Россиян застрахуют от банкротства работодателей. При этом компаниям придется заранее готовиться к своей возможной несостоятельности, в обязательном порядке перечисляя дополнительные взносы в фонд социального страхования. Соответствующий законопроект подготовил Минтруд России.
Минтруд на днях вынес на общественное обсуждение два законопроекта, согласно которым работников компаний в обязательном порядке застрахуют на случай утраты заработка вследствие банкротства работодателя. Отчислять взносы, согласно документам, обязаны организации и индивидуальные предприниматели, которые могут быть признаны банкротами в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Без страховки останутся работники казенных предприятий, политических партий, религиозных организаций и некоторых госкомпаний, если это предусмотрено законодательством, а также временные работники, заключившие трудовой договор на срок менее шести месяцев.
За всех остальных сотрудников, работающих по бессрочному трудовому договору или срочному договору продолжительностью шесть и более месяцев в общей сложности в течение календарного года, работодатели будут обязаны отчислять взносы в Фонд социального страхования в размере 0,1% зарплаты сотрудника. Соответственно, взносы в ФСС вырастут до 3%. По оценкам некоторых экспертов, ежегодные поступления по этой линии составят порядка десяти миллиардов рублей.
Цена вопроса: 30 рублей в год (2,5 рубля в месяц) составят взнос работодателя в ФСС на случай утраты заработка вследствие банкротства за одного работника с заработной платой 25 тысяч рублей в месяц.
Сегодня работники предприятий-банкротов могут получить положенную им заработную плату лишь во вторую очередь. По словам генерального директора ЗАО «ПРОтект. Правовые технологии» Игоря Кадетова, в особо привилегированном положении находятся банки – залогодержатели имущества предприятия, которые получают до 80% реализованного имущества банкрота, и конкурсные управляющие. Основное имущество предприятий-банкротов отходит к ним.
«Рассматриваемый законопроект предлагает, по сути, дополнить те гарантии работников, которые содержатся в федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», еще и возможностью получения единовременной компенсационной выплаты за счет средств бюджета Фонда социального страхования РФ (ФСС), формируемых от уплаты страховых взносов на данный вид обязательного социального страхования, – прокомментировал проекту «Деньги» старший юрисконсульт центра правовых технологий «Юрком» Андрей Юрков. – Страховым случаем по обязательному социальному страхованию на случай утраты заработка вследствие банкротства работодателя согласно законопроекту признается подтвержденный в установленном порядке факт невыплаты страхователем причитающегося застрахованному лицу заработка. Данный заработок рассчитывается за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу принятия арбитражным судом решения о признании страхователя банкротом и об открытии в отношении него конкурсного производства. К указанному расчетному периоду добавляется и календарный месяц, в котором принято указанное решение арбитражного суда, до дня принятия этого решения».
«Законопроект прямо не устанавливает перечня документов, которые могут выступать подтверждением задолженности работодателя-банкрота, – говорит Андрей Юрков. – Однако представляется, что таковыми являются документы бухгалтерского учета, а также трудовые договоры, приказы о назначении на должность и тому подобное. Иными словами, это те документы, которые обычно принимаются судами в качестве доказательств наличия задолженности по заработной плате».Законопроект также устанавливает пределы размеров единовременной компенсационной выплаты. Так, единовременная компенсационная выплата производится застрахованному лицу в размере фактически образовавшейся у страхователя перед ним и документально подтвержденной задолженности по заработной плате. Оплата труда при этом берется за период, не превышающий три последних календарных месяца, предшествующих месяцу принятия арбитражным судом решения о признании страхователя банкротом и об открытии в отношении него конкурсного производства. К этому периоду прибавляется и календарный месяц, в котором принято указанное решение арбитражного суда, до дня принятия этого решения, но не выше максимальной суммы единовременной компенсационной выплаты, которая определяется путем деления на 365 суммы предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования РФ и умножения полученной величины на число календарных дней, за которые образовалась задолженность по заработной плате.
Также, по словам эксперта, следует иметь в виду и следующее. На обращение организации-должника в Фонд социального страхования законопроект дает лишь 10 дней со дня принятия арбитражным судом решения о признании страхователя банкротом и об открытии в отношении него конкурсного производства. Если данный срок пропущен, то погашение задолженности производится только в рамках законодательства о банкротстве (то есть во вторую очередь и без компенсационной выплаты из ФСС). Подобное условие сделает малоэффективной реализацию закона, поскольку компенсационная выплата поставлена под очень жесткое условие соблюдения сроков на подачу документов в территориальный орган Фонда социального страхования. «В целом же необходимо заметить, что законопроект устанавливает дополнительные права и гарантии для работников предприятий, не существовавшие ранее», – резюмирует юрист.
По мнению аналитика Инвесткафе Дарьи Пичугиной, дополнительный взнос только усугубит проблему с занятостью и правами работников: рост социальных платежей приведет к увеличению количества работающих не по трудовому договору.
Фото: Фото с сайта Blog.leizerman.com