32-летний красноярец Василий Ивахненко придумал детские раскраски-домики из картона и запустил серийное производство. Сейчас бизнес приносит владельцу немалую прибыль. Мы поговорили с основателем компании и узнали его историю.
Василий родился на севере Красноярского края — в Норильске, с детства любил конструировать из бумаги — клеил машинки с крутящимися колесами и домики для сестры. После школы поступил в Норильский индустриальный институт на «информационную безопасность». В 2006 году по программе перевода уехал в Красноярск. Отучился в магистратуре, отслужил в армии и устроился по специальности в службу связи МЧС. О том, что однажды он запустит собственный бизнес, Василий даже не догадывался, но все изменил один вечер.
— Однажды летним вечером я пришел в гости к друзьям. Они подарили дочке Насте небольшой настольный домик, который можно раскрашивать. Мне очень понравилась эта идея, и я подумал: а что, если сделать такой же, но в полный рост? — вспоминает Василий.
Первый домик проектировался в «Автокаде» и вырезался вручную из невзрачного коричневого картона. Вскоре прототип был готов. К этому моменту Василий уже не сомневался, что это станет его делом на ближайшие годы.
— Когда я только начал отрисовывать, я уже знал, что буду этим заниматься. Мне очень понравился сам процесс работы, это было просто по кайфу, — рассказывает бизнесмен.
Дальше началась усердная работа над будущим продуктом. Чтобы сделать домик максимально полезным и развивающим, было решено подключить психолога. Красноярские специалисты на предложения о сотрудничестве не откликнулись, но поддержку удалось найти в Москве. Так у домика появились часы, чтобы учить ребёнка времени, и почтовый ящик, чтобы малыш мог писать письма любимым героям и получать от них ответную «корреспонденцию». Но самый главный элемент — это, конечно, сам дом.
— У ребенка должно быть свое личное пространство, так же как и у взрослых. У нас это квартира, а у детей — свой собственный уголок, куда бы родители не лезли. И это действительно так. Я помню, как в детстве мы с сестрой любили строить домики из стульев и покрывал, — говорит Василий.
Запустить первое серийное производство помог случай. В тот же период времени Василий подрабатывал фотографом на ТИМ «Бирюса» и выиграл грант на запуск производства. На стартовые 100 тысяч рублей закупил первые 500 листов чистого картона и заказал печать. Это было практически штучное производство, а потому довольно дорогое. На каждый лист отдельно наносилась краска, а затем из картона вырезалась нужная форма.
— Были сложности, когда разные компании выполняли разные функции. Одна наносит печатать, а другая режет. Получалось так, что, согласно документам, отклонение печати может быть до 2 мм. Если такой лист приходил компании, которая режет, и его укладывали неровно, то сдвиг был уже заметным, и это шло в брак.
Прежде чем начать продавать товар, нужно было решить еще ряд формальных вопросов — оформить патент, получить сертификат, подтверждающий качество и безопасность, придумать название. И если первое делать не обязательно, то без второго и третьего товар просто остался бы незамеченным.
— Патент нужен, чтобы идею никто не украл. Мне так проще, я не хочу каждый день думать, что кто-то присвоит себе мой бизнес. А без сертификата ни один крупный интернет-магазин типа «Детского мира» просто не сможет купить товар. Потому что потом к нему могут прийти с проверкой и скажут: «Почему вы продаете товар без сертификации?», — рассказывает Василий.
Название для линейки раскрасок было выбрано Kids Picasso, что в переводе английского означает «Дети Пикассо». А вот зарегистрировать компанию пришлось под другим именем — Kids Fun, так как «Пикассо» нарушало чужие авторские права. Когда товар был полностью готов, пришло время продавать. Начать решили с опта.
— Сначала было очень тяжко. Я не понимал вообще, как продавать, где… Решил продавать оптом. В Интернете есть немало площадок, где оптовики делают запрос, что они хотят купить, а производители показывают, что они производят. Разместился, и одна площадка стрельнула, — рассказывает предприниматель.
За первые полгода производство фактически вышло в ноль. А за год была продана первая партия домиков в 500 штук. Тогда было решено расширяться. Заказ большого тиража позволил уменьшить себестоимость домиков до 60%.
Сейчас печатью комплектующих занимаются подрядчики из Абакана, оттуда картонные детали попадают на склад в Красноярске, где происходит финальная сборка комплектов. Поначалу Василий занимался этим самостоятельно, а когда бизнес встал на поток, нанял помощников. Работа несложная — справится даже школьник, и выполнять можно в любое удобное время, хоть ночью.
Сейчас наборы Kids Picasso представлены в трех вариантах: «Звезда», «Радуга» и «Сказка». Сам домик везде одинаковый, но в «Радуге» в комплект входит упаковка восковых мелков, а в «Сказке» — наклейка со специальным покрытием, впитывающим свет, и световой маркер. Цена за набор от 2700 до 3500 рублей.
Согласно сертификации, домики-раскраски подходят для детей от 3 до 7 лет. Однако, как показывает практика, с удовольствием рисуют и 2-летние детки, и даже взрослые.
— Была история, когда женщина купила домик для себя. Пришла, говорит: «Очень круто, хочу для себя просто посидеть, пораскрашивать». Это действительно увлекательно. Когда мы ездили в Москву на международную выставку, нужно было как-то раскрасить домик, а детей там нет. Тогда мы просто сели и начали раскрашивать самостоятельно, но так увлеклись, что не заметили, как началась выставка. Люди стали подходить, спрашивать, некоторые присоединились, потом прибежали дети и стали помогать, — рассказывает Василий.
Уже разукрашенные домики, по словам Василия, тоже не стоят без дела. Дети продолжают играть с ними. Срок службы — от 6 месяцев до года.
— Им не интересен новый домик, потому что в этот они вложили столько труда. Многие не только разукрашивают его, но и оформляют пространство внутри — приносят игрушки, вешают шторы, светильники. Мне присылали видео, где мальчик просто спал в домике, из дверей торчали только ноги! Все в восторге, и родители, и дети. Родители — что можно просто заняться своими делами, а дети — что есть такая прикольная игрушка, — говорит Василий.
Сейчас в месяц Василий получает от 200 до 400 заказов. Основу, как и прежде, составляют оптовые продажи. Большая часть заказов поступает из европейской части России — Москвы и Санкт-Петербурга, также растёт спрос в Казахстане, Украине и Беларуси, недавно поступил заказ из Австрии. Для отправки туда сейчас оформляется сертификат Европейского союза.
Чуть меньшую долю продаж сегодня занимает розница. Сначала домики покупали друзья и знакомые, потом раскраски стали брать под реализацию детские и сувенирные магазины. Этот формат сотрудничества оказался довольно выигрышным — в случае продажи точка получает процент, а сам товар не занимает место на складе. Недавно Василий начал развивать новый канал продаж — через частные компании.
— Есть крупные компании, которые, занимаются установкой мебели в детской, агентства недвижимости, турагентства. Например, семья едет в отпуск, и если у них есть ребёнок от 2 до 7 лет, то компания может вручить им домик-раскраску в подарочной упаковке. Можно добавить поздравление от генерального директора или письмо с сургучной печатью и атласной лентой, — рассказывает предприниматель.
Сам Василий называет свой бизнес довольно прибыльным. В месяц на рекламу на оптовых площадках уходит до 1000 рублей, еще 2000 — реклама в Instagram. Соцсети бизнесмен ведёт сам, а в свободное время по вечерам продолжает работать над продуктом. В скором будущем планирует запустить производство домиков с индивидуальным дизайном, например в стиле Marvel или «Черепашек Ниндзя», и ночник-проектор, на который уже получил патент. Сам Василий уверен — если человек действительно горит идеей, он всегда найдёт ресурсы на её осуществление. А если товар хороший и сделано с душой, клиент это обязательно почувствует.
— Самая крутая история произошла, когда мы выпустили к раскраске буклет детского психолога, где она описывает, чем полезны наши домики и как с ними правильно заниматься. В конце буклета идёт приписка — благодарность от меня покупателю. И когда выпустили буклеты, мне написала молодая мама: «Очень круто, нравится ваш подход, но необходимо добавить кое-что». Что же? Говорит: «Вот здесь в начале написано: "Детский психолог и мама двух счастливых принцесс". И вам надо в конце так же написать: "Генеральный директор и папа стольки-то детей"». Но у меня нет детей. Было очень приятно, — признается предприниматель.