Город Страна и мир «Папа был в группе прорыва»: в День освобождения узников лагерей публикуем историю красноярца, освободившего Бухенвальд

«Папа был в группе прорыва»: в День освобождения узников лагерей публикуем историю красноярца, освободившего Бухенвальд

Дочь Ивана Николаевича Пасторова Людмила поделилась с NGS24.RU уникальными документами

Иван Пасторов был летчиком и гордостью семьи

11 апреля — Международный день освобождения узников фашистских лагерей. Именно в этот день в 1945 году солдаты антигитлеровской коалиции пробились к Бухенвальду и смогли освободить пленных. Лидером сопротивления по ту сторону колючей проволоки оказался красноярский летчик Иван Николаевич Пасторов. Уникальные архивные документы на своего отца в музей «Мемориал Победы» передала дочь покойного летчика Людмила Ивановна Пасторова. В 2020-м году мы записали с ней небольшое, но эмоциональное интервью. Публикуем его снова.

— В нашей семье не было никогда разговоров на тему войны, мой отец был очень скромным человеком: никогда не рассказывал публично о своей судьбе, не давал интервью... Он просто правильно и честно жил, — начинает рассказ Людмила Ивановна.

Иван Николаевич родился во Владимирской области в мае 1917 года в крестьянской семье. В 1936 году поступил в Тамбовское летное училище, в 1939 году получил звание летчика гражданского воздушного флота, и его отправили на службу в Абакан, а затем — в Енисейск, откуда он начал летать в районы Крайнего Севера. Здесь он познакомился с будущей женой. В ноябре 1941 года, несмотря на наличие «брони», Иван Пасторов отправился на фронт.

— Лично я столкнулась с историей своего отца случайно: мне было 10 лет, я была в пионерском лагере. В один из дней там решили организовать праздник, посвященный узникам концентрационных лагерей. Лагерь был от управления гражданской авиации, там были дети летчиков. Мы готовились к торжественной линейке, и я вижу, как по аллее идет мой папа. Я обрадовалась и побежала по своим делам. Потом на празднике нас посадили полукругом, и директор лагеря объявил, что сейчас перед нами выступит узник Бухенвальда Иван Николаевич Пасторов.

Свои документы времен концлагеря Иван Николаевич искал в архивах

— И выходит мой папа. Я запомнила, что он опустил глаза и сказал: «Вы знаете, дети, это очень страшно. Однажды после побега я попал в карцер на целые сутки. Я стоял на ногах на площади в 8–9 квадратных метров, а напротив меня сидела немецкая овчарка. И любое мое движение в сторону было чревато тем, что она могла меня порвать». После этого все мои друзья начали толкать меня в бок и спрашивать: «Это твой отец?» И я сорвалась с этой линейки, убежала далеко в лес. Для меня это стало сильным потрясением, у меня были слезы, истерика, я вообще не могла представить, кто мой отец. Поэтому 11 апреля, День освобождения узников Бухенвальда, для нашей семьи — большой праздник. Мы назвали его вторым днем рождения нашего папы, — вспоминает Людмила Пасторова.

Иван Пасторов был летчиком Прибалтийской авиагруппы: 16 мая 1942 года на вражеской территории его самолет сбили. Родственникам пришло письмо о том, что он пропал без вести. На самом деле летчик попал в плен. Он побывал в нескольких концентрационных лагерях в Польше, Австрии и Германии. Попав в Бухенвальд, он оказался рядом с писателем Иваном Смирновым, который был руководителем подполья. Иван Пасторов стал его первым помощником в подготовке восстаний.

— Это называлось «группа прорыва». Пять или шесть раз они готовили побеги, но каждый раз их ловили и возвращали в лагерь. Потому что каждый раз, когда они делились на «пятерки» или «тройки», там оказывался предатель, — указывает дочь Ивана Пасторова.

11 апреля войска СССР уже подошли вплотную к Бухенвальду, но, поскольку уже был открыт Второй фронт, советские солдаты остановились, дав возможность открыть ворота концлагеря американским военным.

— Сейчас официально в истории считается, что это американцы освободили Бухенвальд, но это очень условно. Наши освободительные отряды были там раньше, — убеждена Людмила Пасторова.

Справка о том, что Иван Николаевич был командиром группы прорыва в Бухенвальде

После освобождения концлагеря американцы увозят узников, включая Ивана Пасторова, в предместье Парижа, где они восстанавливали силы.

— Их там откармливали, кто-то даже успевал ездить, гулять по Парижу. Папа оттуда в 1945 году написал письмо своей маме, потому что о жене своей он ничего не знал, она ушла на войну радисткой. Он написал, что жив и находится в Париже, что скоро вернется домой и всё будет хорошо, — говорит Людмила Ивановна.

Два с половиной месяца спустя после освобождения с группой бухенвальдцев

В конце 1945 года Иван Пасторов возвращается в Абакан, встречается с супругой, которая так же невредимой вернулась с войны. В 1946 году в семье появляется первый ребенок, старший брат Людмилы Ивановны Владимир, а сама она родилась в Красноярске в 1956 году.

— Я хочу сказать, что он был очень честным и дисциплинированным человеком. Его закалила жизнь. Он был преданным коммунистом, хотя в партию вступил очень поздно из-за вот этой графы с концлагерем. Он имел очень хороший слух и свободно играл на гитаре и фортепиано, писал стихи и любил читать Чехова и Пушкина. Я помню пикники на природе, когда дач не было, мы семьей ездили просто в лес, пели песни, сидели у костра. Это было очень душевно и интересно, — резюмирует рассказ Людмила Ивановна.

До 70 лет Иван Николаевич Пасторов работал в авиации: сначала командиром эскадрильи, потом помощником командира, обучая пилотов. Его не стало в 2002 году.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства