Наступивший 2016 год не принес никакого облегчения задыхающимся от странного запаха красноярцам. Если на протяжении всего 2015 года режим неблагоприятных метеоусловий действовал 70 дней, то за неполный месяц нового года выпало 20 таких дней. Туман с едким запахом покрывал город ближе к вечеру, днем небо Красноярска затягивала плотная серая дымка. Эксперты назвали причины вони и список ядов, которыми мы вынуждены дышать.
12 января губернатор Виктор Толоконский обнадежил горожан тем, что «все будет нормально», когда «подует ветер». Между тем голосование на нашем сайте гласит, что каждый третий читатель в дни «черного неба» столкнулся с сильными головными болями, першением в носу, проблемами с органами дыхания. Одновременно красноярцы засыпают интернет вопросами о НМУ, «черном небе», тумане и смоге — за месяц поступило около 8 тыс. запросов на эту тему, гласит статистика Яндекса.
Судя по данным министерства экологии и природных ресурсов, только за последнюю неделю в воздухе Красноярска несколько раз было зафиксировано превышение концентрации 4 вредных веществ: оксида углерода, окиси азота, диоксида азота и взвешенных частиц.
Все эти вещества присутствуют в дыме, образующемся при сжигании угля ТЭЦ и котельными, и выбросах предприятий, а также в выхлопах автотранспорта, отмечают специалисты «Центра реализации мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды» при краевом минприроды (анализирует качество воздуха в Красноярске).
Заместитель директора центра по экологии Валентина Куликова отмечает, что все эти соединения не имеют какого-то характерного запаха: «Першение в горле, раздражение глаз, тот же самый запах, на который жалуются люди, как правило, связаны с появлением в воздухе каких-то органических веществ». Говорить о том, чтэто за вещества и каков их источник, она не берется. Лаборатория, которая могла бы анализировать воздух на содержание таких соединений, пока проходит аккредитацию и будет запущена летом 2016 года.
Любопытно, что Центр мониторинга загрязнения при Среднесибирском УГМС, у которого есть свои посты для анализа воздуха, вообще не зафиксировал превышения концентрации вредных веществ в воздухе города. Руководитель ведомства Наталья Шленская для комментариев оказалась недоступна.
Профессор кафедры экологии и природопользования СФУ Юрий Григорьев сомневается, что ведомственные центры мониторинга атмосферы в принципе адекватно анализируют качество воздуха. По его словам, их датчики (у Среднесибирского УГМС — 17, в центре при минприроды — 5) настроены на распознавание строго определенных веществ. Однако в тумане от мороза и незамерзающего Енисея все эти вещества взаимодействуют между собой, возникают новые соединения, которые природоохранные службы даже не изучают. Эксперт не исключает, что именно эти новые соединения могут служить источником резкого запаха.
Ведущий научный сотрудник лаборатории оценки риска и ущербов здоровью населения НИИ экологии человека при Минздраве России Татьяна Шашина уверяет: масштабное исследование красноярского воздуха обнаружило в нем почти три сотни загрязняющих веществ, из которых 25 — доказанные канцерогены.
Главную опасность из этих веществ, по данным ученого, представляют бензол, формальдегид, хром и никель.
Существенное влияние на организм оказывают и те вещества, которые минприроды зафиксировало и в этом году. Так, по данным экологов, при превышении концентрации диоксида азота даже у здоровых людей наблюдается затруднения дыхания. А у лиц, страдающих сердечными патологиями и болезнями легких, превышение концентраций этого вещества грозит осложнениями в виде катаров, бронхитов.
Красноярские власти при объявлении режима «черного неба» рекомендуют красноярцам пересесть на автобусы, не проветривать помещения и меньше времени проводить на воздухе. Однако, судя по исследованию НИИ экологии человека, эти меры не слишком действенны. В исследовании «Оценка канцерогенных рисков здоровью при воздействии химических веществ» специалисты учреждения уверяют: около трети загрязняющих веществ в Красноярском крае оседают в почве и воде и уже оттуда попадают в организм.
Министерство природы подсчитало: с 1985 по 2011 год объем выбросов в Красноярске снизился почти в 2 раза, до примерно 250 тыс. тонн.
Однако опрошенные нами старожилы уверяют, что воздух в Красноярске эпохи СССР был значительно чище.
«В 1979 году я регулярно по работе ездила в Большую Мурту, Таймыр, Краснотуранск. Когда приезжала домой на Партизана Железняка, то никакой разницы не чувствовала. Если за городом и было свежее, то только чуть», — говорит 74-летняя Валентина Рязанцева, служившая в те годы ревизором в краевом исполкоме. Чиновники в порче воздуха винят автомобилистов: по данным мэрии Красноярска, выхлопы от машин дают 48 % загрязняющих веществ, доля промышленных выбросов составляет 52 %.
20 января аналогичную точку зрения высказал губернатор Виктор Толоконский, обвинив во всем узкие улицы, где скапливаются пробки, и работу ТЭЦ на угле.
Принятая правительством концепция экологического развития края предполагала перевод на газ к 2020 году ТЭЦ-1. Отказ «Газпрома» от газификации края ставит эти планы под вопрос.
Год назад, еще при обсуждении генплана Красноярска, представители союза экологов «Зеленая лига» заявляли — без перевода на газ дальнейшее расширение Красноярска опасно: это приведет к нагрузке на ТЭЦ и котельные, которые в свою очередь неизбежно усилят выбросы.
В ближайшее время красноярские экологи-общественники планируют получить в аренду передвижную лабораторию, чтобы оперативно устанавливать причину вони и передавать данные прокурорам.
Антон Понарин
Фото depositphotos.com