Начинать переобувать свои авто в зимнюю резину посоветовали красноярцам в ГИБДД — несмотря на то что днем еще держатся плюсовые температуры, по ночам дороги уже подмораживает. По данным синоптиков, серьезные похолодания с обильным снегом придут в Красноярск ближе к 20 октября — к этому времени ждут наплыва клиентов и в шиномонтажках. Накануне «горячего сезона» мы выяснили, во сколько обойдется водителю смена резины, и узнали у экспертов, почему все же это стоит сделать заранее.
Торговые точки уже по традиции к сезону подготовились раньше водителей: всевозможные шины — хоть «липучку», хоть шипы — готовы предложить как специализированные автомагазины и рынки, так и гипермаркеты, куда мы отправились в первую очередь. Побывав в гипермаркетах «Лента» и «О'Кей» в «Северном», мы обнаружили в продаже только шипованную резину. При этом марки шин и цены на них весомо разнятся.
Самые дешевые зимние покрышки в «Ленте» — российские Cordiant и «Кама» (R-13) — при покупке без карты обойдутся в 2203,95 руб. и 2098,95 руб. соответственно. Сербская Riken (R-16) без карты стоит 3505,95 руб., аналогичная отечественная Matador — 4198,95 руб., малазийская Toyo — 5038,95 руб.
В «О'Кей» шипованная «Кама» (R-13) без карты стоит 1899 руб., а такая же покрышка Nokian Nordman — 2849. Шины R-14 — от 1999 руб. за «Каму» до 3069 руб. за Nokian Nordman. Шины R-15 — от 2369 руб. за «Каму» до 3629 руб. за Nokian Nordman. Сегмент R-16 здесь представлен лишь брендом Viatti за 3599 руб.
На рынке автозапчастей, неподалеку от перекрестка Молокова – Авиаторов, можно найти как абсолютно новые шины, так и бывшие в употреблении. Виктор Иванович, торгующий с грузовика, с ходу назвать средние цены затруднился. «Все равно что в обувной придете и скажете: дайте мне что-нибудь на ногу. Все размеры в ходу — от 1800 до 15 тыс. руб. Самые дешевые — это русские: "Кама", Cordiant, Matador, — перечисляет продавец. — Шипы от "липучки" по цене не отличаются — плюс-минус 50 руб., это не разговор».
Женщина в другом углу рынка дала более детальный расклад: «14-е — от 1700 до 2700 руб., 17-е — от 4500 до 7000. Дороже всего стоят европейские бренды Michelin, Nokian, Continental. "Липучка" всегда стоит дороже примерно на 10 % — качество каучука выше». Что касается «бэушной» резины — 4 колеса обойдутся в 7–9 тыс. руб. в зависимости от типоразмера.
«"Липучка" контрактная из Японии — по России не бегала, но это хорошая резина 2013–2014 годов. Новый комплект Cordiant стоит 10 тыс., но отъездит он меньше, чем японский контракт. Японская резина по 4 сезона ходит, а наша через год идет радиальными грыжами», — хвалит свой товар продавец по имени Сергей. Комплект шипов, по его словам, стоит дороже на 1–2 тыс. руб. При подборе б/у резины он советует в первую очередь обращать внимание на состояние протектора и год выпуска — чтобы не ранее 2012 года.
После рынка мы заглянули в шиномаркет «Пит-стоп» на Взлетной. Цены на зимнюю резину там стартуют от 1600 руб. за кировскую резину R-13. Ее импортный аналог — от 2000 и выше. Самая ходовая шина — R-15, признаются в магазине. Она стоит чуть дороже — до 2000 руб. за отечественную и 2300–2500 руб. за шину из Европы или Японии. Шина R-16 стоит от 3300 руб. в зависимости от марки. «Липучка» дороже шипов не более чем на 5 % — последние пользуются бóльшим спросом, отметил продавец.
По сравнению с прошлой осенью цены на зимнюю резину подросли в среднем на 10 %. При этом цены на переобувку автомобиля в шиномонтажках практически те же — это нам подтвердили в десятке красноярских мастерских. Комплекс работ с шинами R-14 в среднем обойдется в 700–900 руб., R-15 — 800–1000 руб., R-16 — 900–1100 руб.
Ажиотажа в мастерских пока еще нет, говорит владелец сети шиносервисов «Академия шиномонтажа» Антон Луговских. Первые клиенты поехали в конце сентября. В прошлом году осень была теплее и сезон переобувки начался значительно позже — ближе к середине октября.
Синоптики пока дают водителям надежду на небольшую передышку, заявляя, что переобуваться еще рановато. «Обычно в это время устойчивого покрова не наблюдается — до 20 октября по этому поводу волноваться не стоит. В ближайшие дни пройдет небольшой снег, который при +3…+5 днем растает и гололедицы на дорогах не создаст», — говорит замруководителя отдела метеопрогнозов Среднесибирского УГМС Наталья Краснова. Дороги будут подмерзать лишь по ночам, а в конце месяца, по ее словам, землю припорошит снегом, который не растает, если ноябрьские температуры не будут подниматься выше нуля.
Переобуваться уже сейчас Антон Луговских советует выезжающим на загородные трассы, а также тем, кто шипам предпочитает «липучку» — она хорошо держит дорогу при температурах от +5 градусов и ниже. По словам руководителя службы аварийных комиссаров «АВАРКОМ-Сибирь» Виктора Куцака, при плюсовых температурах зимняя резина сильнее изнашивается и шипы могут вылетать — однако и летняя резина при +5 и ниже начинает «дубеть» и теряет сцепные свойства.
«Можно, конечно, пока не переобуваться, поберечь резину, но стоит ли оно того? Однозначно лучше делать это уже сейчас. Во-первых, потом будут огромные очереди на шиномонтажках, во-вторых, никогда не знаешь, где и когда застанет внезапное похолодание», — считает аварком.
Ничего критичного в раннем переобувании не видит и автоспортсмен со стажем, член общественного совета при краевом ГУ МВД Александр Пономарев: «Постараться исключить резкий разгон с пробуксовкой, резкое экстренное торможение — тогда ничего страшного с резиной не случится. Надо переобуваться — зато будет время прикатать шипы». Именно шипованная резина, а не «липучка», по его мнению, более подходит для Сибири — у нее более высокие торможение и разгон, и машина на шипах лучше застрахована от бокового заноса. Водителям, не успевающим переобуться до середины октября, эксперт рекомендует ни в коем случае не садиться за руль в гололед.
67-летний водитель LADA Granta Николай, на глазах у автора купивший 4 шипованных колеса в «Ленте», свой выбор объясняет их надежностью, добавив, что «липучке» не очень доверяет. «С 1968 года за рулем и уже не представляю себе езды без шипов в зимних условиях. Конечно, главное — это аккуратность езды, но они (шипы. — М.К.) очень помогают. На голый асфальт надейся, но бывает так, что где-то лужица замерзшая — впереди машина затормозила, а ты едешь по этой лужице, тормозишь, — и пожалуйста, въехали», — говорит мужчина.
Новенькую «липучку» 24-летний Вадим поставил на свой Chevrolet Cruze буквально на днях. Свой выбор нам он объяснил очень просто: «В городе ее вполне хватает, а шипы сильно шумят и вылетают на голом асфальте. Да и на трассе проверял, ничуть не уступает шипам — и по краю, и в Кемерово на "липучке" ездил, сцепление с дорогой отличное».
Максим Косов
Фото автора