«Мам, не забудь оставить мне завтра деньги на обед», – каждый вечер напоминала я, будучи школьницей. Но утром, в суматохе сборов на работу, мама нередко забывала о моей просьбе. И на семейном совете было решено, что деньги на обеды будут выдаваться мне раз в неделю, и тратить их можно будет по собственному желанию. Так, на полном доверии, родители воспитывали во мне ответственное отношение к карманным деньгам. Я умудрялась не только полноценно обедать в школе, но и выкраивать небольшую сумму на личные нужды. Больше просить деньги на очередной красивый блокнот или блеск для губ мне не приходилось.
Сегодня в некоторых школах страны вопрос организации и оплаты детского питания решается весьма оригинальным способом, отвечающим духу времени. Каждый школьник имеет персональную пластиковую карту, на счету которой лежит определенная сумма, поэтому расплачиваться наличными средствами за обед детям не приходится. Родители, периодически пополняя этот счет, могут быть уверены, что деньги действительно будут потрачены на горячий обед – обналичить средства на карте нельзя. Очень верный, на мой взгляд, подход, позволяющий обеспечить детям полноценное питание и оградить их от соблазнов приобрести запретные вещи – алкоголь или сигареты.
В каждой семье вопрос о том, нужно ли давать детям деньги на карманные расходы, какую сумму и как часто – каждый день или раз в неделю, просто так или за хорошие отметки – решается по-разному. Я в детстве слышала от родителей: все самое необходимое купим, а на излишества или копи, или зарабатывай. В сущности, так мои взаимоотношения с деньгами и строились. В детстве я складывала монеты в копилку, а в подростковом возрасте заработала первые самостоятельные деньги.
Кроме того, мои родители использовали различные методы финансового стимулирования и выработки ответственного отношения к деньгам. Так, в младшем школьном возрасте за каждую оценку «хорошо» и «отлично» в дневнике мне выдавали четыре или пять рублей соответственно. За плохие оценки деньги из копилки наоборот вынимались. Но в школе я была почти всегда круглой отличницей, поэтому вскоре стала «богатеньким Буратино», как говорил папа, и копилка уже не вмещала мелочь.
Конечно же, мы всегда обсуждали с родителями, на что будут потрачены накопленные средства. Папа просил обосновывать желания, приводить различные доводы – просто «хочу» в данном случае не котировалось. Но, как правило, родители прислушивались к высказанным аргументам, и я воплощала свои заветные желания.
Мама использовала еще один интересный метод финансового воспитания – доверяла мне покупку продуктов в магазине. Под диктовку я записывала перечень необходимых товаров, напротив каждого пункта проставлялась ориентировочная стоимость. Сложив все, я шла в магазин. Я так любила выполнять это поручение, потому что знала – вся сдача, размер которой зависел от грамотного подхода к приобретениям, достанется мне. Главным было не просто механически покупать товары по списку, а ходить и выбирать, прицениваться. Поэтому я была в курсе всех цен и мест, где на несколько рублей дешевле продается абсолютно аналогичный товар.
Позже мое огромное желание иметь сотовый телефон, который родители не считали вещью первой необходимости, заставило меня устроиться на первую работу. Все лето я честно отработала в трудовом отряде при школе – вместе с другими школьниками убирала мусор во дворах, очищала берег Смолино от различного хлама, красила заборы и детские площадки. Так в 14 лет я получила свою первую зарплату и запись в трудовой книжке «разнорабочий».
С тех пор, почувствовав вкус собственных денег и определенную свободу в действиях, я всегда стремилась самостоятельно обеспечить свои запросы. Покупка косметики и бижутерии, подарки друзьям и родным, походы в кафе и кино стали мои личным делом. И очень гордилась тем, что могу не просить деньги у родителей, хотя они точно не отказали бы.
Родители моих одноклассников и друзей практиковали и другие методы распределения финансов. Кто-то давал деньги за хорошую учебу и лишал их за плохое поведение, кто-то предпочитал удовлетворять любую просьбу и не ограничивал в карманных расходах. Многие мои однокурсники живут за родительский счет до сих пор.
Не знаю, насколько эффективны сегодня методы финансового воспитания, использованные моими родителями, и как решают проблемы карманных расходов современные мамы и папы. Однако своим детям я, уверена, смогу донести верность принципа «все самое необходимое куплю, а на излишества или копи, или зарабатывай». В моем случае он оказался самым действенным.