Отечественную лизинговую индустрию ждет масштабная реструктуризация. О «сытых» годах, когда скорость роста отдельных сегментов рынка лизинговых услуг достигала 100%, придется забыть. Некоторым компаниям – на время, некоторым – навсегда.
Лизингодатели до и после кризиса
В последние годы доступ к длинным и дешевым деньгам в совокупности с высоким спросом на услуги лизинга со стороны бизнеса создал все условия для процветания отрасли в России. Кризис заставил ситуацию кардинально измениться.
«С осени прошлого года, при общем сохранении спроса на услуги финансовой аренды, у лизинговых компаний стало значительно меньше возможностей для их предоставления. Причиной этого стало нарушение механизма рефинансирования портфелей: из-за деноминации номинированный в рублях капитал обесценился, банки почти перестали выдавать кредиты, большое количество ссуд было отозвано досрочно, а рынок облигационных заимствований уже не позволяет привлекать дополнительные ресурсы большинству компаний. Все эти факторы обусловили остановку рынка – практически прекратился рост нового бизнеса», – рассказывает генеральный директор лизинговой компании «Уралсиб» Елена Гущина.
«Молодой, развивающийся рынок, находящийся в фазе активного роста, оказался сильно подвержен колебаниям внешней среды, – соглашается директор департамента маркетинга компании «CARCADE Лизинг» Юлия Тарасова. – Лизинговые компании как финансовые организации одни из первых ощутили на себе влияние банковского кризиса ликвидности. Кредитование сократилось, деньги подорожали, условия выдачи кредитов ужесточились».
Свою ложку дегтя в дестабилизацию рынка вносят и лизингополучатели. Из-за кризиса серьезно пострадали базовые отрасли промышленности, металлургия, строительный сектор, транспортные перевозки. Многие операторы просто не в состоянии выполнять свои обязательства по лизинговым платежам. Так, большинство транспортных компаний либо полностью прекратили заказ новой техники, либо сильно уменьшили свои аппетиты. Разумеется, это отразилось на отрасли, ведь, например, за счет потребностей железнодорожников в подвижном составе в значительной степени формировались портфели многих лизинговых компаний. Дебиторка растет как по новым, так и по старым клиентам. Лизингодатели, дабы сохранить партнерские отношения, вынуждены реструктурировать лизинговые платежи, чтобы вернуть в график клиента, оказавшегося в трудной ситуации. Или искать альтернативные пути решения ситуации.
«По мере развития негативных тенденций в экономике неплатежи со стороны лизингополучателей усиливаются. Операторы вынуждены формировать более высокие резервы по своим активам, а также изымать имущество и организовывать его реализацию или пересдачу в аренду, – отмечает Елена Гущина. – Это в нынешних условиях весьма непросто – при активном предложении рынок нового и подержанного оборудования падает практически во всех секторах. Кроме того, изъятая техника – это дополнительные издержки на хранение и обслуживание».
Между тем первая волна финансового кризиса отразилась, прежде всего, на слабых игроках, лизинговый портфель которых не был достаточно сбалансирован. Вслед за первой волной, по словам Юлии Тарасовой, пришла вторая, связанная с нестабильной ситуацией в области экономики. В связи с падением спроса на услуги лизинговых компаний некоторые сегменты рынка сократились до 70%.
Замедление темпов роста рынка в связи с ухудшением конъюнктуры на рынках капитала вызвало повышение процентных ставок, увеличение сроков рассмотрения заявок, а также ужесточение требований к заемщикам.
«Стремясь обеспечить бизнес диверсифицированными пассивами, лизинговые компании стали повышать ставки, рост которых составил, в среднем, от двух до четырех процентов, – отмечает аналитик ИК «Финам» Юлия Голышева. – При этом на рынке произошло ужесточение условий для высокорисковых лизинговых сделок, которое наибольшим образом коснулось предприятий малого бизнеса. В целях увеличения надежности появились также и требования, поднимающие минимальный порог по лизинговым операциям».
Изменились и продуктовые линейки компаний. «Сейчас лизинговые компании охотнее заключают сделку, где объектом лизинга выступает ликвидное имущество, такое как легковые автомобили, грузовая техника. Оформление в лизинг оборудования стало чрезвычайно затруднено», – поясняет начальник отдела продаж компании «Финпромлизинг» Артем Мануйлов.
Аналитики отмечают, что в меньшей степени от кризиса пострадали лизинговые компании, аффилированные с крупнейшими российскими кредитными организациями. «Такие компании, как правило, практически не испытывают сложностей с привлечением кредитных средств, особенно если аффилированный банк пользуется господдержкой, что повышает устойчивость их бизнеса, – рассказывает Юлия Голышева. – Хуже позиции у тех компаний, которые вынуждены привлекать кредиты в «сторонних» кредитных организациях – у них выше уровень тарифов и не всегда имеется возможность привлечь необходимый объем средств».
Лизингополучатели перед выбором: лизинг или кредит?
По оценкам экспертов, текущий год будет не менее сложным и для лизингополучателей.
«Ограниченное предложение, ужесточение условий финансирования, более высокие требования при оценке рисков, сжатые сроки действия лизингового договора, дорогие рублевые предложения – все это существенно сократит число компаний, которые могли бы воспользоваться услугами лизинга», – считает Юлия Тарасова, отмечая, что из 340 региональных представительств крупнейших лизинговых компаний реально работает лишь каждый третий филиал.
На рынке остались единицы, занимающиеся в основном розничным финансовым лизингом. Это естественным образом негативно отражается на предпринимателях, деятельность которых была «завязана» на лизинге. «Физически компании присутствуют, но при этом не проявляют заметной активности. Многие региональные компании просто ушли с рынка. Сегодняшние предложения лизинговых компаний носят локальный, точечный характер. Это индивидуальные продажи, зависящие от внутренних возможностей клиента», – поясняет госпожа Тарасова.
Между тем кризис уже внес свои изменения в предпочтения лизингополучателей. Так, существенно сократился сегмент лизинга железнодорожного автотранспорта – с 26% до 13%, который по итогам 2007 года занимал лидирующую позицию. При этом наиболее заметно выросли сегменты легкового, грузового транспорта и строительной техники. А вот сегмент лизинга нефтеперерабатывающего оборудования заметно сдал свои позиции.
Несмотря на то, что определенный спрос сохранился, лизинговые компании аккуратно подходят к наращиванию нового бизнеса. «Это связано с отсутствием возможности финансирования новых сделок и невозможностью адекватно оценить риски и прогнозировать дальнейшее развитие ситуации в большинстве секторов российской экономики, – поясняет Елена Гущина. – Сейчас клиенты, которые в состоянии платить, – это крупные компании, в частности с госучастием либо с господдержкой, а также малый и средний бизнес. Но те, кто может платить, особенно крупнейшие предприятия, даже в кризис не соглашаются на максимальные ставки. А в отношении тех клиентов, кто все-таки готов брать дороже, есть большие сомнения, что они в состоянии будут эти деньги вернуть. Поэтому говорить о том, что сейчас выгоднее – лизинг или кредит – нельзя, так как условия финансирования могут сильно варьироваться».
Вообще, в вопросе выгоды и особенно доступности лизинга мнения экспертов разошлись. Артем Мануйлов считает, что в условиях, когда банковский кредит трудно получить, выгоднее и доступнее остается лизинг. И связано это не только с тем, что многие лизинговые компании все же располагают собственными средствами, на которые возможно осуществление ряда сделок, но и с тем, что к анализу финансового состояния клиентов лизинговые компании подходят более либерально, чем банки. «Кроме того, при осуществлении лизинга не требуется залогового обеспечения: объект лизинга выступает, по сути дела, обеспечением сделки. При оформлении кредита коммерческие банки в обеспечение просят предоставить залог. Его, как правило, банки принимают в обеспечение не в размере рыночной стоимости, а с дисконтом – более 30%».
Директор регионального центра «Южный» КМБ БАНКа, банка группы «Интеза Санпаоло», Наталья Потапова также считает, что в нынешней ситуации получение лизинга позволяет клиенту сохранять преимущества: он может купить новое оборудование, заплатив за него лишь небольшую часть, либо отработать по так называемому «возвратному» лизингу, когда лизингополучателем и поставщиком выступает одно лицо.
«Компании, которые активно приобретали оборудование за счет собственных средств либо за счет кредитов, на сегодняшний день часто используют схему работы по «возвратному» лизингу, когда банк выкупает оборудование у клиента и сдает ему же в финансовую аренду. Преимущества финансового и «возвратного» лизинга – это, прежде всего, списание на расходы всех лизинговых платежей, применение ускоренной амортизации с коэффициентом до 3. К тому же предмет лизинга является обеспечением по сделке, а средства, которые компании получают от этого оборудования, можно использовать в обороте», – подчеркивает госпожа Потапова.
Между тем Юлия Голышева склоняется в сторону большей доступности банковских кредитов. «Актуальность лизинга в текущих экономических условиях невелика. При этом доступность краткосрочных кредитов в данный момент более высока, хотя и менее выгодна по сравнению с лизингом».
Кто снимет сливки?
Дальнейшая ситуация на рынке лизинга будет зависеть от стабилизации внешней среды, а также от состояния смежных рынков. Например, рынок автолизинга зависит от авторынка в целом, которому в текущем году предсказывают по разным сценариям сокращение от 25% до 55%. Однако степень неопределенности сейчас настолько высока, что прогнозы можно давать максимум на один квартал вперед.
Но лизингодатели не теряют надежды. Аналитики полагают, что в текущем году лизинговой отрасли можно рассчитывать на поддержку со стороны государства. Правда даже если государство протянет отрасли руку помощи, по словам Юлии Тарасовой, средства, выделенные из бюджета, будут направлены на восстановление секторов, обслуживающих окологосударственные структуры, такие как коммунальное и сельское хозяйство или отечественное производство. Независимые лизинговые компании в меньшей степени ощутят на себе поддержку государства, что побудит рынок к сокращению. Поэтому с высокой степенью вероятности можно ожидать, что лизинговая индустрия будет реструктурирована – произойдет процесс укрупнения, возрастет роль госкомпаний, а экспансия западных компаний сократится.
В выгодном положении окажутся участники рынка, сформировавшие оптимальные предложения прежде всего для постоянных клиентов. Участниками рынка предпринимаются все усилия, чтобы сохранить для стабильных и постоянных лизингополучателей условия, приближенные к докризисным. Компании пересматривают политику финансирования предметов лизинга и отказываются от наиболее рискованных категорий. Конечно, как и многие другие российские компании, лизингодатели тщательно проанализировали многие процедуры деятельности, которые в эпоху кризиса претерпели существенные изменения. Речь идет о повышении эффективности деятельности и об оптимизации бизнес-процессов, что, по словам Юлии Тарасовой, позволило бы ввести компанию в состояние постоянной «боевой» готовности и оперативно реагировать на любые изменения рынка.
Какие бы изменения ни ждали лизинговую индустрию, Елена Гущина подчеркивает, что после кризиса на рынке останутся лишь сильнейшие игроки. «Сейчас самое главное – пережить кризис, справиться с текущими проблемами. Потому что победителю достанется все»!
Фото: Фото с сайта Skoda-autoluks.com.ua