Красноярцы стали чаще судиться с маршрутками из-за полученных в дороге травм. В ГИБДД заявляют: дело дошло до того, что некоторые горожане даже инсценируют падения, лишь бы получить заветную компенсацию. Изучив десятки судебных решений, мы выяснили, какими травмами и компенсациями оборачивается порой проезд в общественном транспорте. Самые частые причины травм, опасные маршрутки города и советы юристов, как доказать свою правоту, — в материале далее.
ГИБДД Красноярска проанализировала аварии с участием автобусов и пришла к неожиданным выводам. За 2 месяца 2016 года в городе произошло 16 ДТП, в которых пострадали пассажиры автобусов. В 42 % случаев вина лежит на пассажирах. При этом все чаще красноярцы инсценируют падения в маршрутках в надежде получить компенсацию.
В качестве доказательства дорожные полицейские демонстрируют запись с камер наблюдения в салоне движущегося автобуса: пожилая женщина подходит к сиденью, поворачивается к нему спиной и пытается сесть, однако «промахивается» и падает на пол.
Со стороны все выглядит как обычное падение, и часть наших читателей усомнилось в том, что все это спектакль. В ГИБДД уверяют, что женщина сама призналась в инсценировке ради денег, когда ей объявили, что все снято на камеру. Никаких цифр о числе таких фактов в ответ на наши настойчивые просьбы в ведомстве назвать не смогли.
«Цифр нет, это наш личный опыт работы, о том же говорят и владельцы автобусов. Происходит, например, падение пассажира, вызывают сотрудников. И при просмотре камер уже все выясняется», — поясняют в ведомстве. Еще в начале года глава краевой ГИБДД Валерий Кускашев объявил, что горожане в принципе стали чаще жаловаться на получение травм в автобусах, и связал это с законом о выплате компенсаций пострадавшим пассажирам.
Травмами и больничным может закончиться поездка почти в любом автобусе города. Судя по текстам приговоров, иски предъявлялись к коммерческим перевозчикам на маршрутах № 32, 43, 51, 65, 81, 77 и муниципальным предприятиям на маршрутах № 10, 11, 76. Травмируются пассажиры как в авариях, так и исключительно по вине водителей, которые зажимают клиентов дверьми, резко трогаются с остановок. В среднем перевозчик по решению суда выплачивает от 20 тыс. до 40 тыс. руб., однако бывают и более крупные суммы.
В начале 2015 года красноярец отсудил 180 тыс. руб., поскользнувшись на обледенелом полу муниципального автобуса маршрута № 13, — в такую сумму суд оценил страдания от перелома лодыжки, разрыва связок на ноге и потери зарплаты из-за длинного больничного. Весной того же года владелец маршрутки № 51 выплатил 70 тыс. пассажирке: автобус тронулся от остановки «Локомотив», когда женщина в него входила. Все-таки попав в автобус, она попыталась пожаловаться водителю, но тот через закрытую дверь заявил, что женщина виновата сама. Врачи же диагностировали у пассажирки сильный ушиб голени и обширную опухоль, которую пришлось удалять.
Можно отыскать в приговорах и выпадения пассажиров из маршруток с последующим сотрясением мозга (70 тыс. руб.), переломом пальца ноги (50 тыс. руб.), переломом голеней из-за того, что пассажирку на выходе зажали дверьми и проволокли по асфальту (70 тыс. руб.).
Наибольшую сумму, по нашим данным, удалось взыскать пассажирке автобуса № 90 в мае 2015 года.
При перестроении на Предмостной ЛиАЗ влетел в машину: одна из пассажирок в итоге получила перелом ребер, ушиб мягких тканей и порыв связок. 21 день на больничном и страдания от болей суд обязал компенсировать выплатой 200 тыс. Нередко тяжбы тянутся годами, поскольку перевозчики пытаются обжаловать решения.
Как объясняют в департаменте транспорта, все выплаты идут в рамках страхования перевозчиками своих пассажиров, соответствующий закон был принят 4 года назад, без такой страховки ни один перевозчик лицензию на перевозку не получит. При получении травм в ведомстве советуют немедленно вызывать полицию и фиксировать травмы у медиков.
Автоюрист Евгений Нигматулин уверяет, что пострадавшие пассажиры могут требовать какие угодно суммы, но в большинстве судов давно сложился своеобразный «ценник»: легкий вред здоровью — до 30 тыс. руб., средний — 50–60 тыс., тяжкий — от 150 тыс. руб. «В определении вреда очень многое зависит от экспертов. Например, больничный больше 21 дня — показатель среднего вреда здоровью, но эксперт может решить, что человек лечился столько дней из-за низкой квалификации врача», — заявляет эксперт.
Всем пострадавшим автоюрист советует тщательно документировать все походы к врачам, траты на лекарства, а также собирать любые данные о ЧП: записи камер наблюдения в салоне, данные о скорости движения маршрутки по системе ГЛОНАСС, показания других пассажиров.
Владелец автобусов на маршруте № 90 Константин Кнапнугель признал, что случаи инсценировок бывают, однако цифр тоже предоставить не смог. «Пассажиры порой заходят в салоны с сумками в обеих руках. Понятно, что даже при скорости движения 30 км/ч он может упасть. Или толкают друг друга, а обвиняют перевозчиков. Именно для "разбора полетов" и приходится ставить камеры», — жалуется маршрутчик.
Простые водители на условиях анонимности винят в травмировании пассажиров выполнение нормативов по выручке собственников бизнеса. «В день мне нужно отдать хозяину 3 тыс. руб., заправить бак, а что сверху выходит, то уже и зарплата. Конечно, в час пик где-то и газанешь, и срежешь, плюс работа сутки через сутки выматывает», — признается 42-летний водитель одной из маршруток. От вопроса, помогут ли компенсации снизить травматизм, он отмахивается: «Потом все вычитают с наших зарплат».
Антон Понарин
Фото depositphotos.com