Оборот российского рынка интернет-банкинга и мобильного банкинга по итогам прошлого года превысил 20 миллиардов рублей.
Аналитики отмечают, что кризис немного охладит темпы роста, однако не сможет существенно препятствовать проникновению новых технологий в сектор организации расчетов.
По данным MForum Analytics, в прошлом году относительно 2007 года прирост оборота российского рынка интернет-банкинга и мобильного банкинга, без учета оборота электронных денег WebMoney, составил 54% и превысил 20,4 млрд рублей.
По прогнозам экспертов, рост сохранится, и в текущем году оборот рынка достигнет 30 млрд рублей.
«В России практически сразу становятся доступны все наиболее современные технологии, есть сильные локальные игроки, – объясняет тенденцию аналитик ИК «Финам» Юлия Голышева. – Основной вопрос – готовность потребителей и готовность банков, в том числе, в части организации бизнес-процессов.
Здесь все значительно сложнее. Пока что в числе игроков, предоставляющих качественные услуги интернет-банкинга, можно выделить крупные федеральные банки, а также кредитные организации с иностранным участием в капитале».
«Большинство крупных российских игроков в банковском секторе уже используют платформу интернет-банкинга, – соглашается аналитик компании «Атон» Андрей Труфанов. – А учитывая темпы распространения Интернета среди населения, можно предположить, что внедрение данного вида услуг в нашей стране быстро приживется. Да и банки, ориентированные на розничных клиентов, стремятся к созданию упрощенной системы оплаты услуг, что обеспечивает удобство организации расчетов».
Стремление участников рынка объяснимо: совокупная маржинальная прибыль банков, операторов платежных систем и сотовых операторов от предоставления услуг мобильного и интернет-банкинга в прошлом году составила 0,42 млрд рублей, увеличившись относительно 2007 года на 43%. По прогнозам MForum Analytics, в текущем году, не смотря на кризис, рост маржинальной прибыли сохранится и превысит отметку в 0,58 млрд рублей.
Рост прибыли участников рынка подстегивают и сами клиенты. Пользователи проявляют интерес к современным платежным технологиям и все чаще отдают им предпочтение в случае оплаты той или иной услуги.
В долгосрочной перспективе, по данным MForum Analytics, российская финансовая система и вовсе будет копировать структуру развитых финансовых рынков. Доля наличного оборота среди физических лиц будет снижаться, доля платежей, проведенных через Интернет и мобильный банкинг, напротив, – расти. Способствовать этому будет и технологическая платформа для потребления услуг со стороны частных клиентов. Она, по мнению аналитиков, уже готова: более 95% пользователей банковских карт в России имеют мобильный телефон, более 60% – доступ в Интернет.
«Технологическая платформа для потребления услуг со стороны физлиц напрямую взаимосвязана с тем, насколько качественно и объемно предоставляют услуги в регионах компании, обеспечивающие доступ в Интернет, и востребованность этих услуг жителями регионов, – отмечает директор департамента дистанционного обслуживания «Промсвязьбанка» Владислава Громова, подчеркивая, что по итогам прошлого года количество пользователей интернет-банкинга PSB-Retail выросло более чем в три раза, а число операций увеличилось более чем в 2,5 раза. – По данным первого квартала, средний процент операций, проведенных по каналам дистанционного банковского обслуживания, составлял 41% от общего количества наличных и безналичных операций клиентов».
Такая популярность не удивительна: при помощи системы интернет-банкинга пользователи могут получать полноценное обслуживание и управлять своими средствами.
Согласно статистике MForum Analytics, наиболее популярной услугой среди пользователей интернет-банкинга и мобильного банкинга является оплата услуг сотовой связи. На долю данного типа транзакций в количественном выражении приходится 48% платежей. Оплата услуг доступа в Интернет и оплата услуг ЖКХ также вошли в число лидеров по количеству транзакций – доля данных типов платежей составила 12% и 11% соответственно.
Помимо традиционных платежей система удаленного обслуживания позволяет осуществлять переводы в пользу государственных и муниципальных органов власти. При этом перевод можно сделать как по готовому шаблону, так и по произвольным реквизитам. Кроме того, современные системы имеют ряд дополнительных весьма удобных опций, позволяющих проводить конверсионные операции, операции по вкладам, а также погашать кредиты и заказывать пластиковые карты.
Следуя тенденциям, банки активно совершенствуют системы дистанционного обслуживания. Функционал современных систем интернет-банкинга у целого ряда кредитных организаций соответствует основным потребностям клиентов. Жесткая конкуренция заставляет участников рынка расширять каналы работы с банком и оптимизировать список платежей. Однако, с точки зрения пользователя, отечественные системы удаленного доступа пока что проигрывают иностранным.
«Иностранные интернет-банки от российских, прежде всего, отличает общение привычным человеческим языком в противоположность использованию специфической банковской терминологии, а также использование более подробного интерфейса, что позволяет привлечь неактивную пользовательскую аудиторию, – рассказывает Владислава Громова. – Поэтому можно сказать, что для привлечения клиентов к удаленной работе через интернет-банк одним из этапов развития этой услуги в России станет оптимизация интерфейсов интернет-банков «под клиента».
Добиться поставленных целей банкиры планируют за счет повышения финансовой грамотности клиентов. В идеале же, как полагают банкиры, пользователи должны воспринимать работу через интернет-банк как неотъемлемую часть повседневной жизни.
«Вторым важным этапом развития дистанционного взаимодействия, который еще не распространен в России, может стать тесное сотрудничество в части предложения клиенту новых банковских продуктов или изменения текущих условий обслуживания на основе истории взаимоотношений клиента и банка», – считает Владислава Громова.
Накопить историю обслуживания отечественным банкам только предстоит. А пока аналитики уже разглядели неплохой потенциал развития российского рынка мобильного и интернет-банкинга.
«В текущем году оборот в данном сегменте может вырасти незначительно. Падение потребления приведет к меньшему количеству сделок с использованием интернет-банкинга. Однако распространение Интернета в регионах служит хорошим подспорьем для дальнейшего развития данных видов услуг», – уверен Андрей Труфанов.
А Юлия Голышева полагает, что рост потребительского спроса произойдет естественным путем. «С ростом числа предложений со стороны банков, возрастет и активность самих клиентов», – считает аналитик, подчеркивая, что на сегодня в России интернет-банкинг является одним из наиболее перспективных направлений развития сектора банковских услуг.
«Основными тенденциями как мирового, так и российского рынка интернет-банкинга в настоящее время являются постоянный рост числа пользователей и увеличение спроса на дополнительный функционал системы. С мобильным банкингом ситуация обстоит сложнее, прежде всего, из-за целого ряда законодательных ограничений, – отмечает Юлия Голышева. – Впрочем, развитие рынка современных устройств связи позволяет предположить, что скоро мобильный банкинг в нынешнем виде выйдет на новый уровень – он станет частным случаем интернет-банкинга. Только доступ в интерфейс будет осуществляться с телефонов и коммуникаторов».
Фото: Фото с сайта Вank-city.ru