Новая Lada Vesta седан с двигателем 1,6 литра — всего за 434 тысячи рублей. В подарок каско, набор летней резины, полный бак бензина, автокредит от 4,5%. Такое предложение и куча подобных висят в интернете. Причем сайты оформлены идентично сайту официального дилера марки в Красноярске, а поисковики выдают его на первых позициях. От соблазна низкой цены удержаться очень сложно; как только вы позвонили или оставили свои контактные данные — вы уже на крючке.
С конца прошлого года в Красноярске активизировались так называемые серые автосалоны, позиционирующие себя как официальные дилеры Lada, Renault, KIA, Datsun и других марок, причем всех, вместе взятых. Продают как новые, так и поддержанные авто, trade-in, за наличные и в кредит, но чаще в кредит.
Как это выглядит
Общие черты — это цена ниже официальной, а также отсутствие какой-либо информации об организации на сайте. Вместо нее сообщение примерно одного характера: сайт носит исключительно информационный характер и не при каких условиях не является публичной офертой, для получения информации о стоимости авто обратитесь к менеджеру, оставляя персональные данные, пользователь дает согласие на их обработку и использование в интересах владельца сайта. Последнее самое интересное: стоит вам позвонить для уточнения подробностей в компанию всего раз, и заботливые менеджеры будут одолевать вас звонками с вежливыми вопросами, почему вы так и не соизволили посетить их прекрасный автосалон. Не говоря уже об СМС-рассылках, где потенциальному покупателю обещают в подарок комплект резины и тонировку по ГОСТу при покупке автомобиля, а также скидки до 160 тысяч рублей.
Представитель официального дилера Renault и KIA Мария Ребрикова рассказала, что «серые» дилеры активизировались еще в ноябре, скупая контекстную рекламу в поисковиках. Иначе говоря, если вы искали или ищете автомобиль, то на различных сайтах вы будете видеть рекламу именно «серых» автосалонов с «вкусной» ценой.
На «Флампе» у дилеров десятки хвалебных отзывов, написанных как под копирку: «Нужно было авто, приехал сюда, все вежливые, авто купил, денег сэкономил — всем спасибо. 5 звезд».
Как это работает
По словам представителя группы компаний «Арсенал» (дилер автомобилей «Ниссан») Александра Колесника, под личиной официальных дилеров работают обычные перекупы по старой, уже давно отработанной московской схеме. Новые авто в большинстве случае действительно покупаются у официалов в соседних регионах, но конечному покупателю отдается по итогу по цене в два-три раза выше рыночной с учетом бешеной кредитной ставки. ГК «Арсенал» в настоящее время подготовила претензию в адрес «Енисей-Авто» за незаконное использование бренда Nissan.
Мы связались с одним из тех, кто попался и купил авто, — 65-летний военный в отставке, а ныне работающий пенсионер Алексей Ведерников искал новый Renault Duster. Жена увидела в интернете объявление дилерского центра Groster с предложением авто по цене на 100 тысяч дешевле, чем у официалов. Алексей вместе с другом отправился из Кедрового в Красноярск «на разведку»: прицениться, посмотреть автомобиль.
«Когда я позвонил, меня девушка заверила, что автомобиль есть, но когда приехали, его не оказалось. Мне предложили Renault Kaptur, он дороже получается. А "Дастер", говорят, придут где-то через недельку. Я спросил, по какой цене, а мне говорят: "Давайте ваши документы", и убедили подождать. Мою KIA Sportage 2007 года с двигателем 2,0 литра по trade-in оценили в 500 тысяч всего. Целый день мурыжили. Там все работает на то, чтобы человек перестал соображать: играет громко музыка, сотрудники, наоборот, говорят очень тихо. Другу моему "Каптюр" очень понравился, и они меня через него решили обработать, он меня и начал уговаривать. Я ему говорю, мол, мы же просто посмотреть приехали. Тут же сотрудник автосалона говорит, что если мы сейчас не купим, то в течение трех месяцев нам банки не оформят кредит и вообще никто разговаривать не будет. В результате у меня башка уже не варит, как под гипнозом. Сижу, ничего сказать не могу, друг мой психанул в бухгалтерии и ушел — полаялись они с бухгалтершей. Я сам понимаю, что Kaptur за 1,3 миллиона мне не нужен, что моя машина и помощнее, и посолиднее, но ничего ответить не могу. При этом все машины в салоне закрыты на ключ, нельзя просто подойти и сесть — нужно звать консультанта», — рассказывает Алексей Ведерников.
Пенсионер провел в автосалоне 9 часов. В итоге остался с купленным в кредит под 16% (вместо обещанных 4%) автомобиль, который его в корне не устраивает. Вместо обещанного подарка, комплекта летней резины, сотрудники сделали скидку 10 тысяч рублей, притом что комплект такой стоит в три раза дороже. Каско тоже нет. Опомнился мужчина только через сутки и приехал вернуть «Каптюр» и забрать свои деньги, но в автосалоне ответили: «Поздно». Купленная машина в базовой комплектации, теперь за нее Алексей Афанасьевич платит в месяц 21 тысячу рублей.
В том же автосалоне совершил покупку другой наш герой — Сергей. Мужчина является инвалидом, страдает онкологическим заболеванием, вместо него с нами разговаривает его супруга Людмила Ильинична — у Сергея практически нет голоса. Он приехал в Groster за новой «Ладой», но вместо нее продавцы по той же схеме навязали ему Datsun. Совсем «пустой» автомобиль обошелся ему в 622 тысячи, в то время как у официального дилера он стоит 537 тысяч.
«Я был согласен платить в месяц 6–8 тысяч, а в самом конце мне сунули платежку на 15 тысяч. Это вся моя пенсия, теперь буду платить. Если расторгну договор — заберут машину намного ниже той цены, за какую мне дали. А мне остатки надо выплатить — у меня нет таких денег», — сообщил Сергей.
На «Флампе» среди десятков однообразных 5-балльных отзывов хватает и отрицательных. Вот один из них, написанный 1 мая нынешнего года пользователем Линой Глазуриной (орфография и пунктуация оригинала сохранены. — Прим. ред.):
«Здравствуйте, в общем хочу вам рассказать ужасную ситуацию которая произошла со мной. Вылезла реклама сайта (машины лифан X70), зашел на этот сайт, решил подать заявку на кредит этой машины, было написано что в подарок идёт каска и зимние шины, на следующий день позвонил кредитный менеджер, подали заявку на кредит, через час позвонил кредитный менеджер и сказал что кредит одобрен и при этом даже сказал в каком банке, на сумму 840000 рублей, ежемесячный платёж 9980 рублей на 7 лет, меня это устроило, так как я живу в другом городе, у менеджера я спросил какие документы нужны и не получится ли так что я приеду просто так, менеджер уверял что нужно подписать договор и машина ваша. Через день приехали в назначенное время в салон, нас отправили обратно к кредитному менеджеру и пришлось заново подавать заявку на кредит в разные банки, при этом зарплату завысили в два раза, указали стоимость машины 1100000 рублей, сказали подождать 2 часа. Прошло за место 2-х часов 3 часа, кредит одобрели на 1100000 как было заявлено в зяавке, отговорили от лифана и предложили машину другую, я выбрал ладу X-Traey примерно за 700000 рублей. В итоге машина оказалась не 700000 рублей, а 1000000, первых 3 месяца нужно было платить 20000 рублей, потом нужно было сделать рефинансирования в любом банке и тогда ежемесячный платёж составил 13700 рублей на 7 лет. В итоге сумма получилась 1159800 рублей. Это советская машина которая стоит грубо говоря 700000 рублей, за 7 лет она обойдётся вам в 1159800 рублей. При этом когда ты отказываешься от этой заявки тебе предлагают на руки 70000 рублей. Я отказался от всего, забрал документы и уехал».
Автор статьи позвонил в дилерский центр Gloster за комментарием от руководителя отдела продаж, но его не было на месте. Не очень вежливый оператор сухо сказал: «Мы вам перезвоним», и бросил трубку. Ответа от компании так и не последовало. Мы решили сами съездить в Gloster, чтобы посмотреть, как работают с клиентами. Увы, автор и водитель оказались единственными посетителями в разгар рабочего дня. На широкой парковке соседствуют автомобили различных марок. С порога встречает молодой парень-консультант, по-свойски спрашивает, что нас интересует и на какую сумму планируем покупку, — ничего особенного, документы сходу не забирает. Другой менеджер замечает телефон в руках корреспондента и призывает «не устраивать тут детский сад». Конфликта не случилось, мы просто покинули салон.
Другой автодилер, который, по мнению официального дилера «Ниссан», незаконно использует этот автобренд, именуется «Енисей-Авто». На «Флампе» удалили все старые отзывы, но с мая появились новые — из пяти только два положительные. Последний датирован 17 мая. Клиентка пишет, что консультант обещала процентную ставку 6,7%, но в договоре фигурировали другие цифры — 16,7%. VIN-номер в сервисной книжке написали с ошибкой, навязали страховки на 70 тысяч рублей, уверяя, что их можно отменить.
Мы связались с Орланом Хомушку — мужчина хотел приобрести в салоне Hyundai Creta, но, взглянув на протянутый ему договор, отказался.
«Это же мошенничество, когда товар тебе предлагают по заниженной стоимости, но из-за разных допуслуг его цена увеличивается в полтора-два раза. К примеру, они предлагали услугу антикоррозийное покрытие — его, в общем-то, на заводе делают. Заметил, что там пенсионеров мучают ожиданием. Я видел старичка, который пришел туда в 9 утра, когда я пришел снова в 16:00, он все еще сидел. Его просто изнуряли, он уже, когда договор берет, уже ничего не читает — ему лишь бы домой уехать. В моем договоре сумма 1,080 миллиона превратилась в 1,6 миллиона — за счет их допуслуг. Я отказался, они мне не отдают документы, начали мне угрожать полицией: обещали написать на меня заявление о мошенничестве, якобы я обманул их коммерческие ожидания. (Смеется.) Я тогда сам полицию вызвал — они мне тут же все отдали», — рассказывает Орлан Хомушку.
Увы, никто на звонки корреспондента в «Енисей-Авто» на момент написания материала не ответил.
Московский след
Информация о юридическом лице у всех подобных дилеров нашлась только на kras-lada.ru. Сайтом владеет ООО «Драйвавто», зарегистрированное в Москве на улице Привольная, 70. Согласно данным «Контур.Фокус», компания зарегистрирована в 2017 году, учредитель и единственный участник — Степан Васильевич Кудрявцев. Он же является учредителем и гендиректором самарского ООО «Ролан» (зарегистрирована в 2018 году), которое также занимается продажей легковых автомобилей. Уставной капитал обеих компаний — полмиллиона рублей.
«Драйвавто» также имеет представительство в Екатеринбурге. На сайте antijob.net, где соискатели и работники оставляют отзывы на работодателей, мы нашли такую информацию:
«Устраивался на работу менеджером по продажам. В вакансии на HeadHunter пишут, что ЗП 50 000 – 100 000 рублей, на деле вы этих денег не увидите; кроме того, будут постоянные задержки с выплатами. После увольнения оказалось, что никаких записей в трудовой нет, то есть работал там всерую.
Но самое страшное — это то, что на этой работе вам придется обманывать людей и продавать откровенный автохлам. Вводить людей в заблуждение относительно цены автомобиля и кредитной ставки, после чего горе-покупатели будут приходить, орать и выедать вам мозг, что вы их обманули. На тренингах обучают техникам агрессивных продаж, направленных на то, чтобы не дать человеку времени подумать и взвешено принять решение. В конечном итоге человека обманывают и продают автомобиль в 3 раза дороже, с кредитом не под 5%, а под 20%».
Как избежать
Орлан Хомушку личным примером показал, как действовать в подобных ситуациях: во-первых, стоит внимательно прочитать договор. Продавец будет пытаться обмануть вашу бдительность, уверяя, что все «только на бумаге». Но именно то, что на бумаге, и имеет силу, а не слова консультантов и уж тем более их угрозы.
Директор компании «Автоюрист-К» Илья Балахтин рассказывает, что подобные схемы работают на изнурение клиента и усыпление его бдительности, чтобы сил на чтение договора уже не осталось. Сразу требуйте все договоры, недобросовестные продавцы могут подавать договоры один за другим на подпись.
Сверяйте цену и ориентируйтесь прежде всего на официального дилера, цена ниже рыночной на 10–30% — это самый главный признак «серого» дилера.
Если по телефону вас убеждают, что автомобиль есть в наличии, но когда прибываете лично, оказывается, что его нет, — сразу ищите другой автосалон.
Подозрение у вас должно вызвать любое принуждение — к покупке более дорогой машины, к подписанию дополнительных договоров, к кредиту.
Что делать, если вы уже совершили ошибку
Илья Балахтин говорит, что в такой ситуации главное — не паниковать и не сдаваться: по закону о защите прав потребителей вы можете в течение 14 дней после покупки вернуть автомобиль продавцу — и не важно, исправен ли автомобиль или нет. Если продавец отказывается (так, скорее всего, и будет), то подаем претензию, а позже обращаемся в суд. После 14 дней можно вернуть товар, если он имеет технический недостаток.
Если на словах вам предлагали кредит на 4,5%, а в подписанном вами договоре он вырос до 16,5%, то также этот договор можно оспорить.
«При заключении любого договора потребитель имеет право на полную и достоверную информацию на приобретаемый товар или услугу. Предоставление кредита — это та же услуга, но предоставляется не дилером, а банком. Все существенные условия должны быть доведены до потребителя в обязательном порядке. Человек с высшим образованием, читающий договоры, конечно, не станет его подписывать, но даже если человек и подписал, то в суде можно ссылаться на то, что до него не довели всю информацию, ввели в заблуждение. Но практика здесь разная: у суда сразу возникнет вопросы, куда вы смотрели, когда читали договор. Потребителю здесь нужно грамотно отвечать, что продавец не дал должным образом ознакомиться с договором», — комментирует Илья Балахтин.