17 июня на портале аналитического агентства «Автостат» прошла онлайн-сессия по топливной безопасности «Топливный класс». Автовладельцы узнали, как топливо влияет на техническое состояние автомобиля.
По словам Леонида Багдасарова, доцента кафедры химмотологии РГУ нефти и газа им. Губкина, российская нефтепереработка за десять лет совершила колоссальный рывок. Сотни новых технологических установок позволили усовершенствовать качество нефтепродуктов.
Тем не менее большинство россиян по-прежнему винит в неисправностях автомобиля последнюю заправку. Считают, что залили, по словам модератора сессии и телеведущей Первого канала Анастасии Трегубовой, «бодягу с самовара».
Двигатель шумит иначе, машина разгоняется с «провалами» или глохнет, расход бензина стал больше, а то и дым пошел из выхлопной трубы – некачественное топливо может быть тому виной. «Но редко — всего в 2% случаев», — привел статистику Виталий Лисин, доцент кафедры «Эксплуатация и ремонт автомобилей» СибАДИ.
Эксперт подчеркивает: «Нужно искать нетопливные причины, например отработавшие ресурс узлы в системе питания. Кроме того, в топливной системе любого автомобиля есть естественные эксплуатационные накопления — смолистые и коксовые отложения, вода (конденсат). При заправке, особенно если бак был близок к пустому, всё это было поднято со дна и стенок и попало в топливную систему с вытекающими последствиями». Последняя заправка в таком случае не причина, а катализатор возникновения неполадок.
Снять или подтвердить сомнения в вине топлива способна проверка:
1) найдите других пострадавших после заправки на АЗС в тот же день. Проверьте отзывы в соцсетях, записи в книге жалоб, поищите заглохшие автомобили рядом со станцией;
2) полностью смените топливо в баке;
3) отберите пробу топлива из той же колонки, где вы заправляли автомобиль, для лабораторного тестирования. Топливо из бака не является доказательством вины АЗС. Как и проверка в домашних условиях — пока не существует правдивых бытовых измерительных приборов.
Если других пострадавших нет, признаки неисправностей не исчезли, или анализ проб показал норму, то причина неполадок — точно не подстава на АЗС.
Чтобы снизить вероятность возникновения неисправностей топливной системы, весной и осенью проводите техническое обслуживание и не ездите «на парах». Чем полнее бак, тем меньше в нем воздуха и меньше вероятность конденсации влаги.
При простоях (сезонная эксплуатация, отпуск, карантин) оставляйте автомобиль заправленным до полного. Можно добавить в бак стабилизаторы топлива, они снизят его окисление и свяжут влагу. «Но с этим поаккуратнее, — предупреждает Виталий Лисин, — результат экстренных мер может оказаться прямо противоположным».
Куда разумнее пользоваться присадками на регулярной основе. Пакеты мягких компонентов, не допускающих появления отложений в процессе эксплуатации, уже добавлены в топливо с улучшенными характеристиками — например, бензин G-Drive или дизель «Опти».
«Заправляйтесь на АЗС крупных брендов, — резюмирует Виктор Чуяков, руководитель программы «Нефтеконтроль» компании «Газпром нефть». — Контроль качества топлива здесь осуществляется как на производстве, так и в процессе транспортировки, хранения и реализации».