответ, когда он придет.