Ушедший 2017 год оказался одним из самых спокойных для Красноярска. Впервые за много лет город твёрдо стоял на ногах, а местные жители забыли, что такое землетрясение. Был ли 2017 год затишьем перед бурей и когда ждать новых подземных толчков, нам рассказал главный сейсмолог КНИИГиМС Виктор Герман.
— Когда в Красноярске было последнее ощутимое землетрясение?
— В феврале 2016 года — Котырское землетрясение, магнитуда была 4,3. Оно ощущалось отдельными жителями Красноярска. Эпицентр был в Восточном Саяне, в близлежащих населенных пунктах его почувствовали сильнее, а в Красноярске только отдельные жители, преимущественно на верхних этажах.
— Почему в 2017 году не было землетрясений в Красноярске?
— Каждый квартал регистрирует порядка 6 землетрясений на территории Красноярского края. Просто в 2017 году не было землетрясений, которые ощущались в Красноярске.
Вообще, серия ощутимых землетрясений у нас началась в 2000 году. До этого большинство жителей Красноярска вообще думали, что здесь землетрясения ощущаться не могут. Такие затишья, как в 2017 году, случаются регулярно. Если мы посмотрим на статистику событий за последние 20 лет, то увидим 6-летние циклы, когда у нас повышается сейсмическая активность. Сейчас слабые события у нас регистрируются, но по сильным мы находимся в затишье.
— Ждать ли землетрясений в 2018 году?
— В сейсмологии есть фундаментальный закон Гутенберга-Рихтера, он говорит: если есть слабые события, то обязательно будут и сильные. Грубо говоря, перед тем как произойдёт землетрясение с магнитудой 5, должно произойти десять землетрясений с магнитудой 4. Если мы наберем вот эти 10 событий, можно уже ждать следующее более сильное.
Сейчас пока наблюдается спад числа сильных событий, при этом за последние 2 года скорость накопления слабых землетрясений несколько увеличилась. В ближайшие годы, может быть, начиная с этого года, мы опять начнём ощущать сейсмические толчки. Вполне можно ожидать одно-два таких землетрясения в год, это нормально.
— Насколько сильное землетрясение может произойти в Красноярске?
— На территории Красноярского края, в том числе и вблизи Красноярска, возможно возникновение довольно сильных землетрясений. За последние годы мы ощущали максимум 4 балла — это были колебания от Тувинских землетрясений 2011–2012 гг. Есть официальная карта общего сейсмического районирования, вошедшая в строительные нормы и правила. По ней каждые 500 лет в Красноярске следует ждать сотрясений интенсивностью 6 баллов.
Более того, уже подготовлена новая карта сейсмического районирования, учитывающая последние данные, которая говорит о том, что в Красноярске при строительстве зданий нужно ориентироваться уже на 7-бальные толчки.
— Что изменилось?
— У нас самые крупные и активные разломы проходят по Восточному Саяну — именно там и возможны сильные землетрясения. Здесь были найдены следы старых землетрясений, достаточно сильных, которые при составлении предыдущей карты не учитывались. Соответственно, пересмотрели потенциал идущего в нашу сторону разлома. Более того, его продлили еще ближе к Красноярску. За счет этого и получилось повышение сейсмической опасности.
— Изменение карты как-то повлияет на жизнь красноярцев?
— Эта новая карта уже разработана, но пока еще не утверждена. Когда её введут, первыми это ощутят строители. Потому что при 6 баллах они могут вести обычное не сейсмостойкое строительство. Если мы переходим на 7 баллов, то необходимо проводить специальные расчёты и учитывать сейсмические нагрузки при проектировании зданий. С одной стороны, мы получим более крепкие здания, с другой, они, конечно, будут дороже.
— Когда официально введут новую карту?
— Обычно карту утверждают в течение 3 лет… Если в 2016 году ее разработали, то, может быть, через год-два она уже будет включена в нормативы.
— Если сегодня произойдёт 7-бальный толчок, что будет с городом?
— У нас здания в городе не рассчитаны на сильные землетрясения. По шкале сейсмической интенсивности MSK-64, 6 баллов — это преимущественно легкие повреждения: тонкие трещины в штукатурке, откалывание небольших кусков штукатурки. Если здание нормально построено, при 6 баллах оно не должно разрушиться.
При 7 баллах массово появляются разрушения второй степени — это трещины в стенах, откалывание больших кусков штукатурки, которые уже могут на кого-то упасть, падение кровельных черепиц, трещины в дымовых трубах, падение частей дымовых труб. Но город при этом не превратится в руины. Однако есть опасность, что будут повреждения на ТЭЦ или опасных производствах. Тогда возникнет чрезвычайная ситуация.
— Когда в истории Красноярска было самое сильное землетрясение?
— Красноярск горел, горели архивы, много информации утеряно, но известно документально зафиксированное землетрясение 1858 года. Оно произошло практически под самим Красноярском. Это землетрясение ощущалось на уровне до 7 баллов. Есть данные, что где-то треснул потолок и печи. Но тогда и здания были высотой не больше 2-3 этажей.
— Новые высотки, которые сейчас появляются во всех районах города — они тоже на 6 баллов рассчитаны?
— Сейчас при проектировании в 6-бальной зоне допускается вообще не рассматривать сейсмические нагрузки. То есть, какие нагрузки способны выдержать новые здания, скорее всего, не известно даже проектировщикам. Шкала MSK-64, на которую мы ориентируемся, описывает реакцию типовых зданий, которые были распространены в советское время — панельные, кирпичные, блочные дома.
— Кирпичные или панельные дома считаются наиболее прочными?
— Формально они отнесены к одному типу. Но когда мы рассматриваем кирпичные здания, там опирание плит — перекрытий на кирпичные стены не сильно большое, поэтому некоторые исследователи говорят, что кирпичные дома чуть более уязвимы. У панельных домов при больших землетрясениях могут оторваться внешние панели, но сам дом — его каркас, вполне может устоять. Но, опять же, всё зависит от состояния дома.
— Расположение дома влияет на устойчивость?
— Влияет грунт. Если это будут скальные грунты, очень прочные, то вы слабее будете ощущать землетрясение. Если вы будете на обводненных песках, то у вас интенсивность колебаний может быть на балл выше. Также в Красноярске встречаются просадочные грунты, неблагоприятные по сейсмическим свойствам. Без попадания воды они имеют хорошие свойства и могут держать нагрузку, но если в них попадает вода, они проседают, и увеличивают интенсивность колебаний.
— Где в Красноярске плохой, неустойчивый грунт?
— Даже внутри маленькой площадки, под одним домом грунты могут различаться. Одна сторона дома может быть на хорошем грунте, другая — на плохом. Просадочные грунты достаточно широко распространены, например, в микрорайонах «Зеленая Роща», «Северный».
Ближе к Енисею обычно встречаются пески и повышенный уровень грунтовых вод. На возвышенностях зачастую грунт хороший. На Николаевской сопке, где Универсиаду собираются проводить, идут крепкие скальные породы.
— Ближайший к Красноярску наиболее нестабильный регион? Откуда может докатиться волна?
— Наиболее сильные землетрясения за последние 20 лет были в Туве, Алтае, на Байкале. Это удаленные землетрясения. Они могут ощущаться жителями, но реальной опасности разрушений для Красноярска не нанесут. Они больше пугают.
Последние ближайшие к Красноярску землетрясения, которые мы чувствовали — Крольское в 2009 году, Катырское в 2016 году. Они приурочены к Восточно-Саянскому разлому, тянущемуся от Байкала в сторону Красноярска. Именно такие близкие землетрясения могут нести реальную опасность для жителей города. В нашем регионе землетрясения, как правило, происходят в результате сдвига и надвига одного тектонического блока на другой, мы находимся в зоне сжатия, нас как бы сжимает с разных сторон.
— На сегодняшний день можно предсказать землетрясение?
— К сожалению, надежных краткосрочных прогнозов сейчас никто не даёт. Мы понимаем, что разрушительная волна от землетрясения распространяется со скоростью 4 км в секунду. Если эпицентр в 200 км от города, то у нас есть 50 секунд. Пока волна дойдёт до города, мы можем что-то предпринять. Например, остановить опасные производства. В Японии это уже начали реализовывать: волна еще не дошла, но информация уже есть и предпринимаются действия до того, как начнутся разрушения. Но все средства экстренного останова должны быть автоматическими, потому что человек не успеет среагировать.
Предвестником землетрясения может быть выделение газа радона. Иногда выходящие из разломов газы приводят к формированию облаков особой формы. Существует еще много предвестников, но имеются вопросы к их надежности и информативности.
— В первую очередь оповещаются производства или жители?
— По действующей в крае системе в первую очередь оповещается структуры МЧС России, и они несут ответственность за оповещение всех остальных. После Тувинских землетрясений у них есть возможность сделать перехват основных телеканалов и нескольких радиостанций. Но они выходят в эфир уже по факту возникновения землетрясения, потому что население очень чувствительно к такой информации. Так в Иркутске в 1989–1990 годах была ситуация, когда муссировались слухи о предстоящем землетрясении и некоторые люди в панике продали квартиры и уехали, а землетрясения не было.
— В случае землетрясения лучше выбегать на улицу или оставаться дома?
— В большинстве случаев лучше найти наиболее безопасное место дома — дверной проём капитальной стены, подальше от стёкол, они могут разлетаться, подальше от предметов, которые могут на вас упасть.
Если толчки идут один за другим, скорее всего, это близкое землетрясение. Надо его переждать. После этого я бы лучше вышел на улицу в место, удаленное от домов и сетей электропередач. Если землетрясение происходит рядом — оно может нести реальную опасность.
— А где по России бывают самые сильные землетрясения?
— Первое место занимает Камчатка, далее идут Северный Кавказ, Байкал и мы. Юг края действительно сейсмоопасный. Красноярск относится к центральным районам, опасность здесь есть, но она не сильно высока. То, что показывают в фильмах-катастрофах, у нас такого не было. Согласно результатам сейсмического районирования в Красноярске следует ожидать не более 8 баллов — это наш максимум. При 8-бальном землетрясении могут быть разрушения, сквозные трещины и проломы в стенах, обрушения частей здания, обрушение внутренних стен. Но для всеобщего разрушения зданий нужно баллов 10, у нас такого не ожидается.
Фото: Анастасия Станишевская (1), КНИиГИМС (2, 3, 4)
Новости, мемы и горячие споры – в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8-999-315-05-05 (WhatsApp, Viber, SMS)