Дороги и транспорт «Такси у вас исчезнет»

«Такси у вас исчезнет»

Мировой гигант заказа такси приходит в Красноярск — эксперт предрек падение цен и банкротство большинства такси города, где сейчас можно заработать до 40 тысяч

Служба заказа такси Uber замахнулась на Красноярск и уже ищет здесь менеджера. Эксперт уверяет: появление сервиса в Москве обрушило там цены чуть ли не вполовину. На примере соседнего Новосибирска, где Uber появился осенью прошлого года, мы выяснили, чего ждать от прихода в наш город международной компании. Честные истории таксистов о заработках и в чем главное отличие Uber от всем известного такси «Максим» — в материале далее.

12 марта международный сервис заказа такси Uber открыл в Красноярске вакансию регионального менеджера. Он будет заниматься поиском водителей, распределением между ними заказов, а также координировать бизнес-процессы: вести документооборот, отвечать за клиентскую базу, гласит объявление на портале HeadHunter на английском языке. В аналогичной вакансии на портале Зарплата.ру для Новосибирска указано — «от 70 тыс. руб.». В пресс-службе российского представительства компании нам подтвердили, что в 2016 году компания планирует прийти во все города-миллионники России.

На данный момент сервис со штаб-квартирой в Сан-Франциско обеспечивает подачу такси в 395 городах 60 стран мира, в России им можно воспользоваться в Москве, Питере, Екатеринбурге, Казани, Сочи и Новосибирске.

На сайте Uber говорится, что своего таксопарка компания не имеет и предоставляет IT-услуги — распределение заказов между водителями. Заказывается такси только с помощью специального приложения для смартфонов и оплачивается по карте — при регистрации в программе клиент указывает свой сотовый и данные банковской карты (номер, дата выдачи, код). Выбирая пункт назначения, пассажир получает расчетную стоимость поездки и примерное время в пути, марку авто и номер такси, фото водителя. При приезде деньги сразу списываются с карты, первые 5 минут заказ можно отменить, после этого срока за отмену взимается штраф.

По его оценкам, после прихода Uber средний чек на услуги такси по Москве упал чуть ли не вдвое, компании принадлежит практически половина рынка перевозок. Работа компании видится г-ну Швагерусу в самых мрачных красках. Он полагает, что Uber привлекает инвестиции на международных рынках и, чтобы обеспечить низкий тариф, чуть ли не доплачивает водителям.

«Средства идут на оплату водителям в обмен на снижение тарифа ниже себестоимости. Остальные не могут выдерживать такие тарифы. Себестоимость заказа для Uber составляет примерно 1 руб. — это стоимость получения, обработки и передачи заказа. В Екатеринбурге Uber понизил цену до 4 руб. за километр, но извините — ведь всё же растет (дорожает. — А.П.), машины не дешевеют!» — возмущается собеседник. Он опасается, что, выдавив конкурентов, компания повысит тариф.

Сравнив цены на такси Uber в Новосибирске с местными игроками, особой дешевизны мы не обнаружили. «Американцы» поездку от ж/д вокзала до IKEA оценили в 188–230 руб. в зависимости от пробок, местные «Лидер» и «Атлас» — в 240–250 руб. Однако новосибирцы на сервисе «Фламп» находят поездки в Uber дешевле на 30 %, а машины — более современными: например, рассказывают о «джипе с кожаными сиденьями».

Представитель компании Uber Евгения Шипова пояснила нам, что в каждом регионе присутствия действует свой тариф: для Новосибирска — это 59 руб. за подачу, 4 руб. с километра, 4 руб. минута. По словам г-жи Шиповой, такой подход позволяет учитывать как длину поездки, так и время в пути с учетом пробок.

Как отметила представитель Uber, водитель получает 80 % от суммы заказов. Водителем может стать как автовладелец, так и компания такси, заключившая договор о сотрудничестве с сервисом. На сайте компании никаких данных о доплатах за низкий тариф мы не нашли, но обнаружили внушительный список требований: стаж от 3 лет, лицензия на право осуществлять таксомоторную деятельность и без судимостей. Если водитель устраивается как частное лицо, то сюда же добавляется еще и свидетельство ИП. Требования к авто соискателей отличаются в зависимости от регионов. В списке из 269 авто для соискателей из Новосибирска нам не удалось найти ни одного изделия отечественного автопрома, большинство должно быть выпущено не позднее 2008 года.

Директор новосибирской компании такси «Лидер» Вячеслав Шевченко уверяет, что появление американского гиганта снижения среднего чека не вызвало — поездка по городу обходится примерно в 180–200 руб.:

«"Убер", Яндекс.Такси и Get пришли одновременно. Все они работают на грани себестоимости, но ничего глобального с рынком не произошло. Рост заказов у нас чуть замедлился, но спада не ощущаем. Они привлекли своих клиентов, и все».

Главным минусом бизнес-модели Uber он считает ставку только на онлайн-заказы. По оценкам г-на Шевченко, больше половины пассажиров такси предпочитают заказывать такси в разговоре с оператором. «Программисты из Uber думают, что революция свершилась, но средний пассажир такси пользуется этим транспортом от случая к случаю, людям просто лень скачивать еще одно приложение, чтобы проехаться на такси раз в месяц», — уверяет глава «Лидера».

В Красноярске, по данным 2ГИС, работает свыше 100 компаний такси. По оценкам издания «Деловой квартал», почти половина рынка принадлежит службе заказа такси «Максим». Судя по официальному сайту «Максима», минимальная стоимость заказа составляет 80 руб. (с 2014 она подешевела на 20 руб.), проезд 1 км — 11 руб.

В отличие от Uber никаких требований отсутствия проблем с законом и наличия лицензий на сайте «Максим» нет, а судя по официальным объявлениям, требования к авто ниже — могут взять и владельца ВАЗ-2104. Меньше комиссия за заказы — 10 %.

Красноярские таксисты в частных беседах хором говорят о том, что с кризисом число работников в службах заказа такси выросло в разы. Красноярский таксист Дмитрий, работающий в сфере уже 4 года, уверяет, что только в новогодние праздники в час на Красрабе стояло свыше 200 водителей. В итоге суммы заработков упали в разы. В начале 2015 года подрабатывающие по паре часов день извозом в службах заказа говорили о заработке в 6–7 тыс. руб. в месяц. Сейчас ситуация иная. «Работаю вечерами, беру заказы часов с 7–8. Максимум удается выжать 2–4 тыс. И люди меньше ездят, и таксисты буквально живут в машинах», — признается 28-летний красноярец Сергей Р.

«Работаю на служебной машине таксопарка. Чтобы как-то выйти на цифру 40 тыс. в месяц, натыкал в телефон 3 приложения от служб заказа, придет Uber — и его поставлю», — делится водитель одной из компаний такси города. Станислав Швагерус не исключает, что при заходе в Красноярск компания воспользуется услугами владельцев таксопарков, которые придут сразу с водителями.

Антон Понарин

Фото depositphotos.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства