Топ-менеджеры и собственники ряда банков, лишившихся лицензии в последние годы, возможно, причастны к незаконному выводу многомиллиардных активов, однако прокуратура фактически не занимается серьезным расследованием подобных дел. Громкое заявление содержится в письме председателя Банка России Сергея Игнатьева на имя президента страны Дмитрия Медведева, копия которого оказалась в распоряжении РБК daily.
Глава надзорного ведомства раскрыл президенту всю правду о криминальных явлениях в банковской сфере. Оказалось, что с 2004 года к уголовной ответственности привлечены ответственные лица лишь шести из 97 банков, по которым надзорное ведомство направляло в правоохранительные органы сведения о наличии в их деятельности признаков нарушения законодательства – иными словами, «случаи привлечения виновных лиц к ответственности носят единичный характер». Такое положение дел, как считают в Банке России, формирует у недобросовестных банкиров «психологию дозволенного осуществления любых действий в корыстных целях».
В письме приводятся факты «масштабных финансовых махинаций» ряда банков, в частности, Международного промышленного банка, «Петрофф-банка» и банковской группы, связанной с Матвеем Уриным.
Вот как распорядились кредитными средствами Банка России владельцы Межпромбанка: 3,4 млрд руб. через дочерний банк были направлены на финансирование дивидендов Сергею Пугачеву, семья которого контролирует банк, 713 млн долл. переведены клиентами банка в швейцарский банк на счет компании-нерезидента (одним из директоров компании является сын Сергея Пугачева), а еще 30 млн долл. – предоставлены в кредит иностранной компании под покупку самолета, возможно, в интересах Сергея Пугачева.
Как подчеркивает Сергей Игнатьев, руководство Межпромбанка предприняло меры для того, чтобы в ходе конкурсного производства сделать невозможным взыскание активов в судебном порядке.
Как отмечают эксперты, низкий показатель раскрываемости финансовых махинаций в банковской сфере объясняется тем, что в ходе прокурорской проверки или расследования далеко не все подозрительные операции собственников и топ-менеджмента банков удается квалифицировать как уголовно наказуемое деяние. К тому же банкиры являются достаточно состоятельными людьми и могут позволить себе нанять хороших адвокатов.
Фото: Карикатура Евгения КРАНА