
Сегодня в Красноярске ужас на пешеходов наводят два кикшеринга
Сегодня модно говорить о запретах и ограничениях для электросамокатов ради безопасности. И пока одни запрещают, а другие отстаивают прогресс, мы решили проверить, а насколько безопасно и комфортно передвигаться на СИМ по Красноярску. Корреспондент NGS24.RU Дмитрий Мамаев проехал город от Мясокомбината до Северного и протестировал на себе, не сбив ни одного пешехода.
«Зебры» мелькали перед глазами
Свой путь я начал от Мясокомбината — одного из самых отдаленных районов города. Здесь много машин, много пыли, а на тротуарах, которые тянутся вплотную к оживленным магистралям, почти не встречаются люди. Кажется, что эти каменные джунгли просто возвели среди поля и прямо на бетонную пыль от соседних строек положили дороги.

ЖК построили, но комфорте в нем не позаботились
Мой первый транспорт — новая модель электросамоката Whoosh. По заявлениям самой компании, в новом «вушбайке», помимо прочего, усилили ключевые узлы и герметичность мотор-колеса, а также поменяли кнопку газа. В отличии от первых моделей, которые появились в Красноярске еще несколько лет назад, этот самокат выглядит свежее и безопаснее.

На деле оказался такой же «вушбайк» без существенных отличий, правда не гремит как старые
Каждый год правила для самокатчиков ужесточают, в том числе вводят штрафы, которые могут больно ударить по кошельку корреспондента, но я нарушать и не собирался. Если раньше красноярцы спокойно пролетали на СИМ по пешеходному переходу, то сейчас приходится слазить и переходить пешком, а то штраф.
Справедливо сказать, что я мог ехать по дороге, но среди грузовых машин, которых из-за расположенных рядом строек и складов здесь много, ехать даже у обочины страшно.
Спешиваться приходится постоянно, что не может не бесить. Переходы со светофорами еще можно понять — на красный ведь не поедешь. Но даже на маленькой и безлюдной «зебре» нужно остановиться и перейти дорогу, таща самокат за собой. А «зебры» мелькают каждые 200-300 метров или чаще. Но есть места, где ты не понимаешь — а нужно ли тут спешиваться.

Несмотря на уставший асфальт, здесь дорожники продумали плавный спуск для «колесников» — это лайк, но больше такого не будет
Если гонки, то на выживание
Мы продолжаем ехать по Калинина и пока, не считая десятков небезопасных заездов и пешеходных переходов, ничего не мешает. Но местность определенно расстраивает.

Кто вообще разрабатывал эти серые шумозащитные экраны? И кто додумался проектировать тротуары со столбами посередине?
Не желая ехать вдоль унылого забора и слушать шум машин, сворачиваю на ближайшем съезде за серый забор. Думаю, что так будет комфортнее.

Видимо этим тротуаром давно не пользуются, но зачем тогда шумозащитный экран, не лучше ли деревья?
К сожалению, чем дальше я отъезжал от Мясокомбината, вопреки ожиданиям, тем меньше становилось вокруг не только велосипедной, но и пешеходной инфраструктуры. Свернув в сторону моста над ЖД-переездом (в сторону Кольца на Тотмина), вижу, что единственная дорога до него — узкая асфальтированная «тропинка», где и одному человеку идти тесно, не говоря про транспорт. Это первое.
А второе — это опасно, ведь рядом с тобой проезжают машины и большие автобусы. Оступился и упал на проезжую часть и повезет, если по выделенке никто не едет.

Пришлось ехать очень медленно и просить пешеходов, чтобы они подвинулись «в кусты»
На самом мосту тротуар был шире. Но кто проектировал тротуар к нему, видимо, сам пешком не ходит.
Едем дальше в сторону Высотной, чтобы потом вырулить на Свободный. С тротуарами здесь лучше — они широкие и даже хорошо асфальтированы, но переезды через дороги, вероятно, задумывались как небольшие трамплины.

А кто-то ходит тут с колясками или ездит на инвалидных
Внезапно возникает новое испытание. Дорожники еще не успели уложить новое покрытие и придется объезжать и тратить время или ехать прямо по гравийке. На самокате это не самое большое удовольствие.
Время деньги в прямом смысле, поэтому мы едем прямо
Ближе к людям
После встряски продолжаем путешествие. Чем ближе к Свободному, тем больше на тротуарах людей. И, кажется, когда думали об их комфорте, в частности, о лестницах, мам с колясками и инвалидов в городе не существовало. Иначе как объяснить единственную лестницу, объехать которую по плавному спуску нельзя?

Рядом вполне можно было сделать спуск для колясок
По Свободному мы едем свободно. Тротуары не везде широкие, но есть место разъехаться, а местами даже продуманы спуски с бордюров. Преодолев несколько лестничных пролетов в объезд, добираемся до Маерчака и спокойно поднимаемся к платной парковке у БЦ «Баланс» по хорошему асфальту.
Проблемы начинаются, когда мы пытаемся добраться до Робеспьера, чтобы позже вырулить на Ленина. Приходится забыть про троуары и двигаться по междворовым проездам, мимо офиса «Норникеля». Уже на подъезде к Ленина, скорость на самокате автоматически снижается до 20 км/ч.

В центре основная проблема самокатчиков — пешеходы
Центр точно не для самокатов
Основная проблема центра для самокатчика — пешеходы. Основная проблема для пешеходов — самокатчики. И я прекрасно понимаю опасения, что первых, что вторых.
Неприятно, когда ты спокойно идешь и смотришь по сторонам, а на тебя, петляя, несется двухколесное чудовище, и ты не знаешь, в какую сторону увернуться. И страшно, когда ты едешь на самокате, а пешеходы перед тобой начинают суетиться.
При езде по Мира скорость ограничивается 15 км/ч, но больше здесь и не нужно. Людей настолько много, что адекватно реагировать на их движения даже на такой скорости сложно.
Справедливости ради, если в Красноярске есть риск сбить пешехода на небольшой скорости, в Новосибирске есть риск, что вас обоих собьет машина.
Хотя ездить по центру наиболее комфортно, несмотря на светофоры, здесь самокаты, пожалуй, лучше запретить вовсе, как и другие СИМ. Или сделать для них отдельные полосы, как на набережной, чтобы можно было передвигаться в пробки, пока не построили метро.

Интересно, а как избегают пробки в правительстве?
Но пока мы меняем самокат. Берем фиолетовый от «МТС Юрент». Он больше и едет по кочкам мягче, но сложнее управляется из-за широкого руля.

Стихийная парковка возле бывшего здания «Кантри». Кстати, а что с бордюрами?
В спокойном темпе добираемся до Института искусств. И там видим большую лестницу, преодолеть которую на колесах мы не в силах.

Тащить на себе самокат не так просто, а еще за все минуты списываются деньги
Ищем объезд и выходим к ЖК «Адмирал», до Белинского едем вдоль него.

Мост через Качу такой: ты хочешь оказаться в реке или на дороге? На скорости тут лучше не ехать, хотя уже можно 25 км/ч
На Белинского спускаемся в красивый пешеходный переход и перебираемся на сторону дороги, которая ближе ТЦ «Комсомолл». Там нет столбов посередине тротуара и он шире, чем на противоположной стороне. Поднимаемся прямо до памятника Андрею Дубенскому.

Как же Стрелка похорошела
Вот где можно покататься
Дальше нам нужно доехать до автовокзала и для этого перейти виадук над Партизана Железняка. На лестнице нет пандусов, но есть лифт. Прикасаться к кнопкам без перчаток, по-правде говоря, не очень хочется, но по-другому никак.

Несмотря на красивый рисунок, внутри грязно и плохо пахнет, а в одном из них нет света
Спустившись, спокойно едем по широким тротуарам до автовокзала и попадаем на Взлетку. Там, несмотря на внешнюю серость, передвигаться на самокате наиболее комфортно.
Широкие тротуары, спуски и иногда дублирующиеся дорожки позволяют спокойно добраться почти до самой «Планеты». Однако доехать до нее в этот раз не получилось. Почти полностью заряженный в центре, на Взлетке самокат «МТС Юрент» разрядился.
Оставить его на месте — в 300 метрах от «Планеты» было нельзя, в приложении просили найти парковку. При этом самокат сигналил, что я выехал из зоны, где разрешено катание.

Паркуем самокат и считаем, сколько мы потратили денег, времени и сил
Сколько потратили на небезопасную поездку
В общем за почти трехчасовую поездку я отдал 1068 рублей. Два раза в сервисе Whoosh я покупал 30-минутные пакеты по 237 рублей и один раз ехал по поминутному тарифу —вышло 272 рубля. В «МТС Юрент» поездка обошлась мне в 348 рублей, так как у меня было 20 подарочных минут. Общее пройденное расстояние: 16,2 километра, по 8,8 и 7,4 соответственно. Если не останавливаться ради фотографий, как я, можно сэкономить. По текущим ценам такси, выйдет примерно одинаково.
Подводя итог, хочется заметить важное: мы все хотим жить в безопасности, что пешеходы, что водители. Но на фоне того, как многие чиновники и горожане говорят о полном или частичном запрете СИМ в Красноярске, хочется спросить — а что вы сделали, чтобы посодействовать прогрессу? Ведь как мы все знаем, тормозить его практически невозможно.
Когда появились повозки с лошадьми, для них сделали дороги. Для машин начали укладывать асфальт. Для самокатов, велосипедов и других СИМ у нас пока не сделано практически ничего, за исключением острова Татышев и набережной. Но это зоны отдыха, где, наверное, самокатов вовсе не должно быть, как и в центре города, где слишком много людей.
Сегодня в Красноярске ездить на электросамокатах можно, но сложно. В городе нет выделенных полос и не везде на пешеходных переходах имеются спуски, часто это просто высокие бордюры. Возможно, если бы это было продумано, самокатчики могли меньше выезжать на дорогу для экономии времени, а также меньше сталкиваться с пешеходами.
И так как этот вид транспорта еще очень молодой, хочется верить, что мы научимся с ним взаимодействовать. Мы обратились в УДИБ Красноярска с вопросом, разрабатывается ли сейчас в городе какая-либо инфраструктура для комфортного сосуществования пешеходов и «пешеходного транспорта», но на момент выхода материала, ответ еще не поступил. Мы опубликуем его отдельно.
Больше новостей в нашем телеграм-канале NGS24.RU — «Новости Красноярска» и в нашей группе во «ВКонтакте» «НГС.НОВОСТИ Красноярск». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.