Каждую неделю в нашей рубрике «Маленький, но гордый бизнес» мы рассказываем истории бизнесменов, которым удалось организовать свое производство и сохранить его во время коронакризиса: была история про ферму и производство домашней молочки, про бренд-одежды и про красноярца, который мастерит премиальные предметы интерьера из дерева и эпоксидной смолы.
Сегодня герой нашей рубрики — Константин Потемкин. И производство у него необычное — он изготавливает финские свечи. Если говорить очень простым языком, это бревно с двумя отверстиями, внутри которого можно развести костер и готовить. И, по словам Константина, в отличие от привычного нам мангала с углями, финская свеча разгорается за 3–5 минут, готовить на них легко и быстро. А называется компания Константина «Агонь-бревно» (да, через а). Но обо всем по порядку.
— Сам я со сфер мероприятий, занимаюсь техническим продакшеном и сценическим дизайном, но наша сфера пострадала самая первая, возможно, она самая последняя выйдет из этого всего. Но делать бревна я начал задолго до начала коронавируса и кризиса, — рассказывает Константин.
Он точно помнит, что первое готовое бревно появилось 2 апреля, а идея создать такие бревна — намного раньше, еще в 2019 году.
— Я увидел где-то, что есть финская свеча с пропилами, и когда мы с друзьями в очередной раз поехали на шашлыки, взяли такое бревно с пропилами с собой, нам понравилось. Осенью я вернулся к этой теме и увидел, что есть свечи не с пропилами, а с просверленными отверстиями. Их делать сложнее, но идея меня не отпускала. Я посмотрел, что свечи такого образца делают ребята с Украины и в Штатах. И решил начинать, — рассказывает Константин. — Я человек творческий, если мне что-то интересно, я буду делать это без оглядки на то, сколько денег мне это принесет.
С «Агонь-бревном» так и получилось. Он начал заниматься этим, чтобы занять свободное время между проектами на своей основной работе, но когда грянул коронакризис, производство финских свечей стало его финансовой поддержкой.
— Началось все с 5000 рублей, взятого в аренду инструмента и этого помещения. 2 месяца я, например, брал в аренду пилу, оставлял за нее залог, делал ей все, что нужно, потом брал другой инструмент, оставлял залог — и так по кругу. Не так давно обзавелся своим инструментом. Вложения тоже получились небольшие, около 30 тысяч рублей. А потом я открыл цех еще на Северном шоссе, и для оборудования туда пришлось занять денег. Пока не окупилось, — поделился с нами бизнесмен. — Это не вынужденная мера, все было продумано заранее. Просто запустилось в такой обстановке.
Клиентов Константин даже особо не искал — они находили его сами. Бизнес быстро стал работать сам на себя.
— Мой хороший друг — фуд-блогер и шеф-повар «Беллини» Женя Баранников. Я запустился, скинул ему и говорю: «Давай приготовим». В то время все сидели дома, мы это откладывали, но в итоге в начале мая все-таки сняли видео, приготовили мясо. Он как повар кайфанул. Я начал предлагать интересным людям на тест свои бревна, они соглашались, то есть в рекламу я вообще не вложил ни копейки. А недавно мое «Агонь-бревно» приехало в Питер на тест шеф-повару и блогеру Роме Редману.
За неделю у Константина набирается 8–10 клиентов, которые покупают бревна напрямую, одно такое стоит 750 рублей. Часть бревен реализуется через небольшие торговые сети, а недавно хакасская сеть заправок «Эверест» предложила Константину продавать финские свечи у них. Они закупают их по 500 рублей, а продают на своих заправках за те же 750 рублей. Часть бревен уходит на доставку — из других городов, как правило, заказывают большими партиями, потому что отправить свечу в другой регион стоит 700–1000 рублей.
— Мой покупатель — человек 25–45 лет, это и мужчины и женщины, потому что кто-то берет в подарок мужу или отцу, кто-то — для того чтобы с подружками на берегу посидеть. Разжечь финскую свечу в тысячу раз проще, чем мангал.
Финские свечи «Агонь-бревно» производятся из оцилиндрованной сухой сосны. Поставщика Константин искал больше 2 месяцев, в итоге нашел — там, где сейчас открыл второе производство.
— Спустя два месяца, как я запустился, ребята из другого региона начали делать реплику. Слизали все, поменяли одну букву, сократили текст в инструкции, а все остальное оставили. Я им написал, пообщались: я не против, чтобы они это делали, потому что это в целом новая культура отдыха. Тем более, товарный знак у меня никакой не зарегистрирован. Я считаю, что если начали делать реплики спустя два месяца, то продукт крутой, а ребятам я желаю успехов, — делится Константин.
Рассказал он и историю названия: слово «Агонь» показалось ему наиболее подходящим для того, чтобы включить его в нейминг, ему понравилось, и он его так и оставил.
Пообщался автор проекта и с ребятами из Миннесоты, которые тоже делают финские свечи. Они дали ему совет, какую пилу лучше использовать. Он также заметил интересный факт: в Америке на таких же бревнах максимум жарят зефирки и сидят, как вокруг костра. То, что на них можно жарить мясо, особо никто и не додумался. А стейк, со слов Константина, приготовленный на таком бревне, получается намного вкуснее ресторанного.
— Поджигаешь, 3–5 минут, все загорается, ставишь сковородку, кладешь стейк, и получается круто. Горит свеча 2,5–3 часа, но после готовки ее можно законсервировать и потом заново разжечь. Некоторые едут на выходные на Беле, берут бревно и готовят на нем завтрак, обед и ужин.
Кстати, мы тоже попробовали приготовить яичницу с беконом на финской свече. Получилось очень вкусно, запах дымка сделал ее особенной, ни в какое сравнение с домашней яичницей она не идет. Правда, остаток рабочего дня пришлось провести, источая запахи костра.
Константин признается, что заниматься производством финских свечей ему нравится: «Не получал бы удовольствие, не занимался бы этим». И рассказал, что с детства любил мастерить руками и бросаться в крайности.
— Я учился в аэрокосмической школе, там делал летательные аппараты из бумаги — ракеты, самолеты и прочие. Поступил на инженера ракетостроения, а закончил специалистом по рекламе.
Константин считает, что говорить о доходе пока рано — покажет сентябрь. С апреля на небольшом производстве было произведено и продано 600 финских свечей. Возможно, это покажет красноярцам (да и жителям соседних регионов) новую культуру отдыха на природе. Тем более, что выехать за границу в этом году уже вряд ли удастся, а попробовать что-то новое хочется.