
Главные эпохи красноярской авиации: первый самолет, аэропорт на Взлетке и Емельяново
Фото: Красноярский краевой краеведческий музей, «Красноярск нашего детства» / vk.com
Поделиться
Редакция NGS24.RU решила воссоздать хронику развития авиации в Красноярском крае с
1920-е годы
История авиации в Красноярском крае начинается с
О пассажирских рейсах в крае (тогда еще в Енисейской губернии) объявили в 1924 году. А первый самолет вылетел из Красноярска в 1925 году. Это был английский самолет марки Sopwith, которого назвали «Красноярец». Его выделили красноярскому обществу друзей воздушного флота (ОДВФ).Экипаж самолета был в рейсе полтора месяца. Маршрут был следующим: Красноярск — Даурское — Новоселово — Абакан — Минусинск и обратно Усть-Абакан — Черногорск — рудник «Юлия» — Шира — Ужур — Назарово — Ачинск –Покровская — Козулька — Знаменский завод — Зеледеево — Красноярск. Этот полет выполнялся без пассажиров.

Аэроплан «Красноярец» в 1926 году на озере Шира
Фото: Красноярский краевой краеведческий музей
Поделиться
В том же 1925 году акционерное общество «Добролет», ставшее потом «Аэрофлотом», решило запустить рейсы из Красноярска в Туруханск. Их планировалось выполнять на немецком самолете Junkers
Первый рейс по маршруту случился в начале марта 1926 года. Самолет взлетел с ледовой площадки на Енисее возле острова Посадный.
— Открылась впервые в истории воздушная связь между Красноярском и Туруханским краем. Высшее достижение современной техники и культуры — современный самолет — полетел к полярному кругу в самую отсталую малолюдную область, где бродят редкие кочевья туземцев, где разбросаны кругом и лежат сказочные богатства, не только не тронутые еще рукой человека, но даже неизведанные, неизученные, никому неизвестные, — писали красноярские журналисты в своем репортаже о первом полете в Туруханск.
Но первый полет на Север прошел неудачно, хотя в «Добролете» поняли, что воздушная трасса очень нужна. Перелет из Красноярска в Туруханск занял
1930-е годы
В том же 1934 году была открыта воздушная трасса Новосибирск — Красноярск — Новосибирск. Тогда же в Красноярске появился первый аэроклуб ДОСААФ для подготовки молодежи к авиационным специальностям без отрыва от производства.
В 1936 году в Красноярске приземлился первый рейс из Москвы, который летел во Владивосток с десятью посадками.
1940-е годы
Большинство летчиков, выполнявших пассажирские рейсы на Север, в
К 1943 году в Красноярске началось строительство аэродрома на месте будущего аэропорта Красноярск-Северный. Он существовал и до войны, но в эти годы власти решили повысить его класс. Там построили две бетонные взлетно-посадочные полосы, ангары и служебные здания.

Самолет
Фото: «Красноярск нашего детства» / vk.com
Поделиться
В 1946 году появилось Красноярское управление гражданской авиации. В том числе в него входили авиаотряды в Абакане, Енисейске и Кызыле. Главным пассажирским самолетом в Красноярске в те годы был
1950-е годы
В

Интерьеры красноярского аэропорта в
Фото: aviaforum.ru
Поделиться
В 1956 году была создана красноярская служба бортпроводников: стюардессы и стюарды работали на пассажирских рейсах, которых было всё больше и больше. В управлении гражданской авиации появились самолеты

Аэропорт Красноярска в год открытия. Рядом еще нет ни гостиницы, ни магазинов, ни домов
Фото: «Красноярск нашего детства» / vk.com
Поделиться
1960-е и 1970-е годы
Эти два десятилетия стали самыми яркими и запоминающимися в истории советской авиации. И Красноярск — не исключение. В 1962 году в Москву можно было улететь за 68 рублей, в Ленинград — за 72 рубля, а в Норильск — за 66. Это было довольно дорого по советским меркам. Туда летали самолеты

Здание аэропорта в 1964 году
Фото: «Красноярск нашего детства» / vk.com
Поделиться
В начале

Самолет
Фото: Красноярский краевой краеведческий музей
Поделиться
До конца

Фото: «Красноярск нашего детства» / vk.com
Поделиться
Но вместе с появлением новых самолетов появились и проблемы. Взлетно-посадочная полоса была слишком короткой для

Взлетающий самолет над улицей Шахтеров,
Фото: «Красноярск нашего детства» / vk.com
Поделиться
Аэропорт находился совсем рядом с жилыми кварталами, а самолеты взлетали рядом с частным сектором Покровки. Местные жители вспоминают, что им не нравился шум двигателей, хотя люди к нему и привыкли.
Известный красноярский пилот-писатель Василий Ершов вспоминал, как самолеты взлетали с Северного:
— Местность за полосой плавно повышалась, и взлетающие лайнеры проходили низко над жилыми домами, казалось, аж шифер на крышах шевелился; говорят, в том направлении и коровы не доились, и куры не неслись. Народ-то, живущий в этом цыганском районе, привык, а вот постороннему человеку, заехавшему на рынок и внезапно попавшему под линию взлета, приходилось несладко; иные с перепугу аж приседали, а может, и того хуже… Махнув крылом знаменитой часовне на обрыве, той, которая изображена на известной российской десятирублевке, четырехмоторный лайнер повисал над ямой города, убирая закрылки аккурат над соседствующими друг с другом зданиями управления гражданской авиации и крайкома партии. Ну, управленцам, в основном бывшим и действующим летчикам, к гулу над головой не привыкать, а вот партейным боссам оно резало слух; ну и опаска была: а вдруг сверзится на голову… Да и взлетная полоска в две с небольшим тыщи метров была уже маловата, а здания обступали аэропорт со всех сторон, и огромное пустое поле соблазняло расширяющийся город к застройке, — писал Ершов в одной из своих книг.

Перрон аэропорта Красноярск в 1980 году
Фото: «Красноярск нашего детства» / vk.com
Поделиться
К началу
— Мне было очень жаль, когда из аэропорта перенесли рейсы. Я жила в Советском районе, и добираться до аэропорта было очень удобно: всего 15 минут на троллейбусе. А потом на дорогу приходилось тратить больше часа, добираться до Театра оперы и балета, откуда ходили автобусы. Было страшно опоздать на самолет, — рассказала NGS24.RU жительница Красноярска.
1980-е годы
Новый аэропорт Емельяново открыли 25 октября 1980 года. Теперь взлетно-посадочная полоса длиной 3700 метров позволяла принимать большие самолеты. Первым в новом аэропорту приземлился самолет

Первый рейс, прибывший в новый аэропорт Красноярска
Фото: международный аэропорт Красноярск
Поделиться
Пилоты и авиатехники вспоминают, что аэропорт открыли недоработанным. Например, изначально в Емельяново не было ангара и на ремонты и осмотры самолеты перегоняли в Северный. Иногда экипажи даже добирались домой на самолете.
В первые же годы работы Емельяново в новом аэропорту случилась трагедия. 23 декабря 1984 года самолет
— Говорят, на этой машине несколько раз записывали повышенную вибрацию двигателя, да техническая служба всё отписывалась. И неудивительно. Условия работы ИАС (инженерно-авиационная служба. — Прим. ред.) — это каторга. Мало того что тяжелые формы делаем в Северном, в холодном ангаре (всё равно его снесут, не до тепла), так и здесь, в Емельяново, на перроне нет никаких условий. Стремянку для осмотра надо тащить за километр. Темно, снег не чистят, негде обогреться… Техникам скоро будет наплевать на всё, и они не виноваты. Виноваты те, кто получил ордена, кто нажимал «давай-давай» и трубил в фанфары. Первая очередь нового аэропорта сработала, — писал Василий Ершов в своем дневнике.

Аэропорт Емельяново в
Фото: «Красноярск нашего детства» / vk.com
Поделиться
За несколько лет до катастрофы
К середине
1990-е годы
После распада СССР региональные подразделения «Аэрофлота» стали распадаться на частные авиакомпании. Эта участь постигла и Красноярск. Местное управление гражданской авиации стало сначала «Красноярскими авиалиниями», а к концу

Аэропорт в 1998 году
Фото: «Красноярск нашего детства» / vk.com
Поделиться
Еще одна интересная история про KrasAir — покупка первых самолетов иностранного производства. Ими стали два широкофюзеляжных лайнера

Первая посадка «Дугласа» в Красноярске
Фото: «Красноярск нашего детства» / vk.com
Поделиться
Эксплуатация
2000-е годы

Рядом с уже застроенной Взлеткой в 2000 году еще работал маленький аэродром для
Фото: Красноярский краевой краеведческий музей
Поделиться
В

Самолет
Фото: «Красноярск нашего детства» / vk.com
Поделиться
Несмотря на всё это, многие жители края до сих пор не могли себе позволить перелет. Красноярцы вспоминают, что авиакомпания была монополистом, а из Емельяново можно было улететь рейсами только тех компаний, которые входили в созданный в середине
— Рейс в Москву стоил 10 тысяч рублей в одну сторону. Моя зарплата в
Все закончилось в 2008 году, когда в конце августа авиакомпании альянса начали надолго задерживать рейсы и перестали выплачивать деньги сотрудникам. Как выяснилось, у предприятия накопились долги на 800 миллионов рублей и к ноябрю
2010-е и 2020-е годы
С начала
Самым большим событием
В 2021 году в аэропорту сдали новую рулежную дорожку, которая увеличила пропускную способность аэропорта. К 2020 году в Красноярске планировалось сделать хаб «Аэрофлота». NGS24.RU подробно рассказывал, что из этого вышло: большинство рейсов выполняет дочерняя авиакомпания национального перевозчика «Россия», а зарубежных направлений оказалось меньше, чем планировалось изначально.