ВЦИОМ по заказу Высшей школы экономики провел анализ финансовой грамотности населения. В ходе исследования выяснилось, что при покупке финансовой услуги 54,4% респондентов внимательно читают договор, проясняют все непонятные моменты и только после этого его подписывают. 28,9% респондентов договор читают, но подписывают даже в том случае, если к нему остаются вопросы. Еще 11,5% респондентов подписывают договор, не читая его. 5% затруднились ответить на вопрос.
Наибольшую опасность для невнимательного потребителя представляют кредитные договоры, особенно при экспресс-кредитовании, оформлении кредитных карт и автокредитовании, поскольку такие кредиты оформляются быстро и у заемщика не всегда есть время вчитываться в условия договора. Банки, как правило, включают в договоры условия, заведомо невыгодные для заемщика, такие как разбирательства в суде по месту регистрации банка, возможность одностороннего повышения ставок, начисление несоразмерных штрафов. При этом такие условия прописываются неявно, мелким шрифтом или сложными для понимания потребителя формулировками.
Именно эти вопросы стали причинами многочисленных разбирательств Роспотребнадзора и других ведомств, защищающих права потребителей, с банками. В результате разбирательства дошли до президиума Высшего арбитражного суда (ВАС), который признал включение в договоры возможности одностороннего повышения банком ставок по кредитам, рассмотрения споров с заемщиками в суде по месту нахождения банка и уплаты пени (неустойки) за просрочку оплаты основного долга и процентов незаконными, пишет Banki.ru.