Тысячи озер и водопадов, магнитные аномалии, черная пурга, малочисленные народы, оленеводство, древние легенды — всё это про мир плато Путорана, оно находится на севере Красноярского края. Корреспондент NGS24.RU встретился с путешественником и исследователем плато Александром Листом. Он рассказал про места, куда сотни лет не ступала нога человека и еще столько же не ступит, и что потеряли люди, которые там не были.
— Александр, как вы впервые оказались на плато Путорана?
— Много-много лет назад я появился на свет. И это было в городе, про который я пою песни: «Опять поплывут корабли в самый северный город земли». Это было в Дудинке. Тогда «плато Путорана» никто не говорил. Мне 10–11 лет было, как раз развалился СССР — вот в те лихие года, в девяностые, мы ездили туда на рыбалку. Ловили там вот таких рыб (показывает руками. — Прим. ред.). Ездил с отцом, с родственниками. Озеро Лама, озеро Мелкое, какие-то речушки, но общего названия — плато Путорана как заповедника, как локации ЮНЕСКО — такого не было. И первый раз, наверное, я услышал эти слова от Владимира Владимировича Путина — как бренд, как маркетинг какой-то русский. То есть мы знали, что это есть — гора такая-то, река такая-то, но чего-то общего не было.
ЮНЕСКО — специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры, включающая достопримечательности в Список Всемирного наследия.
— Удивило ли вас название?
— Да нет, на самом деле. Я больше над людьми удивляюсь, когда я спрашиваю про плато Путорана. Я даже в песне написал у себя: «Плато Путорана — это где-то в Испании? Нет, это у тебя под носом, парень». То есть люди не знают его. Наверное, по моей статистике, 95% россиян не знают, где плато Путорана находится вообще. Вот это больше печалит, нежели радует.
— А есть у вас любимое место там, на плато?
— На территории мест очень много. За последние два года мы испилили всё на вертолетах, больше даже на гидросамолетах. Мы садились в такие места, где нога человека не ступала и, я думаю, в ближайшие 200–300 лет еще не ступит. Мы летали на гидросамолете и просто намечали места, где хотели что-то исследовать, что-то изучить, посмотреть. У нас есть всевозможные уникальные картинки, которые я даже людям не показывал.
— Что за кадры?
— У меня есть кадр водопада, я даже его назвал «Водопад Листа». Когда на этот водопад смотришь, к примеру, в июле, когда активно ледники тают и большой водосброс, ты смотришь просто на водопад. А когда водосброс становится меньше, в августе, ты видишь лик человека, абсолютно хорошо прорисовывается лик человека на скале.
— Какое самое необычное место на плато вы видели?
— Там есть много аномальных зон, где находиться не то что некомфортно, просто невозможно. Организм просто ломает и происходит... мне кажется... организм умирать начинает постепенно в этих местах. Какие-то аномальные магнитные поля. На плато Путорана я встречался с такими местами часто. Когда мы в последний раз в таком месте побывали, оно очень сильно манило обратно — еще раз испытать эти какие-то негативные чувства. Но все-таки здравый смысл и разум мне говорили, что не стоит этого делать. И мы туда больше не летали.
На плато Путорана находится самый высокий в России водопад — Тальниковый (его высота, по разным оценкам, от 482 до 700 метров). Амплитуда температур от -69 зимой и до +30 летом. По количеству осадков плато превосходит весь север Сибири, причиной тому граница субарктического и умеренного поясов в южной части плато Путорана. Всё это влечет за собой разнообразие флоры и фауны. Птиц, гнездящиxся на плато, можно встретить почти на всех континентах. Плато Путорана пользуется известностью у уфологов: здесь регулярно наблюдают необычные небесные явления — яркие болиды, летающие по зигзагообразным траекториям. Международная ассоциация по поиску внеземнного разума SETI включила плато в десятку самых посещаемых НЛО мест в России.
— Там страшно?
— У меня есть принцип — жизнь одна, живи ярко, есть интерес, и поэтому мы летим в эти места. Я же занимаюсь туризмом и параллельно с собой беру какое-то комьюнити — показываю людям, избранным, не всем подряд. Вот уже 21 июля мы улетаем снова на плато Путорана в определенные места. Высаживаемся и пешком в течение недели спускаемся в сторону цивилизации.
— Что для вас плато Путорана?
— Самое лучшее место на земле.
— Хотели бы жить на плато?
— Там жить невозможно. Очень суровое место, зимой там минус 60. И всего лишь один месяц в году там лето. Но при этом на тебя миллион комаров нападает и миллион мошки. К этому нужно адаптироваться и привыкнуть, не у всех это получается. Комфорта там нет. Там есть определенное состояние организма, душевное спокойствие или, наоборот, смятение. У каждого свое, как и у меня. Но жить я бы там не хотел. Я прожил на севере 17 лет. И знаю, что такое полярный день, полярная ночь и ограничения во всем. Раньше еще и интернета не было — мы были отрезаны от цивилизации максимально.
— То есть зимой туда лучше не ездить?
— Зимой там тоже интересно... В апреле, мае посещение плато Путорана рекомендую. Но можно попасть в черную пургу. Это когда ноль видимости и ветер 30 метров в секунду, и это может происходить неделю. Ты локально отрезан от всего. Но если повезет с погодой, ты увидишь бескрайние просторы белые, белоснежные и ледяные водопады. То есть водопады превращаются в ледопады. Это огромные глыбы льда, по 20, 30, 50 метров.
— Встречали местных жителей на плато Путорана?
— Специально, когда это нужно, мы ездили на стойбище оленеводов. Такие встречи периодически происходят. Это закрытые люди. Сейчас они меня знают и, в принципе, какой-то определенный авторитет у меня есть. На диалог они со мной выходят, даже определенная дружба появляется. Хотя люди закрытые. Первый раз, когда я попал в стойбище, со мной никто вообще не разговаривал. Чаем напоили и всё, сказали, уматывай. А случайные встречи там невозможны. Большая территория, просто огромная. А людей почти нет.