Необычный приют уже несколько лет работает на ферме «Коза-дереза». Кошки соседствуют с козами и баранами и почти свободно гуляют на природе. Кошкин дом, к сожалению, вынужденная мера. Безответственные хозяева постоянно подкидывают животных, которые стали не нужны. Однако владелец Андрей Болсуновский не бросил подкидышей, а построил для них новый дом. Корреспондент NGS24.RU Дарья Дениско побывала на ферме и узнала, как сейчас живут кошки, сколько стоит их содержание и у кого из котов самая недовольная усатая морда.
А в коротком видео показываем, кто из пушистиков особенно сильно нуждается в любящих хозяевах. Обязательно посмотрите, возможно, вы влюбитесь навсегда!
Владелец фермы Андрей Болсуновский рассказывает, что кошки на ферме появились почти с самого ее основания. Один из старейших обитателей — кот Василий. На ферме он живет уже семь лет и так же, как и большинство собратьев, оказался в заботливых руках, потому что его подбросили. Фермер смеется, что Вася уже полноценный сотрудник. У него даже должность есть — парковщик. Он встречает приезжих, выбегая из разных углов на парковку, и провожает гостей до входа.
— Кошки на ферме появились вместе с фермой. Потому что в то время страна была еще не таком сумасшествии и кошка не считалась вредным созданием для животноводства. Сегодня мы кошку держать в животноводстве не можем, по санитарным требованиям не положено. Всю жизнь, испокон веков, кошка помогала бороться с крысами, а сейчас перестала, потому что есть органы, которые должны этих крыс травить за деньги. Кошек всегда здесь было штук пять-шесть, — рассказывает фермер.
Правда, коты появляются против воли самого хозяина. Дело в том, что «Коза-Дереза» находится в Емельяновском районе среди дачных участков и нерадивые хозяева решили, что обрекать ненужных животных на голодную смерть слишком жестоко, ведь можно подбросить на ферму, где о них позаботятся.
— Эпидемия подбрасывания кошек началась года с 18–19-го. Один раз за день, за выходные, мы собрали пять кошек, которых просто привезли, потихоньку к нам подбрасывали. За одни выходные. Это был октябрь месяц. Дачники уезжали с дач. Видимо, знали, что кормить мы их будем точно, — рассказывает владелец не только фермы, но и приюта.
Подбрасывание кошек стало печальной традицией для фермы. В год пандемии хвостатых стало слишком много, около 15 штук. Тогда полноценного приюта еще не существовало, сотрудники в маленьком помещении пытались систематизировать и в первую очередь вылечить котов.
— Потому что не факт, что они все приезжали в хорошем состоянии. Более того, когда они абсолютно неконтролируемо перемещаются по территории, ты их хоть залечись на самом деле, всё равно системного наблюдения не получается. И мы решили, что приют надо сделать, — вспоминает Болсуновский.
Подходящее помещение легко нашлось — это двухэтажная деревянная постройка, которая раньше использовалась для хозяйственных нужд. Второй этаж пришлось почти полностью переделать.
На первом этаже хлева, так здание называют на ферме, живут кролики и морские свинки. Животные содержатся в отдельных вольерах, за ними так же, как и за кошками, ухаживают и следят, но внутри запах не самый приятный. Чтобы попасть к кошам, нужно подняться на второй этаж по деревянной лестнице.
Всё пространство отдано под котов и их нужды. Это просторное помещение, в нем не стоят привычные маленькие клетки, в которые едва помещается одно животное, а большие загоны. Держат здесь сразу несколько пушистых, расселяли их с умом, согласно их характерам или особенностям здоровья. Например, драчун Михаил (почти у всех кошек человеческие имена) сидит отдельно от остальных.
Внутри всё необходимое: несколько видов игрушек, когтеточка, домики, в которых котики могут прятаться от надоедливых посетителей или собратьев, поилка и миска с едой. Обычно животные едят специализированные «хрустики» (сухой корм). Кроме того, на ферме совместно со специалистами разработали собственный мясной корм.
Помимо зоны для «жизни зверей», в хлеву есть карантинная зона для новеньких и даже собственный ветеринарный кабинет.
— Все кошки стерилизованы и кастрированы, все обработаны. У нас есть полуволонтерский врач, который нам помогает в стерилизации, а лечение всё — в городских клиниках. Бесплатного лечения приютских у нас в крае нет, и никаких субсидий. Единственное, что есть, — бесплатная стерилизация, но мы ей никогда не пользовались. Но пускай пользуются те, кому она нужнее. Наше материальное положение бесплатная стерилизация вряд ли спасет, — объясняет хозяин котов.
Обустройство приюта легло на плечи и кошелек Болсуновского. Во сколько это вышло, он говорить не захотел. Поставить котел и провести отопление получилось благодаря гранту «Фонд президентских инициатив».
С середины 2022 года приют заработал в полную мощность. Сейчас на ферме содержится около 100 кошек, за ними следит одна сотрудница Ксения. Она рассказывает, что с животными ей не тяжело, она уже привыкла: дома есть несколько котов, а брошенных спасает не первый год.
— Общий порядок, как и везде, поддерживают другие сотрудники, а с животными работает Ксения. Мы готовы взаимодействовать с волонтерскими организациями, но я не вижу безумного интереса. Если он есть, пускай они на меня выходят, и мы можем поговорить.
Несмотря на отличные условия, животные в приюте, к сожалению, умирали.
— Были кошки, которых нельзя спасти. Было вложено много денег, но они не выжили. Для сотрудников и волонтеров это трагедия. Но это жизнь, к этому надо быть готовым. К тому же кошки, конечно, долгожители, но у нас и от старости умирали животные, — с грустью в голосе говорит Андрей.
Особенным котам, привыкшим в прошлой жизни к выгулу, разрешается бродить по ферме, бегать по зеленой траве и взаимодействовать с другими животными и людьми. Каждый любимец обязательно привит и стерилизован.
— Они никуда не разбегаются, они же не ненормальные. У нас здесь люди, здесь животные, здесь какой-никакой можно найти корм. Они не разбегаются, они придут сюда. Может, кто-то и убежал, пошел искать хозяев, которые их выбросили, тем не менее они тут были, — рассказывает красноярец.
К сожалению, такая добрая и благородная инициатива обернулась проблемами для фермы. После того как проект получил широкую известность, подкидышей стало гораздо больше. В позапрошлом году каждый день привозили коробке с котятами и оставляли.
— И всё это закончилось, когда я на своих личных страничках в социальных сетях написал, что буду вычислять, вся парковка под видеонаблюдением. [Написал]: «Подумайте вообще, что вы делаете, вы даже не звоните, не договариваетесь». Одна ситуация: умерла бабушка, кошечке 20 лет, ее некуда девать. Другая — «у нас было два котеночка, мы поиграли и одного хотим отдать. Заберите, пожалуйста», — возмущается фермер.
Болсуновский рассказывает, что сейчас сотрудники приюта нацелены на спасение кошек, оказавшихся в условиях, угрожающих их жизни. Например, сейчас на карантине сидят кошка и четыре ее котенка, их спасли из подвала. Еще 11 кошек в «Козу-дерезу» пристроили волонтеры из «Алькиного дома». По словам предпринимателя, в феврале директор детского дома в Березовке решила выкинуть животных с территории, испугавшись проверки. Волонтеры отловили кошек и привезли в приют.
— Задача приюта сейчас — спасение животных. Там где-то одна ситуация, другая: то заведующая детского дома выбросила 11 кошек, то где-то брошенный кот на стройке, то мороз. Мы их спасаем, на самом деле концепция такая. Мы ее пытались придерживаться, но сказать, что очень это удается, на самом деле нельзя. Потому что неизвестного происхождения кошек тоже достаточно, — рассказывает Андрей Болсуновский.
По мнению Андрея Болсуновского, ситуация с бродячими кошками так и останется плачевной, пока за нее не возьмется государство.
— Я считаю, что законодатель очень сильно недорабатывает, когда не накладывает серьезную материальную административную ответственность, в том числе через штрафы, на тех, кто животных, собственно говоря, выбросил из дома в первую очередь. Мы до сих пор на федеральном уровне не можем решить вопрос, причем [решение] предлагают волонтеры постоянно, зоозащитники, тем не менее такое ощущение, что кому-то это удобно, чтобы [закона] не было. Обязательного чипирования животных сегодня домашних нет до сих пор. Обязательного содержания, учета животного, которое содержится в квартире, в любом жилом, допустим, помещении тоже нет до сих пор, — рассуждает фермер.
Фермер считает, что закон об ответственном обращении с животными создан больше для собак. Чем опасны бродячие псы, все понимают, однако и от кошек не меньше проблем. Более того, маленьким пушистикам так же хочется оказаться в любящий семье или хотя бы не на улице в мороз.
— Закон № 498-ФЗ создали, мы понимаем всю ответственность за жестокое обращение, но почему-то ощущение, что весь закон написан для собак и цирковых животных. Я не понимаю разницы между кошкой и собакой, хоть вы меня убейте. Более того, я считаю, что кошка также опасна для населения. Необработанное животное — это в первую очередь переносчик инфекции. У кошки нет вариантов, кроме как питаться крысами в городе. Соответственно, крысы, мы все понимаем, что это тоже переносчик инфекции. Хорошо, что пока ничего [заражений] глобального не происходило, либо мы о чем-то не знаем, как вариант. Я тут абсолютно это не исключаю, что могли просто не знать, — заключает Андрей.
Сейчас приют почти полностью также содержит фермер. В месяц на его содержание уходить больше 100 тысяч рублей. Иногда горожане делают пожертвование, в месяц на каждую кошку необходимо около 2800 рублей.
Ранее мы рассказывали, что 24-летняя красноярка Мария спасла из московского приюта старого пса по кличке Зизер, который много лет служил в Росгвардии, а потом оказался никому не нужным. Девушка потратила десятки тысяч рублей, чтобы перевезти пса из Москвы к себе домой — в Красноярск. Трогательная история спасения Зизера — в нашем материале.
Больше новостей — в нашем телеграм-канале «NGS24.RU — Новости Красноярска» и в группе во «ВКонтакте» «НГС.НОВОСТИ Красноярск». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.