Культура История Красноярска История кино летопись История кино: на первые сеансы Куросавы в новый кинотеатр «Родина» толпа выносила двери

История кино: на первые сеансы Куросавы в новый кинотеатр «Родина» толпа выносила двери

Откровенные воспоминания бывшего директора «Родины» Ольги Барабановой

«Родина» в 70-е годы

История кино в Красноярске пополняется очередной серией. Мы с вами уже узнали, кто и как привез кино в эпоху Российской Империи, как СССР перекроил суть киноискусства под пропагандистские цели и выстроил целую плеяду кинотеатров. Сегодня мы поговорим о некогда культовом кинотеатре «Родина», который ныне стал памятником бесхозяйственности красноярских чиновников или наименованием очередной безликой остановки. С 1983 года кинотеатр возглавляла Ольга Федоровна Барабанова, которая была его бессменным руководителем до самого закрытия.

От учителя к директору кинотеатра

Ныне Ольга Барабанова заведует культурно-массовым отделом КИЦа

В 1981 году Ольга Фёдоровна еще работала в училище учителем русского языка и литературы, тогда она организовывала киновечера с проектором для школьников, параллельно писала дипломную работу «Кино, как вид искусства». Жила через дом от кинотеатра «Родина» и однажды увидела объявление, что требуется методист. Тогда ее одолели сомнения, да и объявление вскоре сняли, но по странному стечению обстоятельств через пару месяцев девушка получила предложение поработать в кинотеатре «Юбилейный» (ныне «Эпицентр»).

После собеседования с директором кинотеатра ей сразу же предложили стать замом и выйти на работу уже через неделю. Буквально через два месяца в кинотеатре случилась трагедия — на руках у Ольги Федоровны умер ребенок.

— Одно из первых испытаний случилось, когда пошли первые французские комедии — тогда «Укол зонтиком» показывали. Дневной сеанс тогда стоил 10 копеек, вечерний — 70 копеек. Детишки, чтобы попасть на «Укол зонтиком», брали билет на дневной сеанс, смотрели детский фильм, а потом в темноте пробирались на сцену и по лесам забирались под потолок. Лежали два-три часа наверху и смотрели фильмы. Бывало и клей в пакетах нюхали. Мальчишке было лет 12 тому. Во время сеанса с потолка валится тело. Быстро включили свет, вызвали скорую. Держу его на руках, говорю: родненький, только не умирай. Скорую ждали минут сорок, — рассказывает дрожащим голосом женщина, на глазах выступают слезы.

Позже мама мальчика расскажет, что мальчик долго просился на этот сеанс. Мама отобрала у него верхнюю одежду, заперла в квартире и ушла на работу. Подросток же скрутил веревку из простыней и спустился из окна, пошел в кино.

Такие случаи были и потом, уже в «Родине», но уже без летальных исходов — один из упавших детдомовцев потом стал помогать выслеживать и пресекать подобные опасные просмотры.

В «Юбилейном» Ольга Федоровна проработала 2,5 года, к тому времени после трехлетнего капитального ремонта должна была открыться «Родина». Тогдашний директор кинотеатра собиралась на пенсию, поэтому пришла к руководителю главного отдела кинофикации и заявила, что на своем месте никого, кроме Ольги Барабановой, видеть не хочет.

Хрупкая блондинка, которой к тому времени исполнилось 33 года, возглавила кинотеатр, уже ставшим культовым. Тогда в «Родину» только завозили чехословацкую аппаратуру, которая проработает все 24 года вплоть до закрытия. Нужно было после длительного простоя снова привлекать массового зрителя — с нуля. Одними премьерами громких фильмов и встречами с актерами дело не ограничивалось.

Из рядового кинопросмотра устраивали целое представление с танцами, оркестром, викторинами и полным погружением. Например, на фильм «Третий не лишний» 1994 года, где действие происходило на лайнере, в этот лайнер превращали весь кинозал. Специальными аэрозолями нагоняли запах моря, где-то работал бар, где-то танцевальная площадка, а все зрители превращались в пассажиров. Из них набирали команду, устраивали викторину и загадывали загадки. На экране демонстрировали кадры плывущего лайнера с кадрами из других морских фильмов. Под креслами прятали своеобразные карты сокровищ, собрав которые зрители могли выиграть приз.

Ольга Федоровна отправлялась в Ленинград за дефицитными товарами — от туалетной бумаги (да, в то время она была в дефиците) до кофеварок и кофемолок. Перед сеансом зрители играли в лото. Пока шел фильм специальная комиссия подсчитывала билеты и искали победителя, каждый имел шанс выиграть приз вроде утюга или стиральной машины «Малютка», а кинотеатр имел дополнительный барыш. Кабинет директора перед такими сеансами превращался в настоящий склад!

Помимо таких премьер по вечерам устраивали школьные дискотеки, вечера «Для тех, кому за…».

Первый фильмы с эротическими сценами

Зритель середины 80-х был, мягко говоря, неизбалован зарубежными фильмами, но настоящее безумие начало происходить, когда в Красноярск привезли фестивальное кино. Первым фильмом был «Легенда о Нараяме» Акиры Куросавы. Драма шокировала не столь пронзительным сценарием о жизни и смерти, сколько откровенными сценами с эротическим подтекстом, в том числе и с участием животных. Когда фильмы распределялись по кинотеатрам, Ольга Федоровна взяла его первой, даже не зная, о чем это кино. А фильм произвел эффект разорвавшейся бомбы!

Такие сцены вызывали неподдельный интерес у публики

Спокойно прошли только два первых сеанса с утра, зал был наполнен на 2/3. Сарафанное радио сделало свое дело: на третьем сеансе зал был битком, а на следующий день люди занимали очередь с 3 часов утра и толпами стояли на площади перед «Родиной», чтобы только купить билет! Возле касс поставили милиционеров после того, как толпа едва не затоптала двоих людей. В зал на 800 человек входила тысяча, а однажды толпа взяла кинотеатр штурмом! 15 крепких мужиков просто снесли хлипки двери, а остальные уже просачивались вслед за ними. Сидели на сцене, на газетках в проходе.

— Каждый день я просыпалась и молилась, чтобы ничего ужасного не произошло. Ведь любая провокация, любой дымок — людей просто бы передавили. Руководители администрации требовали бронь, но у меня же кинотеатр не резиновый! Обрывали телефон, даже ночью умудрялись ловить, когда я через двери зала кинотеатра выходила и шла домой. За пять дней показа я похудела на 7 килограмм от нервного перенапряжения. Но тогда впервые себя почувствовала вип-персоной, ведь те чиновники, кто прорывался, приносили дефицит, которым стол был буквально заставлен. Есть только не могла — опять же из-за нервов, — рассказывает Ольга Федоровна.

За этот фильм директора дважды пытались выгнать с должности: на первые сеансы попали ветераны, не ожидавшие таких откровений от кино. От них и посыпались жалобы во все инстанции. Но все обошлось благополучно: со скрипом чиновники признали, что это искусство.

Потом были и «Калигула» и «Маленькая Вера», взорвавшие прокат, но первая волна безумия была связана именно с Куросавой.

Звездные гости

«Родина» не раз становилась местом встречи зрителей с любимыми актерами и режиссерами культовых фильмов. Встречи сопровождались обязательным застольем, что сулило множеством курьезных историй. У Ольги Федоровны сохранился альбом с фотографиями, пожеланиями и автографами звезд.

Размашистая пьяная подпись Василия Семеновича Ланового сопровождается полароидным снимком с застолья. «Ольга, отдайся — озолочу», — написал мастер художественного слова, великий актер Лановой. Автограф, тем не менее, оставлен не в официальном альбоме кинотеатра, а в личной книжечке с фотографиями.

Слева оригинальная подпись Ланового. Справа — ее расшифровка

Забавная история связана с актером и режиссером Никитой Михалковым — в «Родине» была уже вторая встреча (первая была в «Юбилейном»), к тому времени Никита Сергеевич обзавелся уже солидным статусом и толпой охранников.

— Тогда сделали два огромных подноса, на одном бутерброды с красной икрой, на другом — с бужениной. Михалков приезжал с фильмов «Ревизор». И вот закончилась у нас встреча, выхожу после встречи и ничего нет! Охранники его все смели! Никита Сергеевич не расстроился: с ним его личный доктор ездила, заварила ему какой-то специальный чай, он выпил и дальше поехал, — рассказывает Ольга Федоровна.

Ныне известный харизматичный актер Александр Балуев прибыл в «Родину» представлять фильм Грымова «Му-му», где у него была первая крупная роль в кино. Актер очень волновался и частенько прикладывался к бутылке водки, даже на фотографии, где он подписывает альбом, за его локтем стоит бутылка беленькой. Во время премьеры он несколько раз выходил взволнованным из зала, стояв за дверью, слушал реакцию публики.

За правой рукой Балуева скрывается бутылка водки

Настоящий перфоманс устроил Станислав Садальский: он схватил Ольгу Федоровну за руку и бегом по покатому полу взлетел на сцену, с которой не пожелал уходить, пока та его не поцелует.

— Вот я на него смотрю, он толстый такой, сальный, говорю мол давай в щечку, а он ни в какую. В зале гомерический хохот, мы две минуты стоим торгуемся перед людьми. Мне он как актер-то не нравился, а уж как мужчина тем более. Нужно уже другого актера на сцену приглашать, а он тут комедию ломает. Ладно уж: подставила ему губы, он меня смачно так поцеловал, только потом уже ушел. В кабинете ему потом высказала по полной программе, он долго извинялся, — смеется героиня.

Целовать Садальского Ольга Федоровна откровенно не хотела. Но пришлось

С презентацией фильма «Звезда» приезжал в Красноярск Алексей Панин. Ольга Федоровна вспоминает: «Тогда совсем мальчишкой был, скромный, стеснительный, без всяких закидонов, не женатый еще. Выпили с ним, душевно поговорили. Что с ним потом начало происходить — даже не представила бы».

Были и тревожные случаи на таких встречах. Один связан с актрисой Светланой Крючковой, точнее с ее мужем — Александром Молодцовым.

— Мы не знали, что Саша был закодирован. Мы со Светланой выступали на сцене, спускаемся, выходит Саша, чтобы подать руку. И кулем падает перед сценой. Зал оторопел, Света оторопела, скорую вызвали. Уложили его в кабинете у меня. Оказалось, он кваса на какой-то встречи выпил — толи в «Пикре», толи в «Совкино», — рассказывает Ольга.

Крючкова позже в тот же день выступала на сцене театра Пушкина, там же на сцене стоял на тумбе телефон, на которой ей отзванивались из больницы о состоянии мужа. Светлана извинялась, прерывала выступление, чтобы ответить на звонок.

Угасание кинотеатра

К концу 90-х «Родину» сняли с содержания и перевели в режим самостоятельной хоздеятельности. Деньги все еще давали, но их было так мало, что не хватало даже на текущий ремонт. Здание было в аварийном состоянии: доски прогнили, крыша протекала, крыльцо разваливалось, обсыпающаяся штукатурка, система отопления практически не работала. На обсуждениях горсовета ни раз поднимали вопрос о продаже «Родины», а также о капитальном ремонте, но все разговоры заканчивались ничем.

Из бюджета изредка давали какие-то крохи — могли выделить 30 тысяч на ремонт крыши (в то время аренда квартиры обходилась в 40 тысяч). В нулевых кинотеатр перешел в режим ликвидации, снова вернувшись под крыло муниципалитета. Еще с нулевых «Родину» неоднократно пытались купить, но уже после ликвидации здание, объект культурного наследия, оказался никому не нужен. В 2007 году «Родина» перестала быть кинотеатром.

Тоже самое происходило и с другими муниципальными кинотеатрами: вместилища киноискусства превращались в ночные клубы, торговые центры, пиццерии.

— Мы всегда смеялись на посиделках. Всегда каждый пятый тост у нас был за мэра, и три года слово давали мне. Звучал тост всегда одинаково: «Слава богу, у нас нормальный мэр, не хотели бы мы иметь мэра, который «Родину» продал». А потом уже про себя думала, что лучше бы продал, чем предал, — вздыхает Ольга Федоровна.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства