В Красноярском крае рассматривается громкое уголовное дело о продаже детей гражданам Китая. По версии следствия, три жительницы Казахстана родили малышей — двух мальчиков и девочку — на территории Красноярского края, затем оставили детей на няню и уехали на родину. Цена за одного ребенка — 1 миллион рублей. Сейчас дети помещены в дом малютки, а матерей разыскивают. Однако в России суррогатное материнство не запрещено, так почему же тогда здесь речь идет о продаже людей? Мы задали этот вопрос юристу компании «Арби» Сергею Напольских.
— Что такое суррогатное материнство? По федеральному закону суррогатной матерью может быть женщина от 25 до 30 лет, которая дала письменное согласие на вынашивание ребенка. То есть она не может являться донором яйцеклетки. Проще говоря, родители не могут выносить ребенка, производится оплодотворение яйцеклетки другой женщины и сперматозоида мужчины, затем эмбрион помещается в тело женщины — суррогатной матери, которая вынашивает этого ребенка. Это разрешено по закону, при этом есть ограничения — женщина не должна быть замужем и должна иметь одного ребенка.
Я так полагаю, что у нас женщины, которых сейчас разыскивают, являются еще и донором яйцеклетки, то есть они являются матерями этих детей и их продали. Это не является суррогатным материнством. Если следователи докажут, что мать и ребенок — родственники, то это будет продажа ребенка, — пояснил юрист.
В уже имеющихся материалах дела словосочетание «суррогатное материнство» не фигурирует — известно только, что граждане Китая являются биологическими отцами детей. Кроме того, две из трех женщин старше 30 лет (32 и 34 года), что по федеральному закону не является допустимым.
Ранее похожая и очень громкая история произошла в Москве — как рассказывала «Новая газета», в подмосковном Одинцово умер новорожденный мальчик, прибывшие на место правоохранители обнаружили в квартире еще двоих детей и няню, позже выяснилось, что дети были рождены для граждан Филиппин суррогатными матерями и ждали приезда в Россию биологических родителей.
«Филиппинцы, как установило следствие, заключили договор с российским Европейским центром суррогатного материнства (ЕЦСМ) и ждали рождения детей, чтобы затем забрать их на Филиппины. Детей изъяли органы опеки и отправили в больницу, а затем поместили в спецучреждение», — рассказывает «Новая газета».
По этому делу были арестованы юристы по репродуктивному праву, врачи-акушеры, принимавшие роды у суррогатных матерей, и руководители агентств, занимающихся сопровождением таких сделок
Дело рассматривается по той же статье, что и в Красноярске, — ч. 2 ст. 127.1 УК РФ «Купля-продажа человека, иные сделки в отношении человека, совершенные в отношении двух или более лиц, заведомо для виновных находящихся в беспомощном состоянии».
В Красноярске тоже есть такое агентство — «Дидилия». По указанному на сайте телефону ответила женщина, которая не пожелала представляться и очень быстро рассказала, что ни московская, ни красноярская истории никак не повлияли на их работу.
— Москва — это отдельное государство, а мы продолжаем работать. Насчет цены я вам не скажу — всё индивидуально. Но иногда даже безвозмездно родственники пары, которая не может завести детей, соглашаются быть суррогатными матерями, чаще всего это сестры мужа или жены, — пояснили в центре сопровождения.
Историю красноярской суррогатной матери читайте в нашем специальном материале.