Беларусь — одна из немногих стран в мире, где не ввели карантин и самоизоляцию, организации продолжают работу, а президент страны Александр Лукашенко объявил, что отменить парад Победы не сможет, и мероприятие состоится. По данным издания tut.by, в стране уже больше 18 тысяч заболевших, а число умерших перевалило за сотню.
Арпине Цатурян — экс-жительница Красноярска, которая уже 4 года живет в Минске. Она рассказала нам, как сейчас живет страна в условиях всемирной самоизоляции и пандемии.
Рассказывает Арпине Цатурян
Изначально нам особо не сообщали цифры по количеству больных коронавирусом в стране. Говорили, что 300 человек по всей стране болеют, но потом в Беларусь приехала комиссия из Всемирной организации здравоохранения, и цифры стали больше похожи на реальные. Пошел резкий прирост.
Но недосказанность все равно есть. Узнать о проблемах у врачей можно только в независимых СМИ — например, они жалуются, что не хватает средств защиты, но в официальных источниках говорят, что с этим у нас все в порядке и все под контролем. Среди умерших есть люди 40–50 лет, и в средствах массовой информации говорят, что у них были хронические заболевания, но их родные все тем же независимым изданиям говорили, что это не так.
Все знают, что никакого карантина и самоизоляции у нас не объявлено. Бизнесу разрешили работать, потому что денег его поддерживать нет (в эфире канала «Беларусь-1» Лукашенко заявил: «Как у нас тут разглагольствуют кругом: карантин, комендантский час. Это проще всего, это мы сделаем в течение суток. Но жрать что будем?» — Прим. ред.). Но несмотря на это, много какие компании закрываются, потому что нет клиентов. Например, в центре у нас был винный бар, популярный у туристов и основной доход получавший именно от них. Он работал 5 лет, а это для Беларуси немалый срок, но сейчас им пришлось закрыться.
Поддержку государство оказывает только государственным предприятиям. У нас даже продолжает работать один кинотеатр — но он тоже государственный. Не знаю, ходит ли туда кто-то, так как премьер никаких нет сейчас, их отменили по всему миру.
Беларусь — транзитная страна, много товаров возят в Россию и другие страны СНГ, но сейчас этого потока нет, и многие дальнобойщики страдают и сидят без работы, скорее всего, они вообще никакую зарплату не получают.
У меня муж работает с ИП, и, по его ощущениям, 30% бизнесов закрылись. Некоторые свою деятельность замораживают, а туркомпании ликвидируются полностью. В целом эта отрасль всегда была развита в Беларуси, у многих местных есть шенгены, но сейчас посольства не работают, и турбизнес пострадал из-за этого в первую очередь. Им легче просто ликвидировать компанию и потом заново открыть, чем замораживать и платить зарплату сотрудникам.
Людей на улицах Минска сейчас стало меньше, чем обычно. На майских выходных людей в городе почти не было, многие уехали на дачу. Думаю, если б у нас ввели самоизоляцию — многие бы ее соблюдали.
В основном все ходят в масках, разве что молодежь к этому относится несерьезно, они же тусуются в ТЦ, которые сейчас у нас открыты. Бабушки и дедушки тоже не отстают — их можно встретить на рынке. Я сама ходила на рынок за продуктами и даже стала свидетелем ситуации, когда бабушка не могла донести свои сумки, а никто к ней не подходил, потому что боялись заразить или заразиться. Многие ходят в перчатках, во всех магазинах есть санитайзеры, но они появились уже давно, еще в начале марта. Даже в мелких магазинах.
Тесты у нас так же, как и в России, проводят по желанию, только платно. Тест стоит около 5000 российских рублей, однако мало кто спешит их делать, потому что это не столь показательно, не все тесты точны, все равно нужно будет делать рентген или другие процедуры.
Школы продолжают работать, до этого дети были 3 недели на каникулах. Но родители практически не водят детей в школу, а дистанционное обучение у нас не организовано. Детские сады тоже работают, закрыты только те, где были случаи заражения коронавирусом. Причем выяснилось, что это воспитатели заразили детей. Но дети лечатся дома, так как болезнь протекает либо без симптомов, либо в совсем легкой форме.
Массовые мероприятия вроде концертов отменили еще в марте, кинотеатры работали до конца марта, но потом закрылись, кроме одного, государственного, как я говорила раньше. День Победы у нас не отменили, парад репетируют уже три недели, праздничный концерт планируется, причем зрителей ищут в вузах — скорее всего, это будут должники. У нас прошла Пасха, и все ходили в церкви, хотя церковь призывала отказаться от этого и оставаться дома, правда, даже Лукашенко ходил в монастырь, который сейчас закрыли — там коронавирусом заразились две монахини. Родительский день тоже прошел как обычно.
Лично мы с семьей давно уже изолировались и перестали общаться с кем-то еще. Мы ходим гулять с ребенком в парк на озеро и держимся вдали от людей. Поэтому мне за себя и за родных не страшно. Конечно, жизнь поменялась, но не критично, потому что важнее всего здоровье. Конечно, сидеть дома с ребенком тяжело, приходится выдумывать, как его развлекать, но когда думаешь, что сидишь дома для того, чтобы не заболеть самому и не заразить других, потому что ты даже можешь не знать, что являешься носителем вируса, понимаешь, что можно пожертвовать своей обычной активной жизнью ради себя и на благо других людей.
Почитайте также наши материалы о том, как красноярцы из Франции, Новой Зеландии и Кипра переживают пандемию в своей стране, а также об Италии, где еще 1,5 месяца назад ситуация с коронавирусом была катастрофической.