В Красноярск из Забайкальского края прибыл специальный самолет Ан-26 для борьбы с лесными пожарами. Корреспондент NGS24.RU отправился в полет, чтобы посмотреть, как в современном мире вызывают дожди.
Самолет довольно старый, конца 70-х годов, сейчас его эксплуатирует «ИрАэро». По сути, это обычный транспортный самолет, внутри ничего лишнего — по бокам нары из фанеры, выполняющие роль скамейки, а также четыре кресла для экипажа. Но самое главное здесь другое: по бокам фюзеляжа установлены блоки автоматической постановки помех. В боевых самолетах они отстреливают тепловые ловушки, защищая борт от зенитно-ракетных комплексов, но в нашем случае они стреляют пиропатронами со специальным веществом — йодидом серебра.
Быстрый взлет — мы отправляемся в Мотыгинский район, где бушуют пожары. На территории Красноярского края горит больше сотни тысяч гектаров лесов.
Полет сложно назвать комфортным, но и самолет далеко не для гражданских перелетов, главная цель — залететь в подходящие облака. Пару часов мы летим будто бы в молоке, экипаж ориентируется по приборам, люди общаются в основном жестами: из-за сильного гула почти ничего не слышно.
Чем сильнее турбулентность, тем ближе мы приближаемся к «правильным» облакам. По команде оператора происходит залп. В густых облаках следов выстрелов не увидеть. Что происходит дальше: при свободном падении пироэлемента образуется трасса высокодисперсного аэрозоля льдообразующего реагента, который воздействует на переохлажденные облака. В них образуются кристаллики льда, которые позже превратят облако в грозовую тучу, готовую обрушить мощный ливень на горящий лес. Именно таким образом и вызывают дожди.