Авто «Главное, не совать руки куда не надо»: красноярец создал первую в мире водородную «Теслу» и поделился опытом эксплуатации

«Главное, не совать руки куда не надо»: красноярец создал первую в мире водородную «Теслу» и поделился опытом эксплуатации

Владимир Седов уверен, что за водородом будущее

«Тесла» на водороде — единственная не только в Красноярске, но и во всем мире

Всё чаще на улицах города можно заметить автомобили, которые ездят не на бензине, а на альтернативных источниках энергии. Среди красноярцев набирают популярность электрокары — их обслуживание и заправка обходятся намного дешевле. Однако не всем водителям хватает запаса хода — на электричестве можно проехать всего 300–400 километров. Но красноярские инженеры придумали, как владельцам электрокаров ездить дольше, а главное — без вреда для экологии. Корреспондент NGS24.RU Василина Владимирова поговорила с Владимиром Седовым, который вместе с единомышленниками доработал «Теслу», интегрировав в нее водородный двигатель.

Первую заправку собрали «на коленке»

Владимир Седов — глава компании, которая разрабатывает технологии, связанные с водородом. В 2018 году он приобрел свой первый серийный водородный автомобиль — Toyota Mirai. Машина ехала в Красноярск из США почти полгода. Естественно, Владимир озадачился вопросом, как ее заправлять. И ответ пришел достаточно быстро — сделать свою собственную заправочную станцию.

— Первую заправку «на коленке» мы собрали здесь [в Красноярске]. Приехал автомобиль, заправился, получилось. Ну и всё с этого началось, — рассказал Владимир.

А в 2019 году компания Владимира приобрела электромобиль Tesla, на который единомышленники решили установить водородный двигатель.

В народе водородную установку называют двигателем, хотя на самом деле это не так. Такая установка идет как дополнение к электрокару — она увеличивает запас хода до 500 километров. Если на своих родных батареях Tesla сможет проехать 500 километров, то с водородом запас хода достигает 1000 километров. При этом каких-либо потерь в мощности электрокара не ощущается.

— Вообще это электрохимический генератор, который берет из воздуха кислород и из баков водород. Далее происходит электрохимическая реакция и выделяется электроэнергия, которая, соответственно, попадает на батарейку по необходимости и заряжает ее, — описал принцип работы установки Владимир.

На разработку и создание водородной «Теслы» ушло почти три года. Атмосферу водородный двигатель не загрязняет — после химической реакции установка выделяет только воду, причем чистейшую, которую можно пить даже детям.

А выгодно ли?

Чтобы поставить себе водородный генератор, в первую очередь необходимо иметь авто с электромотором и... большие деньги. Чтобы собрать похожую установку, потребуется около 6 миллионов рублей — именно за такую сумму собрали генератор, который сейчас стоит в «Тесле» Владимира. Если применять отечественные компоненты, можно уложиться примерно в 4,5 миллиона рублей. При этом существенной разницы, признается Владимир, нет — оба генератора выполняют свои функции исправно.

Так выглядит отечественная водородная установка

Дополнительный бак вмещает в себя пять килограммов водорода. Один килограмм, по словам Владимира, стоит достаточно дорого — около 200 рублей. Но тысяча километров на водороде обойдется владельцу авто всего в 2000 рублей. Это в два раза дешевле, чем езда на бензине — та же тысяча километров при заправке АИ-95 обойдется водителям примерно в 4200 рублей.

Обслуживание такой установки также не требует больших затрат. По расчетам, раз в 15 лет водородный двигатель должен проходить ТО — его нужно промывать, проверять соединения и трубки, которые могут испортиться со временем. С водородной установкой электрокар можно завести в любое время года — по сравнению с аккумуляторами его энергоэффективность в 20 раз выше.

— Батарейка разрядится в автомобиле в течение 2–3 недель, если его не эксплуатировать. Водородный двигатель можно через 10, 15, 20 лет завести, он также будет вырабатывать электроэнергию и заведет автомобиль, — рассказал о плюсах Владимир.

Использовать водородный двигатель в условиях суровых сибирских зим — вполне реально. До -50 градусов генератор работает без просадок.

Внешне «Тесла» никаких изменений не претерпела

«Я думаю, за этим будущее в любом случае»

По словам Владимира Седова, на данный момент в России существует всего два автомобиля, которые свободно ездят по дорогам общего пользования на водороде. Один из них — серийный, который находится в Московской области. Второй — «Тесла» Владимира.

Сам мужчина рассказывает, что создатель «Теслы» Илон Маск — противник водорода как источника энергии. Но красноярские инженеры пошли против системы — они перепрошили программное обеспечение электрокара и «научили» машину ездить с водородной установкой.

— У нас периодически возникают проблемы, конфликты идут с программным обеспечением. Мы его взломали, переделали под нас, но есть над чем еще поработать, — признается Владимир.

ГОСТов на установку водородных генераторов на данный момент не существует. Компания Владимира взяла на себя разработку 19 стандартов в водородной отрасли. Мужчина уверен, что водородный генератор безопаснее бензинового двигателя.

— Мы взрывали баки полные, расстреливали их, сжигали. И ничего не происходило. Ни взрывов не было, ничего. Если вдруг он подгорает, с учетом того же давления и его быстрой растворимости в атмосфере он безопасен. Мы проводили сравнительные эксперименты с пропаном, с топливом 98-м — у всех тепловой след значительно выше и вредоноснее, чем у водорода, — рассказал Владимир Седов.

Электрокар с такой установкой используется компанией практически каждый день

Риски в использовании водородной установки всё же есть. Владимир объясняет, что, несмотря на высокий порог безопасности, существует человеческий фактор — доверять обслуживание таких приспособлений стоит только грамотным специалистам.

— Есть люди, которые могут засунуть руки куда не надо, что-нибудь недокрутить, что-нибудь недоглядеть. Поэтому в установке и эксплуатации водородного автомобиля главная задача человека, который его эксплуатирует, не совать руки куда не надо. У него есть отверстие для заправки. Он подъехал, заправился, там всё элементарно, — объяснил мужчина.

Единственную в мире «Теслу» на водороде продолжают модернизировать — установку улучшают и решают периодически возникающие проблемы. Несмотря на «конфликты», автомобиль продолжают эксплуатировать без какой-либо опаски — электрокар с наклейкой «Еду на водороде» замечают на улицах города практически ежедневно.

Владимир уверен, что водородные двигатели всё же найдут место на автомобильном рынке — ведь когда-то и электрокары были для человечества чем-то нереальным. Сейчас же многие мировые производители автомобилей выпускают электромобили. Водород является такой же альтернативой.

— Люди у нас способны привыкнуть ко всему. 150 лет назад они на лошадях ездили и говорили, что автомобили не нужны, — рассуждает Владимир Седов. — Та же самая история была с электромобилями — говорили, что это неэффективно, это опасно и так далее и тому подобное. Та же самая история с водородом. Технологии водородные тоже на месте не стоят — увеличивается количество различных новых материалов, которые можно использовать. Поэтому, я думаю, за этим будущее в любом случае.

Ранее мы показывали битву электрокаров и автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Кто же проехал быстрее — в нашем коротком ролике.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства