Не так давно всю страну сотрясла новость о разливе дизтоплива в Норильске. Авария на ТЭЦ спровоцировала экологическую катастрофу, введен чрезвычайный режим федерального масштаба.
Но масштаб бедствия на севере края может быть куда больше, уверен директор «Заповедников Таймыра» Константин Просекин. Своим мнением и историей вопроса он поделился с корреспондентом NGS24.RU. Сейчас в трехстах километрах от Норильска, в центре плато Путорана, где обитают краснокнижные животные, стоят 178 бесхозных двухсотлитровых бочек с ГСМ. Это 35,5 тонн дизтоплива.
— В прошлом году удалось частично бочки нейтрализовать, но дальнейшая их вывозка невозможна, потому что это высокий класс опасности отходов, у нас нет на это лицензии и соответствующих сертификатов, — говорит собеседник.
Ситуация с разливом топлива под Норильском должна привлечь внимание к проблеме вывоза этих емкостей, надеется директор «Заповедников Таймыра». Емкости остались здесь после геодезических работ еще до создания заповедника в 1988 году. Бочкам, по предварительным подсчетам, уже более 30 лет, и есть вероятность, что они дадут течь в результате многолетней коррозии.
— Сейчас бочки находятся в трех точках, они просто стоят на земле. Много лет назад их там бросили, чтобы не транспортировать и не вывозить. Я так и сказал тем, кто ликвидирует разлив нефтепродуктов в Норильске: у нас тоже есть горячая точка, и в любой момент это может оказаться не меньшей катастрофой, — рассказывает Константин Просекин, — Они в тяжелом состоянии, транспортировать их в таком виде, в каком они сейчас, точно нельзя. Нужны реагенты, которые абсорбируют старый ГСМ — мазут, дизтопливо. Даже непонятно, что сейчас это вещество из себя представляет.
По словам руководства заповедника, этим должна заниматься лицензированная компания, специалисты заповедника и волонтеры по закону не имеют права на работу с таким классом отходов. В прошлом году специалистами была озвучена предварительная стоимость утилизации ГСМ: около 20 миллионов рублей.
— Если это все пробежит, ущерб будет на миллиарды. Когда президент говорил Потанину, что емкость стоила несколько миллионов, а ущерб теперь больше 10 миллиардов. Так же и здесь — разница колоссальная! — рассказал директор заповедника.
В распоряжении администрации плато Путорана есть предписание прокураторы на ликвидацию этих бочек, эти требования были переданы в Минприроды России. Но когда утилизация все же произойдет, неизвестно.
Сейчас в Норильске продолжают ликвидацию экологической катастрофы, которая произошла в конце мая. Тогда все началось с аварии и возгорания автомобиля, но последствия оказались огромными. На месте работают сотни сотрудников экстренных служб, а на ликвидацию разлива топлива понадобится не меньше 10 миллиардов рублей. Сумму недавно назвал владелец «Норникеля» Владимир Потанин, пообещав выделить необходимые средства.