![](https://n1s1.hsmedia.ru/88/45/34/8845343234f3a18536148cbee9127ffa/656x493_1_09770d622f0d70145042ebe14ac5384b@1386x1040_0xSvcLxAsh_1548556088337603263.jpg.webp)
Можно ли изменить центр города, если тебе этого просто захотелось? Можно. И для этого не обязательно быть большим чиновником или влиятельным бизнесменом. Но обязательно надо иметь Идею. Именно так — с большой буквы. Собственно, вся эта история как раз о буквах. И о том, как можно изменить не только улицу, но и мир вокруг себя. Рассказывают ее наши коллеги из Ярославля — портал 76.RU.
Сейчас центр Рыбинска в Ярославской области выглядит как декорация для съемок фильмов — все магазины, включая сетевые, работают с вывесками в дореволюционном стиле. Тревел-блогеры растащили фото с этими вывесками по всему интернету. И Рыбинск вдруг — раз — и обзавёлся такой особенной достопримечательностью. О том, как это получилось, мы поговорили с вдохновителем этих перемен — идея оформить так вывески пришла в голову известному в городе музыканту Мите Кузнецову.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/50/18/86/501886510bc731789a4203851d219738/656x438_1_a2c12b5b89d5882c5805f3a1c72044ef@2999x2000_0xWKNGNCUc_0162035051681445003.jpg.webp)
Начало у истории простое — Митя рассматривал фото XIX века и подумал: было бы здорово сделать так, чтобы вся улица, благодаря наружному оформлению, вернулась в те времена, а?
И с этой мыслью пошёл в администрацию. Удачно зашёл — там на тот момент как раз думали над реконструкцией Красной площади (как водится, площади в центре города), и идея Мити пришлась ко двору. Не пришлось и чиновников уговаривать.
Все стороны ненависти
А вот горожане с недоверием отнеслись к переменам.
— Вначале было от спокойного ворчания до неприятия идеи, — говорит Митя Кузнецов. — Я испытал на себе все стороны ненависти. Без этого никуда. Вообще любое дело практически всегда не принимается, особенно сложное такое, когда ты вклиниваешься в социальную сферу с непривычными совершенно взглядами. Конечно, очень многие люди негодовали, потому что привыкли к своим старым лавочкам, к своим видам, ёлочкам.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/13/2a/19/132a19418ba74d017c1ec20f480f0d36/656x438_1_3acd4a83029a05809a550da88ce42766@3000x2000_0xO2TFztRI_5199101146293122344.jpg.webp)
Сложно оказалось и с предпринимателями. Зачем это вообще? Что за блажь за наши деньги?
— Это же сложно на самом деле, когда тебя заставляют переделать то, к чему ты привык. Когда уже появились готовые вывески, предпринимателям результат понравился практически всем. Я одного предпринимателя знаю, который до сих пор не очень смирился с новой вывеской в таком стиле.
В мастерской до сих пор стоит огромная вывеска мебельного салона, с владельцем которого пока не получается договориться. Но основная часть предпринимателей не только смирилась, но и вполне довольна внешним видом обновленных вывесок.
— Моя прежняя вывеска уже поистрепалась, — говорит владелец фотоателье в центре Рыбинска. — Поэтому, когда сказали заменить на новые, я не был против. Мне нравится, как она выглядит.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/84/b7/e0/84b7e04870c17e9fa0f24329cd7b2b4c/656x438_1_d206f88ed14af0ad7ec0f29ee5e09438@3000x2000_0xU5EcyfI7_1647112021933953690.jpg.webp)
Не сложнее, чем рожать
В центре города заменили вывески не только местного бизнеса, но даже известных брендов: магазинов, банков. Одной из последних сделали вывеску «Магнит». Сложно представить, что компании, которые тратят огромные деньги на узнаваемость своих логотипов, согласились пойти на это. На вопрос, сложно ли было с ними договориться, автор проекта с улыбкой отмахивается: «Рожать сложно ребёнка, а с брендами работать интересно!» Создавая такие вывески, художникам надо учесть не только исторический опыт, но и сохранить узнаваемость бренда, соединить его стиль с историческим, да ещё и своё художественное видение внести.
Сделать вывески не только в единой стилистике, но и с правильным написанием на дореволюционном русском языке получилось не во всех случаях — историки раскритиковали некоторые творения за необоснованные Ѣ (буква «ять») на концах слов.
— Дошло до смешного, когда подключились рекламные агентства города, — говорит Митя Кузнецов. — Проект я рассчитывал на мастеров и ремесленников, на художников города. У меня сверхзадачей стояло — вернуть на улицы города руки мастеров — живые руки, которые бы преобразили город. Но, к сожалению, администрация выбрала путь рекламных агентств. Я бы сказал, что проект в этом плане ущербный немного. Доходило до того, что на конце слова «мебель» писали не мягкий знак, а твёрдый — «мебелъ». Ну а что? Рекламные агентства, дизайнеры... Им сказали — они и начали ляпать твёрдые знаки, на конце «еры», «ятей» побольше, чтобы всё это снабдить специями, архаизмами, совершенно не задумываясь, что из себя представляет дореформенный русский язык.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/53/44/e9/5344e9d42f6e123f432a2e005ad4d862/656x438_1_1a59c974cd0cce887dc3071dc62fc192@3000x2000_0xLlumFZOQ_9822694545153789122.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a7/23/c2/a723c2134bc1218b9505c1f73285e5a6/656x438_1_91aba284cb84d1ef3a46555d2198f26b@3000x2000_0xAoGW7TcD_0393295848916394496.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/fc/16/00/fc1600fdc9b45edfcd1265a67be334fe/656x438_1_d44ac592a0361cac32f9fb0385b0afc5@3000x2000_0xK7QcE1Ad_4079064702429183681.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/03/16/62/031662246b27cf7c1f074c8bce220319/656x438_1:5733_1eafbc93c81f65d1aed45edf66799a48@764x509_0xH1nYa20N_9514679546863328059.jpg.webp)
«Человек почувствовал, что вложился»
В целом автор проекта остался доволен. Обновлённый центр города оценил даже известный российский дизайнер Артемий Лебедев — вот уж от кого сложно ждать похвалы.
— Его мнение интересно было, особенно такое позитивное восприятие идеи, — говорит Митя. — Это говорит о том, что мы на самом деле говорим на одном языке — языке художников и языке новаторов. Он новатор — он создаёт дизайн-смыслы современности, а историческая вывеска для меня — не столько какой-то совсем музейный атрибут, несмотря на название проекта. Это — шаг вперёд, это новизна в современном мире. Понятно, что на 100% не всегда удаётся — есть какие-то ляпы, шероховатости, недоговорённости, потому что это очень сложный проект, ему аналогов нет. Надо довольствоваться тем, что получилось. А получилось очень близко к тому, что я хотел.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1c/9e/38/1c9e38d0ed689ebba29bd1d52abdefaa/656x438_1_fc7c50d5827af4da61c4f7979a286658@3000x2000_0xXnRGK578_6249224771285240920.jpg.webp)
А что это дало самому музыканту?
— Убежденность в том, что созидание, деятельная вера и бесстрашие способны менять мир, в котором живем, к лучшему, даже если это против устоявшихся правил, — говорит Митя. — Сейчас на улицах меня узнают. Подходит человек, спрашивает: «Это вы делаете вывески? Вы заменяете?» Я с опаской говорю: «Да». Но мне жмут руку, благодарят за то, что город становится красивым. Сейчас атмосфера поменялась в сравнении с тем, что было вначале. Мне пришлось взять огонь на себя, так как я автор проекта. Тут важно было устоять, конечно, осознавать по-настоящему, что свою идею я хотел реализовать именно таким образом. И у предпринимателей появилось осознание, что они являются меценатами арт-проекта. Не просто их заставили что-то сделать, а человек почувствовал, он вложился — получилось красиво, город меняется.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/42/25/14/422514712bd70aa4f99f38752843bbef/656x438_1_cf9b98a905e2bddf995c042e6d7b708b@3000x2000_0xFCBeD3Hw_7496214514529340612.jpg.webp)
Теперь Митю Кузнецова просят поделиться опытом и другие города. Автор вывесок готовит презентацию для Липецкой области и делает вывеску Туле в подарок.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ff/a1/d8/ffa1d8ffb894090626b1d037b6fa5cba/656x438_1_ceb41a71c9d1fe4587c8fa835f2006af@3000x2000_0x2HTkU0Ks_7985527483153148411.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/42/56/43/425643ca9934dbcd692056a4c6c5c017/656x438_1_9c50605e9cc3a52b51f772ed4f82807f@3000x2000_0xiUSkRED4_4335973414366636896.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/db/19/aa/db19aa36c8225f00311ef7063abd46bc/656x438_1_a271d0d857b00b6b4996229a518303d7@3000x2000_0x85vGvsCN_4744158178013318525.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d9/89/6f/d9896f2e0a0caa8dbc0c7d4ec993f502/656x438_1_c9b9410500b3084fb0b3217323ced144@3000x2000_0x24uiAbRG_3284854297200196171.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b4/b8/e9/b4b8e9579e8079ac2f89a5e105877590/656x438_1_73b5939080f5ae9034294c9f16f35f98@3000x2000_0xBJ8CNpbS_3840028187416996519.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/35/ea/db/35eadb98c730c46df130258c898571db/656x438_1_37f9ab7078044f46d6f989cca0d0ede1@3000x2000_0xNr4Ohrti_2901466591786507884.jpg.webp)